Почему бы «православным активистам» не предложить современный проект Ильинского собора?

Интересно, сколько шуток будет отпущено по поводу копии храма в сети? Омск снова прославится как город, где все делают через тот самый тыльный фасад.

49610 сентября 2019
Почему бы «православным активистам» не предложить современный проект Ильинского собора?

Тема вероятности строительства на месте бывшего речного училища копии Ильинского собора продолжает обсуждаться в СМИ.

Единственный рациональный аргумент, который приводят сторонники строительства, заключается в том, что храм, дескать, украсит город и повысит его туристическую привлекательность. Может быть и повысит, но только как некий «архитектурный анекдот», над которым турист может поугорать. Потому что, если внимательно посмотреть на предоставленный Фондом «Духовное возрождение» проект, то окажется, что церковь расположена к проезжей части проспекта Маркса «задом», то есть стороной, противоположной входу. Иначе быть не может — церковный устав требует располагать вход на восточной стене. Если судить по историческим фото, с тыльной стороны Ильинского собора были какие-то хозпристройки, а сам фасад был весьма не параден. Интересно, сколько шуток будет отпущено по поводу такого храма в сети? Омск снова прославится как город, где все делают… ага, через тот самый тыльный фасад.

1

Поэтому идея ставить копию существовавшего когда-то собора на месте речного училища — это гарантия того, что имидж Омска в очередной раз упадет ниже плинтуса. Значит, если что-то и строить, то это что-то не может быть копией построенного в 19 веке здания.
Поэтому мне стало интересно, как нынче обстоят дела с храмовым и вообще церковным строительством в России.

То, что епархия построила на Интернациональной, в принципе, отражает сегодняшние вкусы церковного руководства. Это некое здание, имитирующее архитектуру начала 20-го века, с полукруглыми окнами и небольшим луковичным куполом, увенчанным крестом. По стилю оно повторяет соседнее здание бывшего приюта для детей-сирот, построенное в 1909 году, где сейчас располагается епархиальное управление. То есть такой архитектурный стиль — не требование некого «устава», основанного на религиозной символике, а просто интуитивное обращение наших священнослужителей в прошлое.

Вообще, если начать копаться, то получается интересная история. В России до первой половины 20-го века церковная архитектура чутко реагировала на изменение тенденций в архитектуре вообще. Проекты церквей заказывались крупным архитекторам. Поэтому человек, хоть немного разбирающийся в истории строительства, может с первого взгляда определить период возведения того или иного храма. Согласитесь: Исаакиевский собор в Петербурге и собор Василия Блаженного в Москве — это ОЧЕНЬ разные архитектурные стили. При этом Церковь не имеет ничего против ни того, ни другого, они оба как-то умудряются соответствовать ее «уставу».

Кстати, фанаты «Духовного наследия» упорно называют здание Ильинского собора уникальным. Но, если начать разбираться, то уникальность эта — следствие долгого периода строительства. Имя архитектора изначального проекта неизвестно. Даже есть гипотеза, что сначала пытались строить копию какой-то церкви, расположенной в Центральной России. Но потом проект менялся, дополнялся, причем в архитектуре за этот период сменился доминирующий стиль, поэтому здание имело черты как барокко, так и классицизма. Получился гибрид, но гибрид, актуальный в тот период, когда строился.

Сегодня же практически все новые церкви в России строятся в каком-то «усреднено-уставном» стиле, копирующем архитектурные тенденции позапрошлого века.

С чем это связано? Думаю, с интуитивным стремлением церковного руководства вернуться в «зону комфорта», в котором их предшественники находились в царские времена. Церковь была частью государства и играла в жизни страны большую роль, чем сейчас. Например, невозможно было получить свидетельство о браке, не повенчавшись в церкви (или не совершив обряд заключения брака в церкви любой другой конфессии). Правда, и глава Церкви назначался царем, а глава Синода имел статус министра, но, думаю, согласование кандидатуры Патриарха с Президентом России для нынешних православных будет не очень оскорбительным актом.

В общем, архитектура всех православных новоделов говорит: «Назад, в Великое Прошлое, настоящее и будущее — не для нас, для нас —Традиция и Наследие». Вот и лепятся в каждом райцентре стандартные, словно панельные «хрущобы», церковные здания. От которых копия Ильинского собора не будет отличаться вообще. При этом копируется только внешний вид. А вот технологии при строительстве применяются современные. Анекдот по поводу «пенопластовых кирпичей» Успенского собора — доказательство того, что сегодня никто не будет повторять полутораметровую кирпичную кладку, как делалось в 19 веке. А для утепления — да, пенопласт, стекловата и прочие современные радости жизни. Потому-то и выглядят даже якобы «восстановленные» здания церквей дешевыми имитациями.

Конечно, можно упирать на то, что православие по определению ортодоксально и традиционно. Но не менее ортодоксальным оно было в 19-м веке, когда архитектура церквей отражала общие для строительства тенденции. Думаю, сегодняшняя ситуация — отражение общего стремления российской элиты возродить «Россию, которую мы потеряли». Вернуться во времена столыпинских реформ, «отменить» все, что случилось со страной с 1917-го по 1991-й год и «переписать историю». Желание, конечно, понятное. Но «отменить» революцию, которая была следствием порядков, царивших в «России, которую мы потеряли», невозможно. Поэтому имитация внешних примет рубежа 19-го и 20-го веков не делает устойчивее ни общество, ни государство. Наоборот, ведет к осознанию раскола в обществе все большим количеством людей. И, что самое забавное, Церковь сегодня упорно работает на этот раскол.

2

Илья Варламов писал о проекте превращения недостроенной телебашни в Екатеринбурге в православный храм. Красивая идея, но екатеринбургские попы предпочли конфликт с жителями города. Есть и другие нереализованные проекты православных храмов в современной стилистике. Но большинство из них так и остается на бумаге. В то же время католики, которые не менее традиционалисты, чем православные, спокойно строят церкви самой современной архитектуры.

Так вот, если уж «православные активисты» считают, что для того, чтобы обеспечить Омску «небесное покровительство» Ильи Пророка нужно что-то построить напротив Музыкального театра (типа, Пророк им лично по прямой связи это сообщил), то они могут действительно сделать добро городу и предложить СОВРЕМЕННЫЙ проект культового сооружения. Который будет занимать минимум места, вписываться в существующий сквер и минимально затенять солнце деревьям, может быть, станет опорой для вьющихся растений (как на проекте храма 40 севастийских мучеников), будет сделан не из «пенопластовых кирпичей, крашенных под штукатурку», а из стекла и металла… В общем, будет по-настоящему СОВРЕМЕННЫМ. И вот тогда Омск действительно получит плюс с точки зрения туристической привлекательности. Потому что таких православных храмов в России очень и очень немного. И быть в этом отношении одним из первых — это очень большой бонус. Впрочем, я очень сомневаюсь в том, что кто-то в Омске решится на такое…

Да, а на картинке — моя любимая «призрачная» церковь в Голландии. Это, по сути, не здание, а скульптура — призрак церкви, которая с одного ракурса кажется не существующей, а с другого — материальной и плотной. Если бы в Омске построили такое… Думаю, не был бы против ни один святой или пророк.

Ну, и один из современных католических храмов. Что в нем оскорбительного для высших сил?

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Евгения Лифантьева

Фото:из блога автора

Теги:религияИльинский соборРПЦ


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

16.01.2020

Одобряете ли вы политические реформы Владимира Путина?

Уже проголосовало 534 человека

13.01.2020

А вы готовы отказаться от покупки одежды на год, как Дарья Мельникова?

Уже проголосовало 228 человек

Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…

В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.

Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.













Блог-пост

Оксана Лекселл

— блогер, клинический психолог

Екатерина Кукина

— Преподаватель института математики ОмГУ

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Губернатор, школьница, актер и неизвестный: люди года, Омск

…и не только они! — убеждают нас эксперты, подводя итоги года и наполняя именами омичей топ-50 персон, которые запомнились нам своими поступками.

66814 января 2020

Кот, пилот, Наполеон и сам Он

Кто те люди, что в 2019-м году сыграли по-крупному в российских масштабах — так, что запомнились нашим экспертам? «ВОмске» продолжает подводить итоги года.

34813 января 2020

Миру мир, Трамп, Маск — и Грета с ними

Семеро одного не ждут, зато топ-50 — украшают. В итоговый рейтинг «людей года» по версии «ВОмске» вошли семь персон, чьи поступки на мировой арене отметили сибирские эксперты.

44313 января 2020

50 удивительных лиц, не считая одной морды

Кот с именем, активист с позицией и другие: традиционно подводим итоги минувшего года при помощи своих экспертов и читателей, представляя пять десятков героев, благодаря которым прошедший год стал незабываемым — по версии «ВОмске».

170310 января 2020

Кто достоин звания «Персона года – 2019»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в третьем итоговом опросе 2019 года.

88228 декабря 2019

Стиль жизни

Илья Жуков: «Мне все равно, сколько весит моя жена…»

Story

Илья Жуков: «Мне все равно, сколько весит моя жена…»

Воздушные гимнасты, «Ромео и Джульетта» новогодней программы омского цирка Анна и Илья Жуковы рассказали, как взлетать и не падать, почему их героиня остается жить, а сын перестал смотреть их номер.

168127 декабря 2019
Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Story

Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Откровенно о себе и животных: дрессировщик Тигран Акопян о воспитании экзотов, буднях лапундера-пенсионера, «пряничном доме» для бегемота и верблюдов, а также тесных связях с Омском.

221612 декабря 2019
Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Еда

Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Умные технологии, домашние котлетки, стихи и трюфели: тестируем новое заведение – гастро-буфет на пересечении улиц Маяковского и Пушкина.

2889405 декабря 2019
Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

383119 ноября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх