Венская точка невозврата

Есть легенда, что тогдашний ректор Венской художественной академии сказал юному Адольфу: «Занимайтесь чем угодно, но только не берите в руки кисть».

146631 марта 2019
Венская точка невозврата

В ходе моего пятидневного визита в Вену среди прочих достопримечательностей мне в обязательном порядке хотелось побывать в Венской академии изобразительных искусств, вот уже без малого 150 лет размещающуюся в роскошном здании на площади Шиллерплац, но не судьба. Как оказалось, вот уже почти год здание находится на капитальном ремонте, доступа в него нет, частично обставлено лесами, все затянуто сеткой. Из паспорта строительного объекта не вполне явствует, когда же запланировано окончание ремонта, но явно не навсегда, поэтому шанс побывать внутри у меня еще будет, а пока достаточно было просто посмотреть снаружи.

А почему, собственно, мне так хотелось побывать в этом здании? Да потому, что именно в нем, по-моему, была предопределена дальнейшая судьба не только всей Европы, но и мира. Дело в том, что будущий основатель Третьего рейха очень плохо учился в школе. Едва ли не единственным предметом, с которым юный Адольф справлялся на отлично, было изобразительное искусство. Он мечтал стать художником, тогда как отец, Алоис Гитлер, хотел, чтобы сын пошел на государственную службу. На этой почве между ними часто возникали бурные ссоры. Адольф с пеной у рта доказывал, что его интересует только искусство.
В 1907 году, когда Гитлер-старший уже скончался, Адольф попробовал поступить в Венскую академию художеств. Он был очень высокого мнения о своем таланте и не счел нужным готовиться к вступительным экзаменам. В результате — с треском провалился. Через год Адольф вновь решил попытать счастья и на этот раз уже провел некоторую работу по подготовке к экзаменам. Но члены комиссии едва взглянули на работы начинающего художника и вновь отказали в приеме. Один из педагогов, отнёсшийся к нему с благожелательностью и полагавший, что у абитуриента всё-таки есть некоторый талант, предложил ему попробовать поступить в архитектурную академию. Однако для этого ему пришлось бы сначала вернуться в среднюю школу, которую Гитлер уже бросил и возвращаться не хотел. Есть легенда, что тогдашний ректор Венской художественной академии сказал юному Адольфу: «Занимайтесь чем угодно, но только не берите в руки кисть».

1

О том, что будущий фюрер увлекался живописью, мне было известно с юности, а вот первое название его картины я узнал из последнего романа братьев Стругацких «Отягощенные злом»: «Мотоцикл под окном в воскресное утро». Думаю, не только мне когда-то весьма понравился вот этот отрывок: «Некоторое время Демиург молчал.

Могло бы быть и хуже, — проворчал он наконец. — Почему только все считают, что он — пейзажист? Хорошо. Беру. Сергей Корнеевич, выдайте ему двести… нет, полтораста рейхсмарок, обласкайте. Впредь меня не беспокойте, просто берите все, что он предложит… Каков он из себя?

Я пожал плечами.

— Бледный… прыщавый… рыхлое лицо. Молодой, черная челка на лоб…
— Усы?
— Усов нет. И бороды нет. Очень заурядное лицо.
— Лицо заурядное, живопись заурядная… Фамилия у него незаурядная.
— А какая у него фамилия? — встрепенулся Агасфер Лукич и нагнулся к самому полу, силясь прочитать подпись в правом нижнем углу. — Да ведь тут только инициалы, мой Птах. А и С латинские…
Адольф Шикльгрубер, — проворчал Демиург. Он уже удалялся к себе во тьму. — Впрочем, вряд ли это имя что-нибудь вам говорит…"

Отказ преподавателей академии художеств, среди которых традиционно было немало евреев, оскорбил художника, считавшего себя талантливым, и заложил в нем ненависть ко всему иудейскому племени в целом, впоследствии вылившуюся в Холокост. Ну а юный Адольф вовсе и не подумал бросить любимое занятие и зарабатывал на жизнь рисованием и торговлей открытками, изображавшими сцены жизни Вены. А в Мюнхене он часто посещал кафе художников с тайной надеждой, что состоявшиеся художники, облюбовавшие это заведение, помогут ему научиться профессионально рисовать, но тщетно.

Когда его в 25-летнем возрасте призвали на Первую мировую войну, он взял с собой краски и в свободное время занимался живописью. Рисунки, написанные в окопах, резко контрастировали с гораздо более чувственными ранними работами, на них преобладали разрушенные бомбардировками здания и военная техника. В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит 3400 полотен, написанных в большинстве своем на фронте во время войны. По мнению многих критиков, живописный талант Гитлера был скромным. Однако, когда современному искусствоведу предложили рассмотреть некоторые из картин, не сказав при этом, чьи это работы, он оценил их как «довольно неплохие».

Работами художника-фюрера может полюбоваться любой желающий: большинство картин представлены во многих интернет-галереях. Отзывы большинства посетителей таких сайтов весьма противоречивы, вот один из них:

«Красиво, а ведь если бы его приняли в художественную школу, то это, наверное, изменило бы всю историю, и не было бы войны. Ведь он всего лишь не любил рисовать людей».

2

После аншлюса Австрии Германией Венская академия была полностью очищена от еврейского штата, потомки тех, кто когда-то не принял Гитлера, были уничтожены.
Если бы Адольф таки стал студентом Венской академии художеств, в мире бы стало всего лишь на одного посредственного художника больше. Но не случилось бы с большой долей вероятности Второй мировой войны с почти 80 млн. погибших в ее огне и точно не было бы Холокоста с 6 млн. уничтоженных евреев. Но почему-то никто из фантастов не попытался создать альтернативную историю человечества, в которой не было фюрера, а был всего лишь средний художник Адольф Гитлер...

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Андрей Коломиец

Фото:ru.wikipedia.org

Теги:история


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

250001 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

252101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5983101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6201221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх