Круг замкнулся

Тяготы барщины вряд ли отличаются психологически от тягот сидения в офисе, если ты — рядовой планктон без карьерных перспектив.

48913 февраля 2019
Круг замкнулся

Давно пытаюсь сформулировать мысль. Андрей Столяров опять поднял тему того, кем ощущают себя наши современники, пытаясь «примерить» судьбы людей прошлого.
Тема старая, родившаяся из споров по поводу исторических романов и романов о «попаданцах».
До появления «соцреализма» вся художественная литература на исторические темы выбирала сюжеты по принципу «великие деяния великих мужей» или — в русле романтизма — «великие деяния мужей не особо великих изначально, но восставших против обыденности». Вся романтическая приключенческая литература 19 века, от Дюма с Вальтером Скоттом до отечественного Алексея Толстого (который старший, автор «Князя Серебряного») — об этом. 99% главных героев — люди из высших классов. Пусть даже не из самой верхушки, но все равно — образованные, думающие, свободно действующие, имеющие понятия о чести... Простонародные персонажи, как правило, или эпизодичны, или выполняют роль слуг. Остальные — лишь фон, серая масса на заднем плане. Почему? Да потому что до конца 19 века сознание «образованной» публики просто отказывало простонародью в способности быть интересным. Отношение к нему было... ну, примерно как сейчас у зоозащитников — к животным. Дескать, они тоже чувствуют и страдают... Ключевое — ТОЖЕ. Умиление крестьянскими детьми, сострадание, восхищение мужеством и верностью, но все — извне, со стороны. Просто потому, что не было авторов, имеющих корни в том самом простонародье.
Потом было российский реализм, который об эпохе глубочайших сдвигов в жизни, о трагичных изменения. Простонародье получило право быть интересным без приложения к образованному персонажу, но лишь в том случае, когда представитель этого простонародья не сидел всю жизнь сиднем по принципу «где родился — там и пригодился», а «выламывался» из своей среды, искал, стремился к большему. Со счастливым или трагичным финалом — не суть. И опять причина в том, что среди авторов если и были люди из простонародья, то такие же «выломившиеся». Ранний Горький, например.

Потом наступила эпоха соцреализма с его принципом типизации, но жизнь была настолько бурной, что авторам не нужно было искать «интересность» в исключительных людях. Судьбы половины населения ломались через колено, в течение пары поколений — две войны, революция, коллективизация, индустриализация... Любой, даже самый инертный от природы человек был вынужден как-то реагировать на события. Это по большей части и было темой литературы И только в 60-70-х, с появлением «деревенщиков» литературными героями становятся люди, которые «просто живут». Бытописательство, обыденность, повседневность без попыток куда-то «выломиться»,
И тут меня, конечно, могут забросать гнилыми овощами, но вдруг обнаруживается, что литература эта, пусть и гениальна, но... пресна. Вместо великих свершений и глобальных идей персонажами становятся люди с такими мелкими целями, что диву даешься таланту авторов — как они ЭТО могут сделать хотя бы чуть-чуть интересным. Мушкетеры Дюма влезают в интриги, от которых зависят судьбы Европы, мечтают о славе и власти, герои Горького и Шолохова переворачивают мир в стремлении к всеобщей справедливости и счастью, а герой Астафьева ловит рыбу. Большую, да... Но он ПРОСТО ЛОВИТ РЫБУ. Смысл жизни — поймать рыбу. Офигеть, какая глобальная цель! Кроме как в русле символизма и не истолкуешь...

1

Итак, что мы получаем на выходе? А то, что жизнь всех эпох до начала 70-х годов прошлого века мы знаем лишь преломленной через восприятие людей высших классов или — в конце 19-го и 20 веке — через восприятие людей «выломившихся», поднявшихся над своими корнями. То, как жило простонародье, мы просто не знаем. Да и знать не хотим. Потому что, когда появились авторы, которые сумели рассказать о повседневности простонародья, они оказались скучноваты для романтических натур. Да и то — заметьте — большинство «деревенщиков» пишет об областях достаточно экзотических для столичной публики вроде Сибири или Русского Севера...

Вот и получается, что ни одному попаданцу не придет в голову попасть в судьбу какого-нибудь рядового крестьянина. Почему? Тяготы барщины вряд ли отличаются психологически от тягот сидения в офисе, если ты — рядовой планктон без карьерных перспектив. Да, нужна куча навыков, которые были у крестьян с детства, но современный человек так же естественно владеет другими навыками, которые крестьянам и не снились. Но главное: цели столь же мелки, как и у офисного планктона. Вспахать поле. Составить отчет. Выгнать корову на пастбище. Написать письмо контрагенту. Сплести лапти. Составить заявку на смену картриджа в принтере и добиться, чтобы сисадмин не забыл про нее... В чем разница?
Скука. Обыденность.
Нет предмета для размышлений и разговоров... Нет действия, нет сюжета. Конфликты мелки, как рябь на воде.
Все, круг замкнулся.
И теперь снова создают мифы — как когда-то в среде простонародья...

Оригинал в Фейсбуке автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 53 человека

15.08.2019

Как вы относитесь к идее сократить рабочую неделю до четырех дней?

Уже проголосовало 61 человек

Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…

В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.

Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.













Блог-пост

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Арсений Заляев

— программист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Лобарев: «У нас некоторые владельцы земель как собака на сене. Не должно быть такого!»

Президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма считает, что через пару лет туристический маршрут «Сибирский тракт» станет одним из самых популярных в России.

34122 августа 2019

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

348630 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

234022 июля 2019

Откровения сибирского Брейгеля

22 июля сказочно-масочный, несказанно сочный, сочинительно-смачный художник Сергей Сочивко отмечает юбилей.

1237120 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

818108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

150301 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1312125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

864122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх