Топ - 10 писателей-фантастов всех времен

Подавляющее большинство произведений этих авторов очень хороши. А некоторые и вовсе шедевры навсегда, которые хочется читать и перечитывать.

2268123 марта 2019
Топ - 10 писателей-фантастов всех времен

Наверное, можно считать, что всем жанрам художественной литературы я предпочитаю фантастику.

1

Давным давно в моем детстве фантастику не делили, был единый жанр. Потом с приходом большого количества литературы из США, внезапно оказалось, что фантастика бывает научная и фэнтези. Ну, ладно. Но ведь мир не стоит на месте. На данный момент фантастика бывает: научная, фэнтези, боевая, социальная, утопии, фантастические детективы, боевики и триллеры, хоррор, альтернативная история, попаданцы, и прочая, и прочая, и прочая.
А потом авторам творить в одном жанре стало скучно, и они, конечно, начали жанры смешивать. Кстати, советские авторы-фантасты, поскольку их жизнь была и так трудна, сразу так и делали. Классический пример городского фэнтези в рамках научной фантастики — «Понедельник начинается в субботу». Но есть еще примеры, типа Булычевской Алисы в «Заповеднике сказок».

А еще в древности были другие чистые жанры. Например, жанр «исторический роман» или «бытовой роман». Но написать «бытовой роман» из жизни героев 17 века — это сложно. Нужна достоверность, нужно знать много фактов, углубляться в детали и так далее. Поэтому возник еще новый поджанр — «бытовой роман в фантастических декорациях» или «исторический роман в фантастических декорациях». Тот же Мартиновский «Межевой рыцарь». Хоп — действие в другом мире. Он отличается от нашего чисто теоретически, на повествование это никак не влияет, но на это можно списать все исторические огрехи.

Короче говоря, я обязана написать пост про моих любимых писателей-фантастов. И в этом посте я не буду их различать по фантастическому поджанру, а напишу про всех. Тем более, многие из упомянутых творят не всегда в одном жанре.
Сюда я собрала тех самых писателей, у которых я читаю любую книгу, попавшую мне в руки. Да, кое-что у них хуже, чем другое. Но не настолько, чтобы автора признать навсегда негодным. Подавляющее большинство произведений этих авторов — очень хороши. А некоторые и вовсе шедевры навсегда, которые хочется читать и перечитывать.

И, видимо, я не могу их проранжировать между собой от 1 до 10, поэтому пусть будут просто в алфавитном порядке.

Айзек Азимов

Айзек Азимов — потрясающий. Я его читала много, многие вещи перечитывала. И, конечно, совершенно невозможно забыть его мега-серию про «Три закона робототехники», разбитую на подциклы: рассказы про Сьюзен Калвин, повести «Роботы Утренней зари» и эпопея на много романов «Академия» (и еще куча вне-цикловых штук отсюда же).

Кроме «трех законов» у Азимова есть еще куча вещей. И я до сих пор иногда нахожу вещи нечитанные и сразу сажусь читать. И читанные перечитываю. Короче, Азимов — да. Очень хороший Азимов.

2

Рэй Бредберри

Часто бывает так, что основоположников жанра читать уже скучновато. И язык слегка устарел, и темп повествования не соответствует современности, да и их лучшие идеи давно и много раз растащили другие более современные авторы — и вот ты читаешь основоположника и как будто ничего нового, ничего такого уж «ах!»

И вот только никто из приличных так и не решился растащить мысль из книги «451 градус по Фаренгейту»)
Но и кроме этой книги у Бредберри прекрасно все.


Ольга Громыко

Видимо, самая молодая в списке. И единственная женщина.
В чем есть доля иронии — потому что женщин чисто по количеству авторов я, наверное, читала даже больше чем мужчин (ну, уж в последнее время так точно). Да и современных авторов, которые вот прям щас живут и творят я чисто по количеству читала больше, чем старых мастеров. Но, вот поди ж ты.

Книг у Громыко не так много, как у других авторов (надеюсь, она это постепенно исправит))). Но неизменное чувство юмора, логика, и, безусловно, умные, добрые и правильные мысли — вот то, что отличает книжки Громыко.
И последнюю ее книжку я вообще ждала-ждала, по нескольку раз в день обновляя Литрес, когда же уже появится электронная версия. )

У нее есть известный цикл «Белорская ведьма» — он очень ранний, и на мой взгляд, именно он самый сырой и незрелый. Но он тоже отличный. Прямо восторг. Мне очень нравится «Год Крысы». Ну, и «Киборги», которые еще раз показывают, что жанры фантастики разделить никак нельзя — ибо это не сайнс-фикшн, не фэнтези и вообще.


Роджер Желязны

3

Потрясающе интересный автор — Роджер Желязны. У него хорошо все. И новые миры на кончике пера — одни из лучших, какие бывают вообще. И стиль повествований. И гармония между мыслями и действиями. Короче, один из самых любимых авторов — Роджер Желязны.

И, конечно, самые известные и самые крутые у него это «Хроники Амбера» (первые 4 книги цикла), но у него есть еще много-много всего потрясающего. Я, например, нежно люблю демона из бутылки из книги «Лорд-демон».


Стивен Кинг

Очень хороший, очень страшный, очень сексуальный, очень интересный, очень страшный, очень увлекательный, очень умный, очень страшный (я уже говорила?) писатель — Стивен Кинг.
Я у Кинга читала не все. И, наверное, его я не могу читать запоем все подряд и много. Потому что после ужасов, когда страшно нос высунуть из-под одеяла, хочется чего-то полегче и жизнеутверждающего. Но то, что я у Кинга не читала — просто ждет своего часа и своего настроения.

«Оно» — одно из любимых. В подростковом возрасте любимой была «Кристина». Но самое пугающее для меня — кинговское про темного близнеца. Просто уже даже много лет не перечитывала, а идея меня все равно пугает. Кстати, и без жанра фантастики у него хорошо получается.


Генри Лайон Олди

Дуэт авторов, пишущих опять на русском языке.

Олди — это вот те из современных авторов (причем, «наших»), которые умеют выдумывать миры не хуже почившего классика Роджера Желязны. У них совершенно неуемная фантазия. Совершенно потрясающий слог. И дико интересные миры. Так и хочется узнать его ближе, разглядеть не в одно узкое окошечко одной книжки, а и с других сторон тоже — но никак!

4

У Олди есть для меня некоторый минус. И обычно других авторов я с этим минусом не переношу. Но Олди даже это не портит настолько, чтобы испортить. Они начинают классно, но не всегда свои вещи правильно и логично заканчивают. Иногда к концу повествование слегка вязнет, и видно, что авторам было интереснее выдумывать мир и завязку, чем развязку. Но вообще, Олди шикарные.


Терри Пратчетт

Терри Пратчетт с его Плоским миром и объемными персонажами в нем. С его далеко не плоскими шутками, остроумными идеями и умением хорошо и правильно заканчивать каждую книгу.
Он полный антипод Олдей. Мир-то у него — самый стандартный. Ведьмы, гномы, немножко магии. Ничего такого сверхъестественного (т.е. сверхъестественного как раз много, но в мире, а не в том, какой это конкретный сверхъестественный мир... — ну, в общем, вы поняли). Но насколько же «вкусны» его истории. Насколько потрясающе прекрасны каждая в отдельности и все вместе. Мммм!

У меня еще всегда «Ведьмы» в качестве иллюстрации Пратчетта висят. Но сегодня повешу «Стражу». Говорят, «Ведьмы» больше нравятся мальчикам, а «Стража» девочкам. Не знаю, не знаю. Стража офигенная. Ведьмы тоже.


Братья Стругацкие

Стругацкие — это очень умно. Это очень интересно. Это очень душевно. И у персонажей такой близкий, такой советский менталитет.
Читать одних только англо-язычных авторов — это круто. И, безусловно, США — столица фантастики. Хоть научной, хоть фэнтези, хоть какой. Но менталитет героев зачастую настолько американский, что вот прямо понимаешь, что «наши люди на флаере в булочную не ездят!». Они по-другому говорят, по-другому мыслят, у них другие жизненные приоритеты.
Поэтому русские авторы для русской души просто необходимы. И, безусловно, очень близки. Они пишут «про нас», и с их героями мы роднее и ближе. Ну, вот согласитесь, что «счастья всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженным» — это вот так правильно и неразумно, так по-нашему.

Стругацкие просто отличные. И вот они ведь тоже еще не задумывались о том, что бывает «science fiction», бывает «fantasy», а бывают утопии и прочие всякие поджанры. Они просто писали. Короче, нельзя их к конкретному поджанру причислить.


Роберт Хайнлайн

Фантастические боевики — это, как считается, жанр «для мальчиков». Но Роберт Хайнлайн совершенно опровергает этот стереотип. И хотя у него самое интересное это как раз фантастические боевики, но девочкам они тоже отлично подходят.

Самое известное у Хайнлайна, наверное, «Звездный десант» (и он классный), а если называть что-то самое мне понравившееся, то первым на ум приходит «Марсианка Подкейн». Короче, да. У Хайнлайна читать можно все) И девочкам тоже.


Роберт Шекли

И последний (но просто последний по алфавиту, а не вообще) — Роберт Шекли.
Я не помню у Шекли длинных романов, кажется, их и не было. Самое длинное у него — в формате повестей. Кстати, древние авторы (Шекли, Азимов, да и Желязны зачастую, и Бредберри, и другие) — очень часто писали именно рассказы. Вот эти все эпопеи типа «Песни Льда и Пламени», когда автор один роман планирует как пять толстых книг, потом пишет 7 еще более толстых, чем планировал, а потом ему надо написать еще три (иначе у него концы с концами не сходятся), а ему лень — вот это современные веяния. Даже то, что по старым традициям считалось «эпопеей» (например, «Властелин колец») — сейчас уже ну так, короткая серия на выходных прочитать.

И вообще, в жанре фантастики писать рассказы — это круто, хорошо и правильно. Ведь что такое жанр фантастики (особенно, например, научной фантастики)? Должно быть некоторое фантастическое допущение (изобрели машину времени, изобрели сверх-световой двигатель, придумали как летать на Луну и т.д.) — и из него вывод.
У Шекли этих фантастических допущений — вагон. Но, как и положено, ровно по одному на произведение. И четкий, логичный, обоснованный вывод из этого допущения. Очень изящно, компактно, и здорово.

Люблю Шекли. За его чувство юмора, за его лаконичность, за его разнообразие.


А вот, кстати, двое из моих любимых авторов — Шекли и Желязны в соавторстве написали замечательную веселую трилогию. Которая одновременно и в духе Шекли, и в духе Желязны.
Начинается трилогия с книжки «Принесите мне голову прекрасного принца» (что уже само по себе круто, да?)

Трилогия так круто и продолжается, и вообще, крайне рекомендую тем, кто не читал прочитать, а тем, кто читал — перечитать.


А теперь про невошедших в Топ-10.
Еще пару лет назад в список обязательно бы вошел

Кир Булычев

Кир Булычев — это моя детская любовь. Это первая прочитанная фантастика (книжки про Алису, понятное дело), это как раз то, с чего началась любовь к фантастике. И потом, во взрослом возрасте, ничуть не менее интересные у него же книжки про «Великий Гусляр».

Но есть одно большое и огромное «Но». Пару лет назад я взяла в руки его серию про «интерГпол» (интер-галактическая полиция). И это такое Г. И прямо после этого я никак не могу включить Булычева в список тех авторов, у которых все хорошее, и хочется читать все. Вот конкретно это читать не хочется. И про Павлыша романы тоже устарели. А «Гусляров» надо перечитать.


В топ могли бы войти и Урсула Ле Гуин (как характерный пример очень крутого фэнтези), и Дуглас Адамс (только лишь за его «42» надо его включать в список любимых авторов обязательно), и Роберт Асприн с юморной Мифологией, и Гарри Гаррисон с его боевой фантастикой (потому что «Стальная крыса» одно время была просто самым любимым из всего-всего). И очень мало писавшие, но очень интересные вещи такие писатели как Борис Штерн и Генри Каттнер (семейка Хогбенов у него, конечно, потрясающая). Они все могли бы быть в списке «топ-10», но не вошли, потому что в «топ 10» всего 10 мест.

А вот есть еще неплохие авторы, и в комментариях мне напишут, что я их забыла. Например, Дяченки, Пехов, Лукьяненко, или Страуд, или еще кто-нибудь. Но я их не забыла. Я их просто не могу со всей честностью включить в список любимых авторов. Они — второй эшелон для меня. То, что можно читать, когда нечего.
А некоторых очень популярных авторов я просто не могу читать. А список, напоминаю, мой личный. Ну, скажем, Перумова или Геймана. Вот вообще никак.

А еще бывают авторы одной книги. Ну, скажем, Кэтрин Куртц с ее циклом «Дерини» — это хорошо, но это мало, чтобы говорить, что я люблю автора. Или Сапковский, у которого есть «Ведьмак», а больше ничего нет (я знаю, что есть — больше ничего хорошего нет). Или та же Джоан Роулинг, у которой «ГП», конечно, хорош, но на том и закончился список хорошего.

Короче, список хорошего и годного в фантастике, вообще-то очень длинный. И он (какое счастье) не исчерпывается этими десятью авторами!


Сто лет назад я уже писала на похожую тему «топ-5 произведений в жанре фэнтези».
А еще недавно у меня был похожий пост про лучшие детективы.

Оригинал в ЖЖ автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек

Записи автора

Суши, или Не пойми что

129213 декабря 2021

Вкусные картинки

85628 октября 2021

Про недобор

141120 сентября 2021

Пирог Сантьяго

205028 июня 2021

Книжные итоги 2020

165106 января 2021



























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

290201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

290101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6371101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6557221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх