Венская точка невозврата

Есть легенда, что тогдашний ректор Венской художественной академии сказал юному Адольфу: «Занимайтесь чем угодно, но только не берите в руки кисть».

47530 марта 2019
Венская точка невозврата

В ходе моего пятидневного визита в Вену среди прочих достопримечательностей мне в обязательном порядке хотелось побывать в Венской академии изобразительных искусств, вот уже без малого 150 лет размещающуюся в роскошном здании на площади Шиллерплац, но не судьба. Как оказалось, вот уже почти год здание находится на капитальном ремонте, доступа в него нет, частично обставлено лесами, все затянуто сеткой. Из паспорта строительного объекта не вполне явствует, когда же запланировано окончание ремонта, но явно не навсегда, поэтому шанс побывать внутри у меня еще будет, а пока достаточно было просто посмотреть снаружи.

А почему, собственно, мне так хотелось побывать в этом здании? Да потому, что именно в нем, по-моему, была предопределена дальнейшая судьба не только всей Европы, но и мира. Дело в том, что будущий основатель Третьего рейха очень плохо учился в школе. Едва ли не единственным предметом, с которым юный Адольф справлялся на отлично, было изобразительное искусство. Он мечтал стать художником, тогда как отец, Алоис Гитлер, хотел, чтобы сын пошел на государственную службу. На этой почве между ними часто возникали бурные ссоры. Адольф с пеной у рта доказывал, что его интересует только искусство.
В 1907 году, когда Гитлер-старший уже скончался, Адольф попробовал поступить в Венскую академию художеств. Он был очень высокого мнения о своем таланте и не счел нужным готовиться к вступительным экзаменам. В результате — с треском провалился. Через год Адольф вновь решил попытать счастья и на этот раз уже провел некоторую работу по подготовке к экзаменам. Но члены комиссии едва взглянули на работы начинающего художника и вновь отказали в приеме. Один из педагогов, отнёсшийся к нему с благожелательностью и полагавший, что у абитуриента всё-таки есть некоторый талант, предложил ему попробовать поступить в архитектурную академию. Однако для этого ему пришлось бы сначала вернуться в среднюю школу, которую Гитлер уже бросил и возвращаться не хотел. Есть легенда, что тогдашний ректор Венской художественной академии сказал юному Адольфу: «Занимайтесь чем угодно, но только не берите в руки кисть».

1

О том, что будущий фюрер увлекался живописью, мне было известно с юности, а вот первое название его картины я узнал из последнего романа братьев Стругацких «Отягощенные злом»: «Мотоцикл под окном в воскресное утро». Думаю, не только мне когда-то весьма понравился вот этот отрывок: «Некоторое время Демиург молчал.

Могло бы быть и хуже, — проворчал он наконец. — Почему только все считают, что он — пейзажист? Хорошо. Беру. Сергей Корнеевич, выдайте ему двести… нет, полтораста рейхсмарок, обласкайте. Впредь меня не беспокойте, просто берите все, что он предложит… Каков он из себя?

Я пожал плечами.

— Бледный… прыщавый… рыхлое лицо. Молодой, черная челка на лоб…
— Усы?
— Усов нет. И бороды нет. Очень заурядное лицо.
— Лицо заурядное, живопись заурядная… Фамилия у него незаурядная.
— А какая у него фамилия? — встрепенулся Агасфер Лукич и нагнулся к самому полу, силясь прочитать подпись в правом нижнем углу. — Да ведь тут только инициалы, мой Птах. А и С латинские…
Адольф Шикльгрубер, — проворчал Демиург. Он уже удалялся к себе во тьму. — Впрочем, вряд ли это имя что-нибудь вам говорит…"

Отказ преподавателей академии художеств, среди которых традиционно было немало евреев, оскорбил художника, считавшего себя талантливым, и заложил в нем ненависть ко всему иудейскому племени в целом, впоследствии вылившуюся в Холокост. Ну а юный Адольф вовсе и не подумал бросить любимое занятие и зарабатывал на жизнь рисованием и торговлей открытками, изображавшими сцены жизни Вены. А в Мюнхене он часто посещал кафе художников с тайной надеждой, что состоявшиеся художники, облюбовавшие это заведение, помогут ему научиться профессионально рисовать, но тщетно.

Когда его в 25-летнем возрасте призвали на Первую мировую войну, он взял с собой краски и в свободное время занимался живописью. Рисунки, написанные в окопах, резко контрастировали с гораздо более чувственными ранними работами, на них преобладали разрушенные бомбардировками здания и военная техника. В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит 3400 полотен, написанных в большинстве своем на фронте во время войны. По мнению многих критиков, живописный талант Гитлера был скромным. Однако, когда современному искусствоведу предложили рассмотреть некоторые из картин, не сказав при этом, чьи это работы, он оценил их как «довольно неплохие».

Работами художника-фюрера может полюбоваться любой желающий: большинство картин представлены во многих интернет-галереях. Отзывы большинства посетителей таких сайтов весьма противоречивы, вот один из них:

«Красиво, а ведь если бы его приняли в художественную школу, то это, наверное, изменило бы всю историю, и не было бы войны. Ведь он всего лишь не любил рисовать людей».

2

После аншлюса Австрии Германией Венская академия была полностью очищена от еврейского штата, потомки тех, кто когда-то не принял Гитлера, были уничтожены.
Если бы Адольф таки стал студентом Венской академии художеств, в мире бы стало всего лишь на одного посредственного художника больше. Но не случилось бы с большой долей вероятности Второй мировой войны с почти 80 млн. погибших в ее огне и точно не было бы Холокоста с 6 млн. уничтоженных евреев. Но почему-то никто из фантастов не попытался создать альтернативную историю человечества, в которой не было фюрера, а был всего лишь средний художник Адольф Гитлер...

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Андрей Коломиец

Фото:ru.wikipedia.org

Теги:история


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.02.2020

Верите ли вы, что «Справедливой России» удастся «разбить монополизм» «Единой России» в Омской области?

Уже проголосовало 16 человек

16.01.2020

Одобряете ли вы политические реформы Владимира Путина?

Уже проголосовало 1975 человек













Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Уходя, оставить свет. Это больше, чем остаться!..»

В четверг, 13-го февраля, – «девятины». 9 дней со дня ухода легендарного основателя и режиссёра детско-юношеского театра «РИФ» Юлии Гавриловны Маркиной…

190812 февраля 2020

Стиль жизни

Как сдвинуть Гору

Story

Как сдвинуть Гору

Вместе с известным иллюзионистом, Заслуженным артистом России Анатолием Соколом в омский цирк прибыла его «тёзка» — сокол Гóра, пернатая барышня с острым зрением и строптивым характером.

895110 февраля 2020
Анатолий Сокол: игры с огнем, водой и светом

Story

Анатолий Сокол: игры с огнем, водой и светом

О том, как приручить сокола и зрителя, о своих главных «фокусах» как продюсера и как мужа, о любви с первого взгляда к женщине и к цирку — представитель легендарной династии иллюзионистов в третьем поколении, заслуженный артист России, чья программа «Шоу Воды, Огня и Света» с огромным успехом стартовала в Омском цирке.

180307 февраля 2020
«Послушала чужую тётку и подумала: «Идите вы в ж…!»

Story

«Послушала чужую тётку и подумала: «Идите вы в ж…!»

История чемпионки в цитатах и фотографиях: изнанка побед Юли Курочкиной.

316820 января 2020
Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

513519 ноября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх