Круг замкнулся

Тяготы барщины вряд ли отличаются психологически от тягот сидения в офисе, если ты — рядовой планктон без карьерных перспектив.

39313 февраля 2019
Круг замкнулся

Давно пытаюсь сформулировать мысль. Андрей Столяров опять поднял тему того, кем ощущают себя наши современники, пытаясь «примерить» судьбы людей прошлого.
Тема старая, родившаяся из споров по поводу исторических романов и романов о «попаданцах».
До появления «соцреализма» вся художественная литература на исторические темы выбирала сюжеты по принципу «великие деяния великих мужей» или — в русле романтизма — «великие деяния мужей не особо великих изначально, но восставших против обыденности». Вся романтическая приключенческая литература 19 века, от Дюма с Вальтером Скоттом до отечественного Алексея Толстого (который старший, автор «Князя Серебряного») — об этом. 99% главных героев — люди из высших классов. Пусть даже не из самой верхушки, но все равно — образованные, думающие, свободно действующие, имеющие понятия о чести... Простонародные персонажи, как правило, или эпизодичны, или выполняют роль слуг. Остальные — лишь фон, серая масса на заднем плане. Почему? Да потому что до конца 19 века сознание «образованной» публики просто отказывало простонародью в способности быть интересным. Отношение к нему было... ну, примерно как сейчас у зоозащитников — к животным. Дескать, они тоже чувствуют и страдают... Ключевое — ТОЖЕ. Умиление крестьянскими детьми, сострадание, восхищение мужеством и верностью, но все — извне, со стороны. Просто потому, что не было авторов, имеющих корни в том самом простонародье.
Потом было российский реализм, который об эпохе глубочайших сдвигов в жизни, о трагичных изменения. Простонародье получило право быть интересным без приложения к образованному персонажу, но лишь в том случае, когда представитель этого простонародья не сидел всю жизнь сиднем по принципу «где родился — там и пригодился», а «выламывался» из своей среды, искал, стремился к большему. Со счастливым или трагичным финалом — не суть. И опять причина в том, что среди авторов если и были люди из простонародья, то такие же «выломившиеся». Ранний Горький, например.

Потом наступила эпоха соцреализма с его принципом типизации, но жизнь была настолько бурной, что авторам не нужно было искать «интересность» в исключительных людях. Судьбы половины населения ломались через колено, в течение пары поколений — две войны, революция, коллективизация, индустриализация... Любой, даже самый инертный от природы человек был вынужден как-то реагировать на события. Это по большей части и было темой литературы И только в 60-70-х, с появлением «деревенщиков» литературными героями становятся люди, которые «просто живут». Бытописательство, обыденность, повседневность без попыток куда-то «выломиться»,
И тут меня, конечно, могут забросать гнилыми овощами, но вдруг обнаруживается, что литература эта, пусть и гениальна, но... пресна. Вместо великих свершений и глобальных идей персонажами становятся люди с такими мелкими целями, что диву даешься таланту авторов — как они ЭТО могут сделать хотя бы чуть-чуть интересным. Мушкетеры Дюма влезают в интриги, от которых зависят судьбы Европы, мечтают о славе и власти, герои Горького и Шолохова переворачивают мир в стремлении к всеобщей справедливости и счастью, а герой Астафьева ловит рыбу. Большую, да... Но он ПРОСТО ЛОВИТ РЫБУ. Смысл жизни — поймать рыбу. Офигеть, какая глобальная цель! Кроме как в русле символизма и не истолкуешь...

1

Итак, что мы получаем на выходе? А то, что жизнь всех эпох до начала 70-х годов прошлого века мы знаем лишь преломленной через восприятие людей высших классов или — в конце 19-го и 20 веке — через восприятие людей «выломившихся», поднявшихся над своими корнями. То, как жило простонародье, мы просто не знаем. Да и знать не хотим. Потому что, когда появились авторы, которые сумели рассказать о повседневности простонародья, они оказались скучноваты для романтических натур. Да и то — заметьте — большинство «деревенщиков» пишет об областях достаточно экзотических для столичной публики вроде Сибири или Русского Севера...

Вот и получается, что ни одному попаданцу не придет в голову попасть в судьбу какого-нибудь рядового крестьянина. Почему? Тяготы барщины вряд ли отличаются психологически от тягот сидения в офисе, если ты — рядовой планктон без карьерных перспектив. Да, нужна куча навыков, которые были у крестьян с детства, но современный человек так же естественно владеет другими навыками, которые крестьянам и не снились. Но главное: цели столь же мелки, как и у офисного планктона. Вспахать поле. Составить отчет. Выгнать корову на пастбище. Написать письмо контрагенту. Сплести лапти. Составить заявку на смену картриджа в принтере и добиться, чтобы сисадмин не забыл про нее... В чем разница?
Скука. Обыденность.
Нет предмета для размышлений и разговоров... Нет действия, нет сюжета. Конфликты мелки, как рябь на воде.
Все, круг замкнулся.
И теперь снова создают мифы — как когда-то в среде простонародья...

Оригинал в Фейсбуке автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

15.04.2019

А вы за Зеленского или за Порошенко?

Уже проголосовало 206 человек

19.03.2019

Как вы относитесь к мусорной реформе в Омской области?

Уже проголосовало 226 человек

Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…

В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.

Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.







Блог-пост

Арсений Заляев

— программист

Евгения Климанова

Парадокс


20620.04.19

Евгения Климанова

— омичка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Итальянские каникулы

Николай Бердяев полагал, что только в Италии «русскому вольно дышится». Мне – ещё и бродится…

578113 апреля 2019

Репродуктологи «Евромеда»: «Самое радостное для нас – получать фото бирочек из роддома»

Более шести лет врачи отделения вспомогательных репродуктивных технологий Многопрофильного центра современной медицины «Еромед» помогают своим пациентам осуществить заветную мечту – стать родителями.

1415112 апреля 2019

Владимир Ходус. Спасая судьбы

Пятнадцать лет назад пациенты-диабетики с критической ишемией нижних конечностей зачастую лишались ног. Благодаря коллективу единомышленников, возглавляемому Владимиром Ходусом, их вот уже несколько лет их вылечивают без ампутации..

227818 марта 2019

Знаете ли вы Омск — 9?

Новый «восьмимартовский» тест посвящен известным женщинам, чьи судьбы связаны с Омском.

156708 марта 2019

ЛОРды в медицинских халатах

«Он стал нашим семейным врачом», «очень внимательная и отзывчивая» и даже — «это один из лучших ЛОРов в городе». Так говорят о врачах-отоларингологах Многопрофильного центра современной медицины «ЕВРОМЕД» Викторе Папулове и Валентине Киштеевой.

2831405 марта 2019

Стиль жизни

Омичка - об участии в телешоу «Песни»: «Рада, что дальше не прошла»

Story

Омичка - об участии в телешоу «Песни»: «Рада, что дальше не прошла»

Екатерина Бардыш рассказала «ВОмске» о том, как попала на кастинг и что делала бы в случае победы.

27423 апреля 2019
Олеся Шмидт: «Кормление бездомных — это служение…»

Уклад

Олеся Шмидт: «Кормление бездомных — это служение…»

Маленький рассказ о доброй обаятельной и мудрой женщине, которая кормит бездомных, воспитывает детей и учит йоге, а все её многочисленные ипостаси органично вплетаются в единую концепцию помощи людям.

62312 апреля 2019
Сергей Гульченко: «В каждом городе ты первым делом узнаешь, где ближайший тренажерный зал»

Уклад

Сергей Гульченко: «В каждом городе ты первым делом узнаешь, где ближайший тренажерный зал»

У артистов цирка, обычно, два способа обрести призвание — быть частью цирковой династии и не мыслить иной карьеры, кроме цирковой, и влюбиться в цирк случайно, оставшись в нём навсегда. У клоуна Сергея Гульченко получилось найти третий путь.

69709 апреля 2019
Как один риэлтор променял офис на манеж

Story

Как один риэлтор променял офис на манеж

Когда-то Николай Грушин был успешным московским риэлтором. Сейчас он — руководитель и участник одного из самых сложных акробатических цирковых номеров — «Венецианского карнавала». Что стало важнее денег и чем в наше время могут удивить зрители акробаты, читайте в нашей маленькой истории про молодость и мечту.

67606 апреля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх