Достоевский Асисяй

Не все зрители были готовы принять такую трактовку. Что ж, это их право. У каждого — свой театр и свой абсурд.

111804 мая 2019
Достоевский Асисяй

На сцене — четыре клоуна. Грустный Пьеро в чаплиновском котелке — нелепый простак, идиот; заводной Арлекин, раздающий тумаки направо и налево; ещё пара ковёрных, выдающих репризы с переодеваниями. Это Театр Наций привёз в Омск на Фестиваль «Золотая Маска» спектакль «Идиот» по роману, естественно, Достоевского.

Абсурд? Да ещё какой! 
Во-первых, страшно красивый! Сцена почти без декораций, такая сцена-экран. Но световые инсталляции Павла Семченко превращают её то в «дом Аглаи», то в «дорогу в Павловск», и далее — во все другие локации. Три цвета — чёрный, белый, красный — борются за пространство, навязывают себя персонажам, определяя их действия и состояния.

1

Во-вторых, это невыразимо грустный абсурд! Музыка Ивана Кушнира буквально погружает в мир мрачной безысходности.

В третьих, это виртуозный абсурд. Актёрское воплощение клоунско-достоевских героев невероятно! Слова им почти не нужны, достаточно междометий. Если и вылетает слово, то звучит на манер полунинского «асисяй». Впрочем, тут не только Полунин, но и грустный клоун Енгибаров вспоминается. Мышкин (неожиданная Ингеборга Дпакунайте) — почти воздушное, словно из другого мира заброшенное существо, любящее всех, как ребёнок, принимающий мир. Рогожин (Александр Якин) — «вулкан страстей»; не случайно красный - это его цвет. Он общается с миром с позиций силы, но совсем не защищён от него, и ему снятся страшные сны. А вот Настасья Филипповна/Лебедев (Роман Шаляпин) - это два полюса: Настасья использует любой повод, чтобы в очередной раз «умереть», а Лебедев — такой холодный резонёр, которого ничто не берёт. Да-да, этот фокус - тоже цирковая традиция: посадили в ящик одного, а достали другого. Ганя/Аглая (Артём Тульчинский) — тоже пара антагонистов: вечно битый Рогожиным Ганя и держащая князя «под прицелом» самоуверенная Аглая.

А ещё это абсурдный цирк. Цирковая традиция тоже перевёрнута: клоуны, которые должны развлекать зрителя между номерами, занимают почти всё время представления. Лишь изредка клоунада прерывается «номерами»: несколько раз «асисяйская» речь сменяется внятными монологами (не все они из «Идиота») — о любви русского человека к страданию, о смертной казни, о либералах, о чиновниках. Но всё это — вставные номера, так сказать, на потребу публики. Клоуны ненадолго выпадают из образов и становятся «артистами». А затем клоунада продолжается как основное действие.

И самое главное — вся эта «чёрная клоунада» сдвигает романную оптику так, что поднимает фарс до трагедии. У самого-то Федора Михайловича трагедия и фарс всегда рядом, они взаимопроницаемы, но не все постановщики его произведений это замечают, часто сосредоточиваясь только на трагедии героев. Режиссёр Максим Диденко (кстати, экс-омич — не здесь ли корни его абсурда?) поступил противоположным образом: оставил только фарс, доведя его до высшей точки — клоунады. Клоун — персонаж с заранее заданным характером, архетип. Вот и история «бедного князя» и его окружения в клоунском исполнении становится архетипической; конфликты и страдания персонажей оказываются неизбежными; финал — трагически предопределённым...

Не все зрители были готовы принять такую трактовку. Что ж, это их право. У каждого — свой театр и свой абсурд.

Оригинал в Фейсбуке автора.

 

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирина Полярная с сайта theatreofnations.ru

Теги:театр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.11.2019

Кто из городских чиновников самый эффективный?

Уже проголосовало 82 человека

05.11.2019

Кто из чиновников омского правительства самый эффективный?

Уже проголосовало 191 человек













Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Были о Сицилии

И какой же русский не любит, чтобы под ногами плескалось море, а над головой сияло солнце?! И всё это в ноябре…

325109 декабря 2019

Александр Капралов. Когда б вы знали, из каких железок…

…рождаются его короли, ослы, шуты, ангелы и птицы?!

103327 ноября 2019

Мацуев, Плетнев или Варгафтик? ТЕСТ: какой концерт «Белой симфонии» вам понравится?

Какая музыка вас формирует? Узнаем и идем! Шесть концертных эпизодов, два оркестра, пятнадцать звезд: с 23 ноября по 18 декабря Омская филармония приглашает на легендарный фестиваль «Белая симфония».

2652119 ноября 2019

Стиль жизни

Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Story

Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Откровенно о себе и животных: дрессировщик Тигран Акопян о воспитании экзотов, буднях лапундера-пенсионера, «пряничном доме» для бегемота и верблюдов, а также тесных связях с Омском.

30812 декабря 2019
Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Еда

Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Умные технологии, домашние котлетки, стихи и трюфели: тестируем новое заведение – гастро-буфет на пересечении улиц Маяковского и Пушкина.

994405 декабря 2019
Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

143219 ноября 2019
Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Story

Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Дрессировщик хищников Юрий Хохлов объясняет, отчего это плохо для всех, в том числе, и для самих медведей.

211316 ноября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх