«Про город», или Омская мифология

В минувшие выходные в «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Про город».

44219 марта 2019
«Про город», или Омская мифология

Сразу за первым показом в пятницу 15 марта последовала демонстрация субботним вечером. Полный зал, длительная заминка перед началом, витающее в воздухе волнение создавали ощущение совсем непривычное для провинциальной и размеренной культурной жизни. Присутствие министра культуры Омской области Юрия Трофимова подчеркивало статус мероприятия. Омичи пришли смотреть «про Омск».

Формат, уже опробованный на других городах, для омской театральной жизни выступает в качестве новации. Это не история города, не его жизнь, а осмысление и реконструкция (или деконструкция?!) городской мифологии. И если в других городах подобный жанр является скорее потехой, нежели драмой, то для Омска, еще недавно мучительно переживающего поиски своей идентичности, спектакль «про город» является попыткой по-иному взглянуть на самое себя.

1

Тема омских городских мифов в местной интеллектуальной жизни заявила о себе давно — вспомним «Словарь мифологии Омска» под авторством Евгения Груздова и Антона Свешникова. Груздов попытался перенести свой словарь в цифровой формат и продлить его жизнь в соцсетях, однако эта попытка оказалась неспособной адаптироваться к стремительно развивающейся субкультуре Интернета. Новые мифы — «мемы», охватили и городскую жизнь, подарив нам ряд замечательных идеологем и крылатых выражений, вроде «Не пытайся покинуть Омск».

Эта сложившаяся причудливая и гремучая смесь новых и по-иному прочтенных старых представлений о городской истории, неудавшихся больших проектах и вечных омских трудностях как раз и есть проблема, поднятая в спектакле «Про город». Не сам факт, а наше отношение к факту. Не история города, не жизнь в городе, а жизнь и история омских мифов.

Поэтому не стоит критично относиться к образу Колчака, представленного в постановке. Призывающий к террору как единственно верному средству, хватающийся за револьвер по любом — это не тот Колчак, который был в действительности, а такой, каким его представляет типичный омич. Авторы весьма удачно обозначили проблему исторической памяти, нашего отношения к собственному прошлому, и то, как оно затмевает взгляд на современность. Омичи до сих пор не могут решить, кто же для них Колчак: герой или злодей? А теперь нас, не без издевки, спрашивают: да какая, в конце концов, разница?! В насущных проблемах виноват не Колчак, а мы сами, и нам устраивать свою жизнь так, как мы того хотим. Не раскрывая всех подробностей, отметим, что действие спектакля происходит в омском метрополитене, а это уже само по себе символично. И станция «Колчаковская» в нем как раз таки первая по списку.

От Колчака едем дальше и попадаем на станцию «Космический проспект», где и проявляются все реальные остро обозначенные омские проблемы. Отсутствие перспектив для молодежи, жизненная неустроенность и, как следствие, наркомания. «Космический проспект» в данном случае выступает как некое гетто. Оно тянется к недосягаемому, грезит о звездах и Луне, но каждый раз сталкивается с непреодолимой силой притяжения. В дополнение к этому наличествует станция «Экологическая», двери которой для нас просто побоялись открывать.

Однако мифа здесь все равно больше чем реальности. Центральной линией является интерес к историческим личностям. Омск отчаянно ищет своих героев, свои бренды. И если официальная культура так и не смогла придти к конструктивному решению, снова обратившись к советской традиции (привет аэропорту имени Карбышева), то народная культура, кажется, определилась. Колчак, Достоевский и Летов. Каждый из них достаточно знаменит и значим в общероссийских масштабах. Каждый из них оставил или приобрел в Омске что-то важное для себя. Для каждого Омск был многим. К ним примыкают исключительно омские персонажи – Степаныч и Любочка, как воплощение омской провинциальности – «зато свои».

Достоевских даже два – настолько его много в омской культуре. Фигура Федора Михайловича красной нитью проходит сквозь весь спектакль, является связующим звеном между разными сценками. Достоевский и в каторге, и в аду, и даже в будущем. Колчак тоже появляется не единожды. К ним примыкает фигура Егора Летова, которая за минувший год существенно набрала популярности и прочно закрепилась в омской мифологии, попав на давно подготовленную для этого почву. До осознания того, каким многосторонним и талантливым был Егор Летов омскому массовому сознанию еще далеко. Но контекст уже задан, Летова «вписали» в городскую мифологию. В самом деле, где вы еще увидите, как Колчак, два Достоевских и Любочка помогают Егору Летову сочинять знаменитую «Винтовка – это праздник»? Абсурдность происходящего на сцене есть не что иное, как выражение протеста, удачно реализованного именно в станции «Летовская».

2

Последние сцены, а именно станция «Авангард» и «Аэропорт», являют собой торжество омской идеологии и способны пробить на смех сквозь слезы каждого омича. Здесь и о невыносимой тоске, и о пресловутой дыре в груди, и о том, что кто-то таки уезжает. Если кратко резюмировать авторский посыл, то его можно свести к следующему: недовольные пусть едут в свой Петербург, а мы должны делать свой город лучше. Утверждая позитив через негатив, используя здравый юмор над самим собой, «Про город» рассказывает про любовь к Омску, каким бы он ни был и как бы мы его не ругали.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.06.2019

Вы верите, что «Мостовик» можно возродить?

Уже проголосовало 86 человек

28.05.2019

Мешает ли вам аудиореклама на улицах города?

Уже проголосовало 130 человек

Записи автора













Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Мне грустно, дорогой Амангельды…»

Короткое открытое письмо новому главе ЦАО г. Омска.

45220 июня 2019

Смогли бы вы сдать ЕГЭ по истории?

«ВОмске» предлагает нашим читателям оценить свои школьные знания по истории.

680119 июня 2019

Смогли бы вы сдать ЕГЭ по географии?

«ВОмске» предлагает нашим читателям почувствовать себя на месте выпускников школ.

 

516014 июня 2019

Какую оценку вы бы получили на ЕГЭ по русскому языку?

«ВОмске» предлагает пройти тест.

737113 июня 2019

Ваш любимый омский прозаик?

«ВОмске» продолжает «писательский» опрос.

1828222 апреля 2019

Стиль жизни

Алиса в стране тигресс

Story

Алиса в стране тигресс

Для цирковой артистки в четвёртом поколении, дрессировщицы тигров Алисы Нестеровой манеж — это то место, где человек и дикое животное встречаются как коллеги.

111717 июня 2019
Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Story

Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Такого спортивно-креативного паяца вы ещё точно не видели. В его арсенале — батут, проволока, гитара, ударные, сальто, колесо и вообще чёрт знает что, от чего дети от трёх до сорока трёх валом валят на манеж, где самозабвенно пляшут, стучат в барабаны, кувыркаются и обливаются водой.

142610 июня 2019
Благородный рогоносец и дама его сердца

Story

Благородный рогоносец и дама его сердца

«Звезда» нового «Белого шоу», премьера которого состоится в Омском государственном цирке уже 1 июня, — дрессированный носорог Мафуньян. Его наставница, заслуженная артистка России Елена Федотова рассказала «ВОмске» о чуткости своего трехтонного любимца и о собственном характере, твердом как рог носорога.

146029 мая 2019
18-летняя модель из Омска попала в ТОП самых перспективных россиян моложе 30 лет

Шик

18-летняя модель из Омска попала в ТОП самых перспективных россиян моложе 30 лет

По версии журнала Forbes, сибирская манекенщица вошла в тридцатку самых-самых.

174221 мая 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх