«Про город», или Омская мифология

В минувшие выходные в «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Про город».

58919 марта 2019
«Про город», или Омская мифология

Сразу за первым показом в пятницу 15 марта последовала демонстрация субботним вечером. Полный зал, длительная заминка перед началом, витающее в воздухе волнение создавали ощущение совсем непривычное для провинциальной и размеренной культурной жизни. Присутствие министра культуры Омской области Юрия Трофимова подчеркивало статус мероприятия. Омичи пришли смотреть «про Омск».

Формат, уже опробованный на других городах, для омской театральной жизни выступает в качестве новации. Это не история города, не его жизнь, а осмысление и реконструкция (или деконструкция?!) городской мифологии. И если в других городах подобный жанр является скорее потехой, нежели драмой, то для Омска, еще недавно мучительно переживающего поиски своей идентичности, спектакль «про город» является попыткой по-иному взглянуть на самое себя.

1

Тема омских городских мифов в местной интеллектуальной жизни заявила о себе давно — вспомним «Словарь мифологии Омска» под авторством Евгения Груздова и Антона Свешникова. Груздов попытался перенести свой словарь в цифровой формат и продлить его жизнь в соцсетях, однако эта попытка оказалась неспособной адаптироваться к стремительно развивающейся субкультуре Интернета. Новые мифы — «мемы», охватили и городскую жизнь, подарив нам ряд замечательных идеологем и крылатых выражений, вроде «Не пытайся покинуть Омск».

Эта сложившаяся причудливая и гремучая смесь новых и по-иному прочтенных старых представлений о городской истории, неудавшихся больших проектах и вечных омских трудностях как раз и есть проблема, поднятая в спектакле «Про город». Не сам факт, а наше отношение к факту. Не история города, не жизнь в городе, а жизнь и история омских мифов.

Поэтому не стоит критично относиться к образу Колчака, представленного в постановке. Призывающий к террору как единственно верному средству, хватающийся за револьвер по любом — это не тот Колчак, который был в действительности, а такой, каким его представляет типичный омич. Авторы весьма удачно обозначили проблему исторической памяти, нашего отношения к собственному прошлому, и то, как оно затмевает взгляд на современность. Омичи до сих пор не могут решить, кто же для них Колчак: герой или злодей? А теперь нас, не без издевки, спрашивают: да какая, в конце концов, разница?! В насущных проблемах виноват не Колчак, а мы сами, и нам устраивать свою жизнь так, как мы того хотим. Не раскрывая всех подробностей, отметим, что действие спектакля происходит в омском метрополитене, а это уже само по себе символично. И станция «Колчаковская» в нем как раз таки первая по списку.

От Колчака едем дальше и попадаем на станцию «Космический проспект», где и проявляются все реальные остро обозначенные омские проблемы. Отсутствие перспектив для молодежи, жизненная неустроенность и, как следствие, наркомания. «Космический проспект» в данном случае выступает как некое гетто. Оно тянется к недосягаемому, грезит о звездах и Луне, но каждый раз сталкивается с непреодолимой силой притяжения. В дополнение к этому наличествует станция «Экологическая», двери которой для нас просто побоялись открывать.

Однако мифа здесь все равно больше чем реальности. Центральной линией является интерес к историческим личностям. Омск отчаянно ищет своих героев, свои бренды. И если официальная культура так и не смогла придти к конструктивному решению, снова обратившись к советской традиции (привет аэропорту имени Карбышева), то народная культура, кажется, определилась. Колчак, Достоевский и Летов. Каждый из них достаточно знаменит и значим в общероссийских масштабах. Каждый из них оставил или приобрел в Омске что-то важное для себя. Для каждого Омск был многим. К ним примыкают исключительно омские персонажи – Степаныч и Любочка, как воплощение омской провинциальности – «зато свои».

Достоевских даже два – настолько его много в омской культуре. Фигура Федора Михайловича красной нитью проходит сквозь весь спектакль, является связующим звеном между разными сценками. Достоевский и в каторге, и в аду, и даже в будущем. Колчак тоже появляется не единожды. К ним примыкает фигура Егора Летова, которая за минувший год существенно набрала популярности и прочно закрепилась в омской мифологии, попав на давно подготовленную для этого почву. До осознания того, каким многосторонним и талантливым был Егор Летов омскому массовому сознанию еще далеко. Но контекст уже задан, Летова «вписали» в городскую мифологию. В самом деле, где вы еще увидите, как Колчак, два Достоевских и Любочка помогают Егору Летову сочинять знаменитую «Винтовка – это праздник»? Абсурдность происходящего на сцене есть не что иное, как выражение протеста, удачно реализованного именно в станции «Летовская».

2

Последние сцены, а именно станция «Авангард» и «Аэропорт», являют собой торжество омской идеологии и способны пробить на смех сквозь слезы каждого омича. Здесь и о невыносимой тоске, и о пресловутой дыре в груди, и о том, что кто-то таки уезжает. Если кратко резюмировать авторский посыл, то его можно свести к следующему: недовольные пусть едут в свой Петербург, а мы должны делать свой город лучше. Утверждая позитив через негатив, используя здравый юмор над самим собой, «Про город» рассказывает про любовь к Омску, каким бы он ни был и как бы мы его не ругали.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

14.10.2019

А вам понравился обновленный бульвар Мартынова?

Уже проголосовало 27 человек

19.09.2019

Как вы относитесь к идее переименования остановки «Голубой огонек» в «Музей народного художника К. Белова»?

Уже проголосовало 219 человек













Блог-пост

Сергей Демченков

— Филолог

Олег Реснянский

— спортивный журналист

Рада Маевская

— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Наверно, прекрасно быть птицей!..»

75-летию великой Актрисы посвящается.

79715 октября 2019

Наталья Пальчик — Игорю Неффу: о психологии любви, равенстве полов и французском омлете

Продолжая проект «Интервью по цепочке», директор ресторана «Маниллов Gourmet» откровенно ответила на вопросы главврача медицинского центра «Камелот» о том, что для неё главное в меню, в отношениях и в мужчинах.

52614 октября 2019

Ресторатор Чащин возродил омский народный бренд «Два поэта»

Под такой вывеской сегодня, 4 октября, в историческом здании на пересечении улиц Пушкина и Маяковского, открылся ресторан быстрого питания.

2343704 октября 2019

Школа слёз. Без смеха

(Памяти Мастера — Ларисы Меерсон)

241403 октября 2019

Пощекотать «Пуп Земли»

Видеокамера за корову, железные веники и деньги просто так: непридуманные чудеса уникальной омской деревни.

708516 сентября 2019

Стиль жизни

Держи спинакер по ветру!

Светские хроники

Держи спинакер по ветру!

Осенний капитанский бал, посвященный предстоящей международной юбилейной регате Кубка катамаранов: позитив нон-стоп, музыкальный такт, капитанский этикет и море фотографий. Отдать швартовы, поднять паруса, смотреть отчет – ниже.

36218 октября 2019
Жулик, Сеня, Доктор и другие «дети» Сергея и Ольги Барсуковых

Story

Жулик, Сеня, Доктор и другие «дети» Сергея и Ольги Барсуковых

Шустрая дворняжка Булка давно забыла «страшный сон», как, сбитая машиной, умирала на дороге в луже крови, а породистый беспризорник Тоби едва ли в курсе, что ещё три недели назад его хотели «усыпить».

157903 октября 2019
Илья Николин выпустил первую книгу

Книга

Илья Николин выпустил первую книгу

Руководитель омской сети автокомплексов «Реактор» пишет стихотворения о философии и любви.

182818 сентября 2019
О ловушках франшиз, потребительском экстремизме и вреде влюбленности. В товар

Книга

О ловушках франшиз, потребительском экстремизме и вреде влюбленности. В товар

Почему Чащин запрещал детям ходить в «Провиант», в каком супермаркете покупает продукты Шкуренко, ест ли Колмогоров собственные суши и на чем «погорел» Олег Мкртчян: очередное заседание Клуба читающих бизнесменов вылилось в серию бизнесовых «каминг-аутов».

213518 сентября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх