Дух Бухгольца мне сообщил...

Последние дни идёт голосование и полемика об участи памятника основанию Омска.

57125 мая 2019
Дух Бухгольца мне сообщил...

«Державу», в народе «Шар Бухгольца», ВООПИК планирует заменить на конную статую Бухгольцу, судя по проекту, ориентированную крупом к жилому дому с витринами магазина, лицом к «Вавилону».

Мы помним, как в 1997 году установка «Шара» на площади Бухгольца стало ярким событием, дерзким, неожиданным! Люди специально ходили на него смотреть!

1

За 22 года «Держава», несмотря на то, что это был временный макет для проверки масштаба и жизни в пространстве, устояла, стала частью истории Омска и памятником культура и искусства, вписалась в контекст своего времени и полукруглого пространства площади, гармонично существует в окружении лаконичной, геометричной советской архитектуры, полюбилась омичам и обросла историями, мифами, стала символом и мемом. Кроме того, это память о Мастере, оставившем след в облике города, авторе барельефов на дверях Краеведческого музея и фигур писателей и барельефов на Пушкинке (вошедшей в учебники по архитектуре) — этого мало? И если ВООПИК действительно призвана изучать, беречь, охранять историю и культуру Омска, то должна не разрушать созданное предыдущими поколениями, а сохранять, и если надо, завершать незавершённое, отдавая дань памяти!

Но, из острой полемики с его представителями сложилось впечатление, что по мнению, «самого прогрессивного» ВООПИК, привычное людям надо жестоко уничтожать! Чтоб не привыкали, не расслаблялись! Постсоветское — это не наше, это не история! Это неправильно и плохо! Хотя, сейчас, наоборот, постепенно осознаётся эта эпоха, её достижения! Даже дико слышать это от историков и архитекторов!

А как же память о художнике, профессиональная этика, уважение к омичам?!

А требуется, наконец, именно завершить проект Василия Трохимчука и выполнить «Державу» в материале, что по независящим от автора причинам не удалось сделать при его жизни. Это серьёзная и ответственная работа! Объект неординарный для Омска, до сих пор почти не потерявший свою актуальность и эстетическую ценность даже в таком виде как сейчас. Эскизы сохранились, некоторые его соавторы и коллеги живы, а требуется по большей части чисто техническая работа в материале! Возможно, потребуется доработка с учётом прошедшего времени, материалов и .т.п. И если постараться, с этим можно справиться! Специалисты в городе найдутся.

Вместо этого уважаемые «хранители», радеющие за точность нахождения землянок 1716 года, готовы ради потрафления своим вкусам или из каких-то ещё побуждений разрушить то, что существует, потратить миллионы на установку очередного сувенирного объекта, конной статуи, которая тоже ещё не совсем готова, выполнялась без привязки к месту. А если деятелям ВООПИК лично, в отличие от большинства омичей, Шар не нравится и никакой информации и художественной ценности не несёт, и своё мнение уважаемые господа ставят выше всех остальных, то это совершенно не значит, что её там нет или каждый не воспримет её по-своему! Так, стоит почитать ещё раз внимательно и непредвзято и посмотреть эскизы, что за барельефы об основании и развитии города планировались на «Державе»! И при этом не забывать про эстетическую составляющую: Памятник — это не просто отдельный объект, иллюстративная фигурка, лубок для не умеющих читать, — это объект монументального искусства, часть ландшафта связанный с архитектурой. И Шар — универсальная форма мироздания, и здесь она органично вписана в пространство и стилистику места, сама идея не утратила свежести — это больше, чем просто красивая фигурка!

Но почему-то некоторые у нас очень любят «обнулять» прошлое и переписывать историю, вместо того, чтобы её продолжать и сохранять, даже те кто призван её беречь! Рушатся здания, исчезают целые кварталы ради чьих-то амбиций и жажды наживы! (((

Конную статую «Всадника», который, как сообщили, даже уже и не совсем Бухгольц, а собирательный образ, ничто не мешает установить в другом месте в подходящем архитектурном, историческом и средовом окружении, если уж кое-кто застрял своими вкусами в 18 веке и любит не современное искусство, а подделки под классику, которыми и так уже заполонили весь город, будто мы живём 200 лет назад в глухой провинции.

Конные статуи ставились в своё время императорам-победителям и во многих городах мира органично смотрятся в окружении дворцов, соборов, парков, а не в типовой застройке. В 21 веке создаются произведения, отвечающие своему времени.

2

А если необходимо подробное описание места первой стоянки отряда Бухгольца, то на площади вполне можно обойтись информационным стендом с текстами и изображениями, пусть это будет даже панно с барельефами. Всё решаемо, было бы желание!

Дух Бухгольца мне сообщил, что он сам считает началом города крепость на горе с первой омской церковью, согласно плана 1745 года, а не временную зимовку, и памятник надо устанавливать именно там: перед Городской Думой или в «Старой Крепости»! ))))

А то что это получится за безобразие — Бухгольц скачет в Вавилон! Строить башню?))))Так ему надо в противоположную сторону к Городской Думе — срочно строить настоящую Первую омскую крепость! Просто абсурдно будет выглядеть! Про стиль и пространства вообще можно забыть... (

ВООПИК может создать свой альтернативный фанерный макет Всадника, установить и проверить — как он впишется в среду и сколько простоит!

В то время как излюбленное место прогулок омичей и гостей города Набережная Каримова вся в заплатках и давно требует капитального ремонта, тротуарная плитка на самой площади Бухгольца уже проседает, и требовать убрать Шар ради её сомнительного, притом морально устаревшего, украшательства в виде нового памятника, который даже ещё не доделан и его никто не видел — вопиющая бесхозяйственность, особенно учитывая недостаточное финансирование Культуры вообще.

При этом доводы против сохранения и тем более достойного завершения Шара абсолютно неубедительны и сводятся к частному мнению нескольких людей: он плохой, старый, не нравится... Это несерьёзно! А упорное желание потратить 15 миллионов и воздвигнуть очередную «Фигурку» , как следует из дискуссии, базируется на простом детском «хочу» и «он лучше»! (

Как будто люди не видят или не понимают, что монумент, сделанный без привязки к конкретному месту — пространству, архитектуре, ситуации и самому духу, — это дилетантство. И это неудивительно, весь город уставлен однотипными фигурками на грани кича, подделками под «старину», а — единственный более-менее современный объект, подобные по всему миру уже давно занимают достойные места, он вызывает у «хранителей» такое агрессивное неприятие.

Всё это наводит многих на мысли не просто о неразвитом вкусе, а, возможно, о каких-то других мотивах, может быть, даже не связанных с историей и культурой города.

К тому же все компромиссные решения сходу отвергаются! :( это наводит на размышления...

Автор:Николай Молодцов

Фото:с russia.travel

Теги:памятникиистория


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 15 человек

15.08.2019

Как вы относитесь к идее сократить рабочую неделю до четырех дней?

Уже проголосовало 17 человек













Блог-пост

Влад Шурыгин

— заместитель главного редактора в Газета «Завтра»

Ольга Савельева

— попутчица

Тина Корлякова

— Предприниматель, журналист, блогер, PR-специалист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

315830 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

202022 июля 2019

Откровения сибирского Брейгеля

22 июля сказочно-масочный, несказанно сочный, сочинительно-смачный художник Сергей Сочивко отмечает юбилей.

1114120 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

655108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

135601 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1182125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

761122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх