«Викинг» и трудный выбор князя Владимира между вином и женщинами

Князь Владимир – креститель Руси, конечно, хорош: красив обличьем и очень мужественен, а в конце фильма вообще – очень похож на Иисуса Христа. Дорога его к вере христианской трудна и кровава. 

2303111 января 2017
«Викинг» и трудный выбор князя Владимира между вином и женщинами

Историки вообще-то не любят читать исторические романы и смотреть кино на исторические сюжеты. Дело в том, что эти жанры, базируясь на достоверных фактах, допускают и художественный вымысел, а это для историка – как железом по стеклу. Но писать сценарий фильма о Древней Руси невозможно без перекрытия пробелов в летописи авторскими фантазиями: уж больно скупо описывает этот период «Повесть Временных лет», а другого исторического источника о той эпохе у нас нет. Поэтому авторы и додумывают сами многие куски и детали сюжета. Но главное, чтобы эти домыслы не исказили ту общую линию исторической канвы событий, которая известна и проверена учеными. Вроде бы таковое грубое отклонение от установленной историками доподлинной истины в фильме не обнаруживается. Но всё-таки – это версия. Авторская версия ответа на вопрос, почему и как русские пришли к православию. Версия красивая и имеющая право на существование. Наверное, сценарий получил даже благословение иерархов РПЦ.

А что знают историки. У князя Владимира сложная судьба и загадочная смерть. Родился он от рабыни Малуши с помощью князя Святослава, но, будучи внебрачным сыном, был признан и получил после смерти Святослава Новгород. Затем, как это часто случалось на Руси, между тремя братьями, получившими по полцарства, началась жесткая борьба за единовластие. Вначале Ярополк убил Олега, а потом Владимир убил Ярополка и сел княжить в Киеве. Ему пришлось снова собирать рассыпавшиеся было русские земли – и он добился того. Но для полного и прочного объединения разных племен надо было бы завести и единую идеологию, т.е. одну религию, вокруг которой и сплотить народы. Сначала Владимир попытался как-то сделать это на базе язычества, то есть многобожия. В 980 году на Днепре был создан единый языческий пантеон, в котором главным богом был объявлен Перун. Однако это не сработало. Форма правления – монархия требовала и монотеизма, то есть единобожия. Идея единого Господа-Вседержителя должна была способствовать укреплению и власти земного владыки.

И Владимир начинает знакомиться с мировыми религиями. К нему приглашают делегации волжских булгар, исповедовавших ислам, затем представителей католической и православной церквей. С иудаизмом его познакомили прибывшие хазары, государство которых полностью разгромил и рассеял его отец Святослав. Этот факт и повлиял на выбор Владимира, который задал хазарам очень неудобный для них вопрос: «Где ж ваша земля?»

В общем «в финал» вышли ислам и православие. И вот тут-то Владимир и столкнулся с необходимостью определиться между двумя видами человеческих слабостей и утех. Надо сказать, что князь, даже по летописям, был известен как большой любитель женского пола. Причем в разных неумеренных вариантах. Одних официальных жен у него было пять, а гарем насчитывал 800 наложниц. В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове…И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Только от жен у него было признанных им 12 сыновей, а детей от наложниц никто не считал. Уже свое совершеннолетие 18-летний Владимир отметил изнасилованием юной полоцкой княжны Рогнеды на глазах у ее родителей, которых он потом убил вместе с братьями княжны.

Поэтому понятно, что разрешенное в исламе многоженство его полностью устраивало. И быть бы нам всем мусульманами, если бы, в последний момент, вдруг не выяснилось для Владимира, что ислам категорически запрещает употребления алкоголя. Вот тебе на!! Вот незадача-то!! А нет такой религии, чтобы и многоженство и питие не возбранялось? Нет, не оказалось в меню такой религии, вот беда.

И тогда крепко задумался пресветлый князь Владимир. Что выбрать? Женщины или вино? Много женщин или много вина? А как одно без другого? Не простой был перед князем выбор. Но он его сделал – вынужден был сделать. Он произнес свои легендарные слова «Руси есть веселие пити, не может без того быти». Иначе говоря, для нас, для русских никакого веселия и быть не может без выпивки. Вот с такими словами и было принято решение о принятии христианства на Руси. Надо понимать – это была главная причина такого выбора.

Между двумя соблазнами - женщины или вино - князь выбрал один.

Это тоже версия. Но ее вряд ли благословят священники. Это историки так шутливо додумывают.

Но если серьезно, то ответ на то, почему Владимир пришел именно к православию, зрители в фильме так и не получили. А вроде бы, это и должно было быть главной линией лохматого сюжета. Как-то она не убедительно прозвучала. Остались вопросы. Я думаю, и заказчики фильма этой недосказанностью и невнятностью остались недовольны. Надо было, по-видимому, так подвести, чтобы зритель полностью уверовал: без принятия христианства нашим предкам дальше было жить невозможно.

Кульминационная и самая сильная сцена ленты – исповедь и раскаяние Владимира – никакими летописями не подтверждается. Тоже неубедительно, почему он к этому пришел. Разве он мог по тем временам так мучиться от того, что убил брата?! Да для князей той эпохи это было обычным делом: отец-князь, умирая, делил княжество по числу сыновей на 3-4 части, а потом всенепременно один из них убивал всех конкурентов – своих братьев и снова объединял Киевскую Русь. Привычное дело. Вот так сильные личности тогда боролись против начинавшегося феодального раздробления единого государства. И принятие христианской веры не уберегло киевских князей от продолжения этой кровавой традиции. Сынок Владимира (вот от этой «Ирины» - вдовы убитого им Ярополка) Святополк, будучи уже христианином, убьет после смерти Владимира своих родных братьев Бориса и Глеба, а также погубит и третьего брата Святослава и войдет в историю как Святополк-окаянный.

 А когда князья перестали убивать своих братьев, то Русь и распалась на множество мелких княжеств, которые потом и были легко по одиночке завоеваны монголами.

Это я всё как историк. А как зритель могу сказать, что фильм довольно зрелищный, яркий, смотрибельный. Это просто сочная иллюстрация к одной из версий о принятии христианства на Руси.

Автор:Александр Минжуренко

Фото:скриншот трейлера фильма "Викинг"

Теги:"Викинг"киноистория

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

13.07.2017

Вы считаете, в Омске нужен памятник журналисту?

Уже проголосовало 10 человек

13.07.2017

Вы верите, что в Омске в ближайшие 10 лет построят аэропорт «Омск-Федоровка»?

Уже проголосовало 12 человек

Блог-пост

Милена Михалева

— Журналист. Омичка.

Сергей Демченков

— Филолог

Татьяна Ильина

— Редактор, журналист

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Открытие «АгроОмска-2017»: кошерно, бравурно и мокро

Народу много, людей нет: как омский губернатор Назаров и московский чиновник Хатуов открывали сельскохозяйственную выставку-ярмарку.

1001518 июля 2017

Стиль жизни

Марк Гринберг: «Здоровый человек во власти не нуждается»

Здоровье

Марк Гринберг: «Здоровый человек во власти не нуждается»

Про власть и паранойю: ситуация в стране сквозь приемную кабинета врача-психотерапевта. В преддверии осенней выборной гонки директор центра «Леге Артис» Марк Гринберг о том, почему люди «подсаживаются» на власть и как чувствовать себя «живым» даже на высокой должности.

618211 июля 2017
Из жизни отдыхающего, или Как Дмитрий Сычев провел год без футбола

Уклад

Из жизни отдыхающего, или Как Дмитрий Сычев провел год без футбола

Экс-футболист сборной России Дмитрий Сычев предпримет новую попытку перезапустить свою карьеру. «ВОмске» отследил, как игрок проводил время вне большого спорта. КВН, серфинг, Баста и совсем немного футбола.

81407 июля 2017
Необычное свидание в День семьи, любви и верности

Еда

Необычное свидание в День семьи, любви и верности

Ресторан-аттракцион «Вкус темноты» приглашает влюбленных и любящих отметить День семьи, любви и верности необычным романтическим свиданием.

53705 июля 2017
Как губернатора Полежаева в омской Драме коньяком угощали

Story

Как губернатора Полежаева в омской Драме коньяком угощали

В ресторане BASE прошли новые театральные посиделки «И все же мы скучаем по театру...»

120304 июля 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске


Новости smi2.ru
Наверх