Венская точка невозврата

Есть легенда, что тогдашний ректор Венской художественной академии сказал юному Адольфу: «Занимайтесь чем угодно, но только не берите в руки кисть».

87630 марта 2019
Венская точка невозврата

В ходе моего пятидневного визита в Вену среди прочих достопримечательностей мне в обязательном порядке хотелось побывать в Венской академии изобразительных искусств, вот уже без малого 150 лет размещающуюся в роскошном здании на площади Шиллерплац, но не судьба. Как оказалось, вот уже почти год здание находится на капитальном ремонте, доступа в него нет, частично обставлено лесами, все затянуто сеткой. Из паспорта строительного объекта не вполне явствует, когда же запланировано окончание ремонта, но явно не навсегда, поэтому шанс побывать внутри у меня еще будет, а пока достаточно было просто посмотреть снаружи.

А почему, собственно, мне так хотелось побывать в этом здании? Да потому, что именно в нем, по-моему, была предопределена дальнейшая судьба не только всей Европы, но и мира. Дело в том, что будущий основатель Третьего рейха очень плохо учился в школе. Едва ли не единственным предметом, с которым юный Адольф справлялся на отлично, было изобразительное искусство. Он мечтал стать художником, тогда как отец, Алоис Гитлер, хотел, чтобы сын пошел на государственную службу. На этой почве между ними часто возникали бурные ссоры. Адольф с пеной у рта доказывал, что его интересует только искусство.
В 1907 году, когда Гитлер-старший уже скончался, Адольф попробовал поступить в Венскую академию художеств. Он был очень высокого мнения о своем таланте и не счел нужным готовиться к вступительным экзаменам. В результате — с треском провалился. Через год Адольф вновь решил попытать счастья и на этот раз уже провел некоторую работу по подготовке к экзаменам. Но члены комиссии едва взглянули на работы начинающего художника и вновь отказали в приеме. Один из педагогов, отнёсшийся к нему с благожелательностью и полагавший, что у абитуриента всё-таки есть некоторый талант, предложил ему попробовать поступить в архитектурную академию. Однако для этого ему пришлось бы сначала вернуться в среднюю школу, которую Гитлер уже бросил и возвращаться не хотел. Есть легенда, что тогдашний ректор Венской художественной академии сказал юному Адольфу: «Занимайтесь чем угодно, но только не берите в руки кисть».

1

О том, что будущий фюрер увлекался живописью, мне было известно с юности, а вот первое название его картины я узнал из последнего романа братьев Стругацких «Отягощенные злом»: «Мотоцикл под окном в воскресное утро». Думаю, не только мне когда-то весьма понравился вот этот отрывок: «Некоторое время Демиург молчал.

Могло бы быть и хуже, — проворчал он наконец. — Почему только все считают, что он — пейзажист? Хорошо. Беру. Сергей Корнеевич, выдайте ему двести… нет, полтораста рейхсмарок, обласкайте. Впредь меня не беспокойте, просто берите все, что он предложит… Каков он из себя?

Я пожал плечами.

— Бледный… прыщавый… рыхлое лицо. Молодой, черная челка на лоб…
— Усы?
— Усов нет. И бороды нет. Очень заурядное лицо.
— Лицо заурядное, живопись заурядная… Фамилия у него незаурядная.
— А какая у него фамилия? — встрепенулся Агасфер Лукич и нагнулся к самому полу, силясь прочитать подпись в правом нижнем углу. — Да ведь тут только инициалы, мой Птах. А и С латинские…
Адольф Шикльгрубер, — проворчал Демиург. Он уже удалялся к себе во тьму. — Впрочем, вряд ли это имя что-нибудь вам говорит…"

Отказ преподавателей академии художеств, среди которых традиционно было немало евреев, оскорбил художника, считавшего себя талантливым, и заложил в нем ненависть ко всему иудейскому племени в целом, впоследствии вылившуюся в Холокост. Ну а юный Адольф вовсе и не подумал бросить любимое занятие и зарабатывал на жизнь рисованием и торговлей открытками, изображавшими сцены жизни Вены. А в Мюнхене он часто посещал кафе художников с тайной надеждой, что состоявшиеся художники, облюбовавшие это заведение, помогут ему научиться профессионально рисовать, но тщетно.

Когда его в 25-летнем возрасте призвали на Первую мировую войну, он взял с собой краски и в свободное время занимался живописью. Рисунки, написанные в окопах, резко контрастировали с гораздо более чувственными ранними работами, на них преобладали разрушенные бомбардировками здания и военная техника. В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит 3400 полотен, написанных в большинстве своем на фронте во время войны. По мнению многих критиков, живописный талант Гитлера был скромным. Однако, когда современному искусствоведу предложили рассмотреть некоторые из картин, не сказав при этом, чьи это работы, он оценил их как «довольно неплохие».

Работами художника-фюрера может полюбоваться любой желающий: большинство картин представлены во многих интернет-галереях. Отзывы большинства посетителей таких сайтов весьма противоречивы, вот один из них:

«Красиво, а ведь если бы его приняли в художественную школу, то это, наверное, изменило бы всю историю, и не было бы войны. Ведь он всего лишь не любил рисовать людей».

2

После аншлюса Австрии Германией Венская академия была полностью очищена от еврейского штата, потомки тех, кто когда-то не принял Гитлера, были уничтожены.
Если бы Адольф таки стал студентом Венской академии художеств, в мире бы стало всего лишь на одного посредственного художника больше. Но не случилось бы с большой долей вероятности Второй мировой войны с почти 80 млн. погибших в ее огне и точно не было бы Холокоста с 6 млн. уничтоженных евреев. Но почему-то никто из фантастов не попытался создать альтернативную историю человечества, в которой не было фюрера, а был всего лишь средний художник Адольф Гитлер...

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Андрей Коломиец

Фото:ru.wikipedia.org

Теги:история


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

05.07.2021

Как вы относитесь к обязательной вакцинации от COVID-19?

Уже проголосовало 73 человека

17.05.2021

Поддерживаете ли вы намерение властей ужесточить выдачу оружия после трагедии в Казани?

Уже проголосовало 183 человека



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Александр Шлеменко — Евгению Гальту: «Прекрасно понимаю, что говорю сейчас непопулярные для 2021 года вещи, но извините»

Про «Вкусвилл», Моргенштерна, форс-мажоры октагона и вечную молодость: известный спортсмен, боец смешанного стиля (MMA) в рамках проекта «Интервью по цепочке» рассказывает своему интервьюеру, основателю центра физической реабилитации и спортивной медицины EZRAMED CLINIC, почему у его детей на телефонах нет выхода в Интернет и кто для него «настоящая женщина».

3763316 июля 2021

Стиль жизни

Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Story

Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Михаил идет по канату, одновременно отбивая головой мяч, а после жонглирует семью мячами во время движения на моноколесе. Повторить эти трюки никто в мире пока не сумел: подтверждено самой известной книгой рекордов.

61023 июля 2021
Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

Кредо

Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

«Экспериментальное» интервью с директором «Пятого театра», в котором он подводит итоги сезона, объясняет, куда движется театр и говорит, почему не страшно быть театральным «первопроходцем».

3478807 июля 2021
Правила воспитания от Артема Касаткина

Кредо

Правила воспитания от Артема Касаткина

Известный омский рекламист считает, что современный мир развратен и болен, и его поколению стоит учиться у своих детей чистоте, а не приставать с секспросветом.

210206 июля 2021
Правила воспитания от Олега Перевалова

Кредо

Правила воспитания от Олега Перевалова

Психотерапевта и бизнес-тренера Олега Перевалова огорчает, что сегодня редко увидишь учителя, наполненного радостью и с счастливым выражением лица. 

260104 июля 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх