Достоевский Асисяй
Не все зрители были готовы принять такую трактовку. Что ж, это их право. У каждого — свой театр и свой абсурд.
173404 мая 2019
На сцене — четыре клоуна. Грустный Пьеро в чаплиновском котелке — нелепый простак, идиот; заводной Арлекин, раздающий тумаки направо и налево; ещё пара ковёрных, выдающих репризы с переодеваниями. Это Театр Наций привёз в Омск на Фестиваль «Золотая Маска» спектакль «Идиот» по роману, естественно, Достоевского.
Абсурд? Да ещё какой!
Во-первых, страшно красивый! Сцена почти без декораций, такая сцена-экран. Но световые инсталляции Павла Семченко превращают её то в «дом Аглаи», то в «дорогу в Павловск», и далее — во все другие локации. Три цвета — чёрный, белый, красный — борются за пространство, навязывают себя персонажам, определяя их действия и состояния.
Во-вторых, это невыразимо грустный абсурд! Музыка Ивана Кушнира буквально погружает в мир мрачной безысходности.
В третьих, это виртуозный абсурд. Актёрское воплощение клоунско-достоевских героев невероятно! Слова им почти не нужны, достаточно междометий. Если и вылетает слово, то звучит на манер полунинского «асисяй». Впрочем, тут не только Полунин, но и грустный клоун Енгибаров вспоминается. Мышкин (неожиданная Ингеборга Дпакунайте) — почти воздушное, словно из другого мира заброшенное существо, любящее всех, как ребёнок, принимающий мир. Рогожин (Александр Якин) — «вулкан страстей»; не случайно красный - это его цвет. Он общается с миром с позиций силы, но совсем не защищён от него, и ему снятся страшные сны. А вот Настасья Филипповна/Лебедев (Роман Шаляпин) - это два полюса: Настасья использует любой повод, чтобы в очередной раз «умереть», а Лебедев — такой холодный резонёр, которого ничто не берёт. Да-да, этот фокус - тоже цирковая традиция: посадили в ящик одного, а достали другого. Ганя/Аглая (Артём Тульчинский) — тоже пара антагонистов: вечно битый Рогожиным Ганя и держащая князя «под прицелом» самоуверенная Аглая.
А ещё это абсурдный цирк. Цирковая традиция тоже перевёрнута: клоуны, которые должны развлекать зрителя между номерами, занимают почти всё время представления. Лишь изредка клоунада прерывается «номерами»: несколько раз «асисяйская» речь сменяется внятными монологами (не все они из «Идиота») — о любви русского человека к страданию, о смертной казни, о либералах, о чиновниках. Но всё это — вставные номера, так сказать, на потребу публики. Клоуны ненадолго выпадают из образов и становятся «артистами». А затем клоунада продолжается как основное действие.
И самое главное — вся эта «чёрная клоунада» сдвигает романную оптику так, что поднимает фарс до трагедии. У самого-то Федора Михайловича трагедия и фарс всегда рядом, они взаимопроницаемы, но не все постановщики его произведений это замечают, часто сосредоточиваясь только на трагедии героев. Режиссёр Максим Диденко (кстати, экс-омич — не здесь ли корни его абсурда?) поступил противоположным образом: оставил только фарс, доведя его до высшей точки — клоунады. Клоун — персонаж с заранее заданным характером, архетип. Вот и история «бедного князя» и его окружения в клоунском исполнении становится архетипической; конфликты и страдания персонажей оказываются неизбежными; финал — трагически предопределённым...
Не все зрители были готовы принять такую трактовку. Что ж, это их право. У каждого — свой театр и свой абсурд.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото:Ирина Полярная с сайта theatreofnations.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 97 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 93 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
Памяти «Последнего из могикан»...
79317 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1260129 февраля 2024
439715 февраля 2024
31821412224
Записи автора
Роковая лисица живёт в каждом из нас?
16828 марта 2024
17027 марта 2024
30825 марта 2024
37022 марта 2024
Невеселая, но смешная жизнь советской интеллигенции
49213 марта 2024
«Она захватывает пространство»
65608 марта 2024
88505 марта 2024
— директор правового холдинга «Закон»
— Духовный мастер и наставник
— домохозяйка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии