Достоевский Асисяй

Не все зрители были готовы принять такую трактовку. Что ж, это их право. У каждого — свой театр и свой абсурд.

100904 мая 2019
Достоевский Асисяй

На сцене — четыре клоуна. Грустный Пьеро в чаплиновском котелке — нелепый простак, идиот; заводной Арлекин, раздающий тумаки направо и налево; ещё пара ковёрных, выдающих репризы с переодеваниями. Это Театр Наций привёз в Омск на Фестиваль «Золотая Маска» спектакль «Идиот» по роману, естественно, Достоевского.

Абсурд? Да ещё какой! 
Во-первых, страшно красивый! Сцена почти без декораций, такая сцена-экран. Но световые инсталляции Павла Семченко превращают её то в «дом Аглаи», то в «дорогу в Павловск», и далее — во все другие локации. Три цвета — чёрный, белый, красный — борются за пространство, навязывают себя персонажам, определяя их действия и состояния.

1

Во-вторых, это невыразимо грустный абсурд! Музыка Ивана Кушнира буквально погружает в мир мрачной безысходности.

В третьих, это виртуозный абсурд. Актёрское воплощение клоунско-достоевских героев невероятно! Слова им почти не нужны, достаточно междометий. Если и вылетает слово, то звучит на манер полунинского «асисяй». Впрочем, тут не только Полунин, но и грустный клоун Енгибаров вспоминается. Мышкин (неожиданная Ингеборга Дпакунайте) — почти воздушное, словно из другого мира заброшенное существо, любящее всех, как ребёнок, принимающий мир. Рогожин (Александр Якин) — «вулкан страстей»; не случайно красный - это его цвет. Он общается с миром с позиций силы, но совсем не защищён от него, и ему снятся страшные сны. А вот Настасья Филипповна/Лебедев (Роман Шаляпин) - это два полюса: Настасья использует любой повод, чтобы в очередной раз «умереть», а Лебедев — такой холодный резонёр, которого ничто не берёт. Да-да, этот фокус - тоже цирковая традиция: посадили в ящик одного, а достали другого. Ганя/Аглая (Артём Тульчинский) — тоже пара антагонистов: вечно битый Рогожиным Ганя и держащая князя «под прицелом» самоуверенная Аглая.

А ещё это абсурдный цирк. Цирковая традиция тоже перевёрнута: клоуны, которые должны развлекать зрителя между номерами, занимают почти всё время представления. Лишь изредка клоунада прерывается «номерами»: несколько раз «асисяйская» речь сменяется внятными монологами (не все они из «Идиота») — о любви русского человека к страданию, о смертной казни, о либералах, о чиновниках. Но всё это — вставные номера, так сказать, на потребу публики. Клоуны ненадолго выпадают из образов и становятся «артистами». А затем клоунада продолжается как основное действие.

И самое главное — вся эта «чёрная клоунада» сдвигает романную оптику так, что поднимает фарс до трагедии. У самого-то Федора Михайловича трагедия и фарс всегда рядом, они взаимопроницаемы, но не все постановщики его произведений это замечают, часто сосредоточиваясь только на трагедии героев. Режиссёр Максим Диденко (кстати, экс-омич — не здесь ли корни его абсурда?) поступил противоположным образом: оставил только фарс, доведя его до высшей точки — клоунады. Клоун — персонаж с заранее заданным характером, архетип. Вот и история «бедного князя» и его окружения в клоунском исполнении становится архетипической; конфликты и страдания персонажей оказываются неизбежными; финал — трагически предопределённым...

Не все зрители были готовы принять такую трактовку. Что ж, это их право. У каждого — свой театр и свой абсурд.

Оригинал в Фейсбуке автора.

 

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирина Полярная с сайта theatreofnations.ru

Теги:театр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 18 человек

15.08.2019

Как вы относитесь к идее сократить рабочую неделю до четырех дней?

Уже проголосовало 21 человек













Блог-пост

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Игорь Глушков

— топ-менеджер

Юлия Купрейкина

— психолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

322730 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

208422 июля 2019

Откровения сибирского Брейгеля

22 июля сказочно-масочный, несказанно сочный, сочинительно-смачный художник Сергей Сочивко отмечает юбилей.

1142120 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

695108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

139001 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1210125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

783122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх