«Викинг» и трудный выбор князя Владимира между вином и женщинами

Князь Владимир – креститель Руси, конечно, хорош: красив обличьем и очень мужественен, а в конце фильма вообще – очень похож на Иисуса Христа. Дорога его к вере христианской трудна и кровава. 

2751111 января 2017
«Викинг» и трудный выбор князя Владимира между вином и женщинами

Историки вообще-то не любят читать исторические романы и смотреть кино на исторические сюжеты. Дело в том, что эти жанры, базируясь на достоверных фактах, допускают и художественный вымысел, а это для историка – как железом по стеклу. Но писать сценарий фильма о Древней Руси невозможно без перекрытия пробелов в летописи авторскими фантазиями: уж больно скупо описывает этот период «Повесть Временных лет», а другого исторического источника о той эпохе у нас нет. Поэтому авторы и додумывают сами многие куски и детали сюжета. Но главное, чтобы эти домыслы не исказили ту общую линию исторической канвы событий, которая известна и проверена учеными. Вроде бы таковое грубое отклонение от установленной историками доподлинной истины в фильме не обнаруживается. Но всё-таки – это версия. Авторская версия ответа на вопрос, почему и как русские пришли к православию. Версия красивая и имеющая право на существование. Наверное, сценарий получил даже благословение иерархов РПЦ.

А что знают историки. У князя Владимира сложная судьба и загадочная смерть. Родился он от рабыни Малуши с помощью князя Святослава, но, будучи внебрачным сыном, был признан и получил после смерти Святослава Новгород. Затем, как это часто случалось на Руси, между тремя братьями, получившими по полцарства, началась жесткая борьба за единовластие. Вначале Ярополк убил Олега, а потом Владимир убил Ярополка и сел княжить в Киеве. Ему пришлось снова собирать рассыпавшиеся было русские земли – и он добился того. Но для полного и прочного объединения разных племен надо было бы завести и единую идеологию, т.е. одну религию, вокруг которой и сплотить народы. Сначала Владимир попытался как-то сделать это на базе язычества, то есть многобожия. В 980 году на Днепре был создан единый языческий пантеон, в котором главным богом был объявлен Перун. Однако это не сработало. Форма правления – монархия требовала и монотеизма, то есть единобожия. Идея единого Господа-Вседержителя должна была способствовать укреплению и власти земного владыки.

И Владимир начинает знакомиться с мировыми религиями. К нему приглашают делегации волжских булгар, исповедовавших ислам, затем представителей католической и православной церквей. С иудаизмом его познакомили прибывшие хазары, государство которых полностью разгромил и рассеял его отец Святослав. Этот факт и повлиял на выбор Владимира, который задал хазарам очень неудобный для них вопрос: «Где ж ваша земля?»

В общем «в финал» вышли ислам и православие. И вот тут-то Владимир и столкнулся с необходимостью определиться между двумя видами человеческих слабостей и утех. Надо сказать, что князь, даже по летописям, был известен как большой любитель женского пола. Причем в разных неумеренных вариантах. Одних официальных жен у него было пять, а гарем насчитывал 800 наложниц. В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове…И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Только от жен у него было признанных им 12 сыновей, а детей от наложниц никто не считал. Уже свое совершеннолетие 18-летний Владимир отметил изнасилованием юной полоцкой княжны Рогнеды на глазах у ее родителей, которых он потом убил вместе с братьями княжны.

Поэтому понятно, что разрешенное в исламе многоженство его полностью устраивало. И быть бы нам всем мусульманами, если бы, в последний момент, вдруг не выяснилось для Владимира, что ислам категорически запрещает употребления алкоголя. Вот тебе на!! Вот незадача-то!! А нет такой религии, чтобы и многоженство и питие не возбранялось? Нет, не оказалось в меню такой религии, вот беда.

И тогда крепко задумался пресветлый князь Владимир. Что выбрать? Женщины или вино? Много женщин или много вина? А как одно без другого? Не простой был перед князем выбор. Но он его сделал – вынужден был сделать. Он произнес свои легендарные слова «Руси есть веселие пити, не может без того быти». Иначе говоря, для нас, для русских никакого веселия и быть не может без выпивки. Вот с такими словами и было принято решение о принятии христианства на Руси. Надо понимать – это была главная причина такого выбора.

Между двумя соблазнами - женщины или вино - князь выбрал один.

Это тоже версия. Но ее вряд ли благословят священники. Это историки так шутливо додумывают.

Но если серьезно, то ответ на то, почему Владимир пришел именно к православию, зрители в фильме так и не получили. А вроде бы, это и должно было быть главной линией лохматого сюжета. Как-то она не убедительно прозвучала. Остались вопросы. Я думаю, и заказчики фильма этой недосказанностью и невнятностью остались недовольны. Надо было, по-видимому, так подвести, чтобы зритель полностью уверовал: без принятия христианства нашим предкам дальше было жить невозможно.

Кульминационная и самая сильная сцена ленты – исповедь и раскаяние Владимира – никакими летописями не подтверждается. Тоже неубедительно, почему он к этому пришел. Разве он мог по тем временам так мучиться от того, что убил брата?! Да для князей той эпохи это было обычным делом: отец-князь, умирая, делил княжество по числу сыновей на 3-4 части, а потом всенепременно один из них убивал всех конкурентов – своих братьев и снова объединял Киевскую Русь. Привычное дело. Вот так сильные личности тогда боролись против начинавшегося феодального раздробления единого государства. И принятие христианской веры не уберегло киевских князей от продолжения этой кровавой традиции. Сынок Владимира (вот от этой «Ирины» - вдовы убитого им Ярополка) Святополк, будучи уже христианином, убьет после смерти Владимира своих родных братьев Бориса и Глеба, а также погубит и третьего брата Святослава и войдет в историю как Святополк-окаянный.

 А когда князья перестали убивать своих братьев, то Русь и распалась на множество мелких княжеств, которые потом и были легко по одиночке завоеваны монголами.

Это я всё как историк. А как зритель могу сказать, что фильм довольно зрелищный, яркий, смотрибельный. Это просто сочная иллюстрация к одной из версий о принятии христианства на Руси.

Автор:Александр Минжуренко

Фото:скриншот трейлера фильма "Викинг"

Теги:"Викинг"киноистория


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

29.09.2017

Как вы относитесь к возможному росту тарифа на тепло при переводе ТЭЦ с угля на газ?

Уже проголосовало 110 человек

13.09.2017

Гаджеты на какой мобильной платформе вы предпочитаете?

Уже проголосовало 95 человек

Блог-пост

Светлана Баженова

— драматург, режиссер

День «Э»


638117.10.17
Владимир Лифантьев

Владимир Лифантьев

— интересующийся

Анна Безбородова

— врач

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

А Дустом не пробовали?

Откровенная история

А Дустом не пробовали?

В омском краеведческом музее идет выставка театральных костюмов 19 века. Ее привез Виталий Дудоладов, человек-легенда, выборгский кладоискатель, персонаж удивительный и нетривиальный.

126713 октября 2017
Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым - не ходи в школу»

Откровенная история

Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым - не ходи в школу»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История пятая, от Павла Кручинского, политика, предпринимателя и отца, чья дочь после Кембриджа предпочла вернуться в Россию и работать официанткой, старший сын, получив корочки престижного московского вуза, трудился помощником слесаря, а младший ушел из обычной средней школы после второго класса.

2359111 октября 2017
Курцаеву понравилась игра Екатерины Потаповой, а Калинину – малинуа Фаера

Светские хроники

Курцаеву понравилась игра Екатерины Потаповой, а Калинину – малинуа Фаера

На выходных в театре Драмы состоялась премьера спектакля по пьесе Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад». Семь фактов и несколько личных мнений, одно из них субъективно-авторское – для читателей «ВОмске».

1144309 октября 2017
Официальный дилер BMW БАРС отметил 10-летие компании

Светские хроники

Официальный дилер BMW БАРС отметил 10-летие компании

В свой десятый день рождения автоцентр BMW БАРС щедро раздавал подарки. Юбилей, который решили назвать #ДеньКлиентаBMW, отметили в семейном кругу. В программе мероприятия главный акцент был сделан на запуске новой программы лояльности, дающей возможность сэкономить до 1/5 стоимости первоклассного сервиса.

65505 октября 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске


Новости smi2.ru
Наверх