
Антипродающий пост
Каждый раз объясняю руководителю: фасилитация — это не «волшебная таблетка» от всего.
56025 августа 2019
Напишу-ка я «антипродающий» пост.
Чтобы после его прочтения половина клиентов поняла, что им этого точно не надо. Ни-ког-да. И ни за что. Ну или просто не сейчас.
1Я про эту самую фасилитацию.
После Острова случился такой «всплеск» активности по этому вопросу, что теперь или все хотят учиться ей или «придите и пофасилитуйте с нами». Не обижайтесь, мои друзья в ФБ и не только. Это ни в коем случае не оценка, просто про подумать.
Не знаю, что это. Дань моде? В какой-то части, конечно) Способ показать, что мы тоже «в теме»? Да, и это тоже. Стратегическая сессия — это звучит гордо (серьёзно, красиво, …)? А как жеж…
На сайтах компаний, в лентах ФБ, везде все и обо всё фасилитируют. Значит, и нам надо.
На этой неделе дважды пришлось сказать, что «вам не надо». По крайней мере, сейчас и для этих задач, точно не надо. А надо другое.
Так вот, чтобы не попасть, так сказать, «под влияние общественного мнения (которое часто изменчиво», я решила написать (естественно, своё субъективное мнение), когда фасилитировать НЕ НАДО. Потому как про «надо» написано 100500 статей и постов.
Это, кстати, очень полезно для первых встреч и прояснения ситуации, чтобы и я, как фасилиатор, и заказчик не пытались любыми способами «запихать» фасилитацию в решение запроса.
Здесь заранее уточню, что я не буду касаться стратегических сессий (это вообще отдельная история). Пока просто про командные сессии по разным текущим/операционным вопросам.
2По моему опыту, я бы не стала рекомендовать проводить/внедрять фасилитацию, если:
1. Нет задачи (фокусирующего вопроса). «У других, я слышал, такие сессии проводятся, мы тоже не хотим отставать». Здесь уточняю — Вы какую задачу/какой вопрос хотите решить? Просто соревноваться с конкурентами, кто «современнее»? Не надо. Нет запроса, или команда прекрасно понимает, что и зачем делает, — не нужно создавать «искусственную» тему для сессии. «Ну так давайте придумаем, мало ли проблем в каждой компании», — не надо. Типа люди поймут, что они работают в продвинутой компании… Ну-ну…
2. Нет готовности передавать полномочия в реализации. Руководитель хочет подумать и увидеть новые идей по какому-то вопросу, а потом «я сам решу, что из этого они будут делать». Здесь еще были варианты: «я хочу, чтобы после сессии они решили делать это и это…». Я бы не стала, потому как руководителю надо определиться или он «вовлекающий лидер» или «красный командир». Или он доверяет команде и готов её слушать и разрешать потом делать, как решили сотрудники, или сам лучше всех знает.
3. В команде/отделе/компании нет экспертизы по вопросу, который будем обсуждать. Или уровень экспертизы очень низкий. Пример: помогите нам разработать программу продвижения на год, и заодно подучите наших специалистов, а то они у нас «не очень»… отвечаю на это просто — если нет компетенций у людей, вы получите после сессии ровно то, что имеете сейчас. Ну просто люди мало знают свой функционал и лучшие практики в свой сфере.
4. Нет доверия к команде и внутри команды. «Давайте мы соберём лучших экспертов по теме, они всё придумают. А потом мы впишем это в план». Тоже круто. Но объясняю, что это называется «консалтинг» и к фасилитации отношения не имеет. Обсуждать должны те, кто будет это делать. Иначе всё прах…
5. Нет реальной потребности в «вовлекающем лидерстве» или управлении. Через фасилитацию хочется просто «подружить людей». Так бывает (и сам руководитель это признаёт), что люди в его команде реально преследуют разные личные интересы. И реализация этих (даже иногда «враждебных друг другу») интересов помогает компании зарабатывать денег. И «дружить» они не хотят. И цели бизнеса никакой в связи с этим нет. Я бы не стала.
И каждый раз объясняю руководителю: фасилитация — это не «волшебная таблетка» от всего. Если нет экспертизы – надо учить. Нет задачи/вопроса для обсуждения — ждите, когда появится (если появится). Нет потребности вовлекать — не надо, работайте так, как устроена ваша бизнес-модель компании. Если всё работает — не надо «чинить заранее».
Потому как фасилитация несёт и риски компаниям (которые тоже не всегда понятны). Люди могут придумать идею/план, который компания не будет внедрять — получите сомнения с других начинаниях. Команда примет решение делать что-то, что не согласуется с отдельными личными интересами людей, — можете потерять сотрудников.
Это я пишу и говорю всегда не для того, чтобы «снизить растущий спрос», а чтобы не было потом обманутых надежд и ожиданий руководителей, сотрудников. И, конечно, самих фасилитаторов.
В общем, всё хорошо, когда по делу и к месту приходится.
3Но есть оооочень много вопросов, которые с помощью фасилитации решаются быстрее, интереснее (выше, сильнее…). Но об этом в другой раз.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото:из блога автора
Новости по теме
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
25 апреля

В Омске вновь выступит с концертом Симфонический оркестр Мариинского театра
103031 марта 2021
26.03.2021
Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?
Уже проголосовало 48 человек
18.02.2021
А вы уже сделали прививку от коронавируса?
Уже проголосовало 182 человека
Самое читаемое
Евгений Кармаев: «Есть только миг…»
65221810 апреля 2021
Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»
3330408 апреля 2021
В Омской области полицейский покончил с собой в рабочем кабинете
214405 апреля 2021
Выбор редакции
223117 марта 2021
Логику действий омских чиновников бывает очень трудно понять
177615 марта 2021
Вкусно, весело, жарко: в Омском цирке впервые отметили Масленицу
2476115 марта 2021
258301920
Записи автора
Прогнозы не сбываются сами по себе, их сбывают люди
123121 декабря 2020
Очень рекомендую новую презентацию Сбера
82026 сентября 2020
Про нас «новых»: что изменилось за эпоху Covid
68706 августа 2020
Прочитать нам, родителям, 100 раз и периодически повторять
130507 июня 2020
Шеф, всё пропало, или жизнь во время кризиса
135816 марта 2020
...А не сжигать мосты и бизнесы
47128 февраля 2020
54207 октября 2019
77306 апреля 2021
Студенты ОмГУ им. Ф.М. Достоевского стали победителями конкурса группы компаний «ЭФКО»
1010231 марта 2021
Омские шеф-повара приняли участие в конкурсе на разработку лучшего блюда из растительного мяса
1240126 марта 2021
1953525 марта 2021
Юные омичи станут лицами известного бренда
203709 марта 2021
— омичка
— эколог, урбанполитик
— омичка
Другие новости
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии