Путешествие в город, которого нет. Заключительная часть

Вот и подошло к концу наше путешествие в Омск, которого нет. У каждого омича, сколько бы лет ему ни было, в памяти хранится город, которого нет, ведь все постоянно меняется, иногда к лучшему, а порой и нет...

5937321 февраля 2019
Путешествие в город, которого нет. Заключительная часть

Завод имени Юргенсона

Еще в 70-е годы остановка, которая сейчас именуется «Каскад», называлась «Завод Юргенсона». А сам завод (на фото), правда, закрывшийся в середине 60-х, располагался в аккурат на месте «Каскада». Мне доводилось бродить по бывшим заводским помещениям незадолго перед их сносом в 1982 году и могу засвидетельствовать: несмотря на царившую разруху, от зданий веяло стариной. А построил этот завод в 1908 году дореволюционный омский олигарх Миней Мариупольский. Торговый дом «З. и М. Мариупольский и Ко» занимался крупной оптовой торговлей хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией на вывоз, а накопив денег, решил заняться производством и построить лучший в городе завод по производству пива и фруктовых вод. Завод расположился напротив нынешнего Дома печати, поблизости от городской железнодорожной ветки, которая проходила тогда по будущему пр. Маркса. Мариупольский организовал поставки самого современного по тем временам оборудования из Германии — для основного варочного отделения оборудование изготовили на заводе «Германия» в Саксонии, часть машин поставила знаменитая немецкая фирма «Унионверке».

1

На пивном заводе трудились более 60 рабочих и выпускалось продукции более чем на 800 тысяч рублей ежегодно, в среднем 160 тысяч ведер популярных напитков. Пиво (столовое, венское, пильзенское), портер и фруктовые воды Мариупольского продавались не только в Омске, но и в других городах. Для отправки продукции по Сибирской железной дороге использовались собственные вагоны-ледники, а в Новониколаевске, Каинске, Таре, Тюкалинске были свои склады. Однако эта торговая империя была разрушена революцией и гражданской войной.

Большевики национализировали частное предприятие, и в 1922 году вступил в строй пивоваренный завод, который было решено назвать в честь Юргенсона. А в 1942 году, когда стало ясно, что для победы мыло нужнее, чем пиво, пивзавод им. Юргенсона стал мыловаренным, а впоследствии мыловаренно-парфюмерным заводом. Как рассказывал мне один ветеран, работавший на этом заводе в годы войны, в основном мыло отправлялось на фронт и в омские госпитали, рабочим часть зарплаты тоже выдавали мылом, чтобы они могли обменять его на продукты питания. Мыловаренный завод тоже был имени Юргенсона.

Как выяснилось, эстонец Вальдек Юргенсон никакого отношения к Омску не имел. По профессии он был булочником, но уже с 1909 года активно работал в профдвижении булочников, потом примкнул к левому крылу социал-демократической партии — большевикам и стал профессиональным революционером. В 1912 году перебрался в Петербург, организовывал экономические и политические стачки. Осенью 1916 года его арестовали, но февральская революция освободила его из тюрьмы. После революции активно работал секретарем союза булочников и секретарем большевистской группы булочников, был членом Оргбюро по созыву Всероссийской конференции пищевиков, состоял членом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и различных коллегий. Погиб Юргенсон в 1919 году при обороне Петрограда в бою за форт Красная Горка. Когда красные стали отступать под натиском белогвардейцев, он прокричал: «Умру у пулемета!» и выполнил свое обещание. Вот в честь этого «пламенного большевика» почему-то и решили назвать завод в Омске.

В середине 60-х открылся завод синтетических моющих средств, в него и влился завод им. Юргенсона, прекратив самостоятельное существование. Какое-то время помещения завода использовались как складские и конторские, потом стояли заброшенными и были снесены под строительство областного полиграфического центра, который так и не был достроен и превратился в «Каскад».

Театр музыкальной комедии

Театр музыкальной комедии был очень хорошо мне знаком не только как зрителю, но и как работнику — целый месяц довелось поработать в нем монтировщиком сцены. Внутри театра было немало росписи и лепнины, был он не очень большим, но зато весьма уютным и гостеприимным. А построен он был в 1859 году на средства крупных российских предпринимателей и меценатов Ивана Базилевского и Николая Рюмина. Для чего этим двум действительным статским советникам понадобилось жертвовать немалые деньги на постройку здания Общественного собрания в Омске, к которому они никакого отношения не имели, неизвестно, просто благотворительный каприз. Автор проекта здания точно неизвестен, но есть мнение, что им был омский городской архитектор Ф. Вагнер. Первоначально здание было выполнено в стиле классицизма, но в 1906 году его украсили барочно-рокайльным декором: высокими аттиками с волютами, балюстрадой, а на фасадах появились разнообразные растительные мотивы. Позднее к зданию были пристроены дополнительные помещения: в 1905-м — концертный зал, в 1906-м — мастерская для машинного отделения и магазин.

Статус Общественного собрание был получен в 1861 году, после чего здание стало клубом привилегированных граждан Омска. Здесь давались балы и проводились маскарады, устраивались детские вечера, проходили встречи с гостями города. Разносторонней была его благотворительная деятельность: оказывалась материальная помощь инвалидам и малоимущим ученикам, Красному Кресту, Обществу попечения о начальном образовании, проводились благотворительные вечера и концерты. С пристройкой концертного зала Общественное собрание стало сценической площадкой. В его стенах играла актриса Вера Комиссаржевская, выступали поэты Федор Сологуб и Константин Бальмонт. Здесь же устраивались вечера и концерты камерной музыки Омского отделения Русского императорского музыкального общества, ставились спектакли любителей драматических искусств, проводились собрания Красного Креста и Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. В 1914 году здесь открылся один из первых кинотеатров Омска, а потом свои коррективы внесла Первая мировая война.

2

Театр музыкальной комедии

С января 1916 в здании расположился госпиталь, а Общественное собрание переехало в дом Грязнова, где теперь располагается Органный зал. А после революции в мае 1918 года в бывшем здании Общественного собрания был открыт Дом пролетарской культуры. А когда при Александре Колчаке Омск был объявлен столицей России, здесь находилось морское министерство Российского правительства. После победы большевиков здание, что называется, пошло по рукам: в 1920-21 годах размещался Губпоказтеатр, с 1922-го — тифозный госпиталь 29-й дивизии Красной армии, с 1923-го — Дом коммунистического просвещения, переименованный затем в Областной дом партийного просвещения. С 1937 года часть помещений арендовали омский филиал товарищества «Художник», трест «Коммунснаб», строительная контора «Комдортрансстрой», а в годы Великой Отечественной войны к арендаторам добавилось Омское отделение «Агитплаката».

А вот после войны здание надолго обрело постоянного хозяина. Руководство Омска неоднократно обращалось в Москву с просьбой об открытии еще одного театра, и в 1946 году Совет народных комиссаров РСФСР принял решение об открытии в нашем городе областного театра музыкальной комедии. Основу театральной труппы составили актеры Сталинградского театра музыкальной комедии, работавшие в Омске в годы войны. Художественным руководителем стал народный артист Таджикской ССР Леонид Ицков, его сын Юрий спустя многие годы играл в Омском драматическом театре. Новый омский театр разместился на ул. Ленина, 25 в здании бывшего Общественного собрания. Его торжественное открытие состоялось 24 мая 1947 года премьерой оперетты Р. Хейфа «Яблоко любви».

В 1981 году театр музыкальной комедии перебрался в новое здание, которое в народе метко окрестили «трамплином». А старое здание театра передали театру кукол, но тот потребовал капитального ремонта, денег на который так и не нашлось. В перестроечные времена носилась идея вернуть зданию статус Общественного собрания, но дальше слов дело не пошло. Долгие годы старинное здание не использовалось и постепенно ветшало, а потом две трети оригинальной постройки были снесены. Вроде бы участок под бывшим театром выделен кому-то под застройку с сохранением развалин, которые должны составить костяк нового здания, но когда это случится — бог весть.

Кинотеатр «Гигант»

Мне не довелось побывать в кинотеатре «Гигант», поскольку он был снесен еще в 1952 году, но, пожалуй, ни об одном омском объекте я не слышал столько легенд. Вот что писала газета «Омский телеграф» в начале 1910 года: «На днях состоится открытие нового грандиознейшего кинотеатра «Гигант». Специально выстроенное здание рядом с театром «Прогресс». Все устроено по последнему слову техники, паровое отопление, электрическая вентиляция и все удобства для публики».

Построенный на средства Минея Мариупольского в саду «Аквариум» (сейчас на этом месте расположен пивной ресторан), в 1910 году открылся современнейший, по тем временам, кинотеатр. Но дела у него пошли неважно, поэтому кинотеатр был продан купцу Абраму Каплуну, который смог наладить дело. Постепенно «Гигант» стал лучшим кинотеатром в городе. Его зрительный зал мог вместить одновременно до 700 человек, показы немых фильмов сопровождались игрой лучших омских музыкантов.

Источник: pastvu.com

После гражданской войны кинотеатр был национализирован большевиками и сменил репертуар на более идеологически выверенный. В нем часто демонстрировались фильмы для детей, поэтому «Гигант» стал любимым кинотеатром омской детворы. После войны наблюдался дефицит детской обуви и одежды, которые можно было купить только на вещевых рынках за большие деньги. На этом и решили подзаработать 40-летняя Пелагея Беляева и её 18-летний сын Анатолий Воробьев, носивший прозвище Косой из-за поврежденного в драке глаза, и организовали банду. Банда была подростковой: лишь троим из 15 ее членов исполнилось 18 лет, остальным было по 12-16. Убивали из-за одежды детей, основным местом действия банды стал «Гигант». В декабре 1946 года на чердаке кинотеатра были обнаружены 13 трупов мальчиков в возрасте от 9 до 16 лет, присыпанных опилками. Детей заманивали на чердак и душили. Всего же бандиты убили более 20 детей, некоторых сбрасывали под лед в Иртыш.

Впоследствии эту страшную историю описал в своей документальной повести «Обжалованию не подлежит» омский писатель Александр Распопин. В марте 1947 года состоялся суд, десять человек приговорили к расстрелу, шестерых — к десяти годам лишения свободы, девять из приговоренных обратились с прошением о помиловании, им расстрел заменили на 25 лет тюрьмы. Через несколько месяцев после суда кинотеатр подожгли, а спустя пять лет он был снесен.

3

Особняк купца Николая Машинского

В Омске под снос пошли не только храмы, но и жилые дома, хотя многие из них имели несомненную архитектурную ценность. Когда я в детстве бывал в кинотеатре «Спутник», то старался после сеанса пройтись по ул. 8 марта, чтобы полюбоваться на стоявший там дом с мезонином, украшенный узорами в виде пауков и богомолов и каких-то других животных. Этот особняк был построен в 1914 году по адресу Симоновская, 16 и принадлежал тарскому, а с 1902 года омскому купцу первой гильдии Николаю Машинскому, который жил в нем с женой и девятью детьми. Не так давно особняк уступил место 14-этажному жилому дому № 2, к. 1 по улице Валиханова.

Николай Машинский был одним из крупнейших коммерсантов в Западной Сибири и Степном крае и входил в тройку крупнейших омских капиталистов. Торговал изделиями из кожи, мануфактурой и галантереей, построил кожевенный завод на Левом берегу, который впоследствии был национализирован и еще долгое время работал. А еще Машинский построил первый в Омске четырехэтажный доходный дом на углу улиц Атаманской и Плотниковской, в котором в 1916–1919 годах располагался 175-й военный госпиталь, это здание до сих пор существует по адресу: ул. Ленина, 38.

Во время Гражданской войны Машинский эмигрировал с семьей через Японию в Чехословакию, где умер в 1947 году. Вот что написала в своем дневнике его внучка Елена Недзведская: «Дом, в котором жила семья деда, кто-то из родственников нарисовал по фотографии. Он стоял на окраине Омска, там был большой сад, теннисная площадка, бабушка, дедушка и все дети играли в теннис. Когда наши уехали, дом заняли японцы. Наша семья выехала из Омска поездом чешских легионеров во время Гражданской войны. Им предоставили вагон первого класса, поскольку дедушка много сделал для чехов, он отдал свою гостиницу под госпиталь чехословацких легионеров». Первоначально особняк был полутораэтажным, с мезонином по центру, но в советское время были надстроены боковые части второго этажа. В нем располагался детский сад, а потом коммунальные квартиры, а в 1970 году особняк снесли. Сейчас на его месте расположен четырнадцатиэтажный жилой дом № 2, корпус 1 по улице Чокана Валиханова.

Источник:Музей Омских железнодорожников

Каждый — сам себе волшебник

Вот и подошло к концу наше путешествие в Омск, которого нет. У каждого омича, сколько бы лет ему ни было, в памяти хранится город, которого нет, ведь все постоянно меняется, иногда к лучшему, а порой и нет. И пусть многие красивые здания, увы, снесены, но, пока они живут в нашей памяти, они существуют. Совершить путешествие в город, которого нет, проще простого — достаточно закрыть глаза и вспоминать…

Оригинал в журнале «Сибирь и Я»

4

Автор:Андрей Коломиец

Фото:Омское отделение ВООПИК

Теги:историяОмск


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

79319 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

312801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

313701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6590101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх