Антипродающий пост

Каждый раз объясняю руководителю: фасилитация — это не «волшебная таблетка» от всего.

16225 августа 2019
Антипродающий пост

Напишу-ка я «антипродающий» пост. 

Чтобы после его прочтения половина клиентов поняла, что им этого точно не надо. Ни-ког-да. И ни за что. Ну или просто не сейчас.

1

Я про эту самую фасилитацию.

После Острова случился такой «всплеск» активности по этому вопросу, что теперь или все хотят учиться ей или «придите и пофасилитуйте с нами». Не обижайтесь, мои друзья в ФБ и не только. Это ни в коем случае не оценка, просто про подумать.

Не знаю, что это. Дань моде? В какой-то части, конечно) Способ показать, что мы тоже «в теме»? Да, и это тоже. Стратегическая сессия — это звучит гордо (серьёзно, красиво, …)? А как жеж…

На сайтах компаний, в лентах ФБ, везде все и обо всё фасилитируют. Значит, и нам надо.

На этой неделе дважды пришлось сказать, что «вам не надо». По крайней мере, сейчас и для этих задач, точно не надо. А надо другое.

Так вот, чтобы не попасть, так сказать, «под влияние общественного мнения (которое часто изменчиво», я решила написать (естественно, своё субъективное мнение), когда фасилитировать НЕ НАДО. Потому как про «надо» написано 100500 статей и постов.

Это, кстати, очень полезно для первых встреч и прояснения ситуации, чтобы и я, как фасилиатор, и заказчик не пытались любыми способами «запихать» фасилитацию в решение запроса.

Здесь заранее уточню, что я не буду касаться стратегических сессий (это вообще отдельная история). Пока просто про командные сессии по разным текущим/операционным вопросам.

2

По моему опыту, я бы не стала рекомендовать проводить/внедрять фасилитацию, если:

1. Нет задачи (фокусирующего вопроса). «У других, я слышал, такие сессии проводятся, мы тоже не хотим отставать». Здесь уточняю — Вы какую задачу/какой вопрос хотите решить? Просто соревноваться с конкурентами, кто «современнее»? Не надо. Нет запроса, или команда прекрасно понимает, что и зачем делает, — не нужно создавать «искусственную» тему для сессии. «Ну так давайте придумаем, мало ли проблем в каждой компании», — не надо. Типа люди поймут, что они работают в продвинутой компании… Ну-ну…

2. Нет готовности передавать полномочия в реализации. Руководитель хочет подумать и увидеть новые идей по какому-то вопросу, а потом «я сам решу, что из этого они будут делать». Здесь еще были варианты: «я хочу, чтобы после сессии они решили делать это и это…». Я бы не стала, потому как руководителю надо определиться или он «вовлекающий лидер» или «красный командир». Или он доверяет команде и готов её слушать и разрешать потом делать, как  решили сотрудники, или сам лучше всех знает.

3. В команде/отделе/компании нет экспертизы по вопросу, который будем обсуждать. Или уровень экспертизы очень низкий. Пример: помогите нам разработать программу продвижения на год, и заодно подучите наших специалистов, а то они у нас «не очень»… отвечаю на это просто — если нет компетенций у людей, вы получите после сессии ровно то, что имеете сейчас. Ну просто люди мало знают свой функционал и лучшие практики в свой сфере.

4. Нет доверия к команде и внутри команды. «Давайте мы соберём лучших экспертов по теме, они всё придумают. А потом мы впишем это в план». Тоже круто. Но объясняю, что это называется «консалтинг» и к фасилитации отношения не имеет. Обсуждать должны те, кто будет это делать. Иначе всё прах…

5. Нет реальной потребности в «вовлекающем лидерстве» или управлении. Через фасилитацию хочется просто «подружить людей». Так бывает (и сам руководитель это признаёт), что люди в его команде реально преследуют разные личные интересы. И реализация этих (даже иногда «враждебных друг другу») интересов помогает компании зарабатывать денег. И «дружить» они не хотят. И цели бизнеса никакой в связи с этим нет. Я бы не стала.

И каждый раз объясняю руководителю: фасилитация — это не «волшебная таблетка» от всего. Если нет экспертизы – надо учить. Нет задачи/вопроса для обсуждения — ждите, когда появится (если появится). Нет потребности вовлекать — не надо, работайте так, как устроена ваша бизнес-модель компании. Если всё работает — не надо «чинить заранее».

Потому как фасилитация несёт и риски компаниям (которые тоже не всегда понятны). Люди могут придумать идею/план, который компания не будет внедрять — получите сомнения с других начинаниях. Команда примет решение делать что-то, что не согласуется с отдельными личными интересами людей, — можете потерять сотрудников.

Это я пишу и говорю всегда не для того, чтобы «снизить растущий спрос», а чтобы не было потом обманутых надежд и ожиданий руководителей, сотрудников. И, конечно, самих фасилитаторов.

В общем, всё хорошо, когда по делу и к месту приходится.

3

Но есть оооочень много вопросов, которые с помощью фасилитации решаются быстрее, интереснее (выше, сильнее…). Но об этом в другой раз.

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Елена Исаева

Фото:из блога автора

Теги:эссе


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

21 сентября

В Омске пройдут вторые «Чистые игры»

В Омске пройдут вторые «Чистые игры»

3216 сентября 2019

Ваше мнение

28.08.2019

Стоит ли переносить звезду «Слава героям» с бульвара Победы в парк 30-летия Победы?

Уже проголосовало 92 человека

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 236 человек













Блог-пост

Александр Малькевич

— медиаменеджер

Нателла Кисилевская

— журналистка

Евгений Александров

— неравнодушный омич

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

459730 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

351322 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

1350108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

219801 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1870125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

1316122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх