Базаров на каникулах

Новый сезон в ТЮЗе откроется в конце сентября. Премьерный спектакль «Отцы и дети» рекомендуется к просмотру как детям, так и отцам!

30214 сентября 2019
Базаров на каникулах

Спектакль Омского ТЮЗа «Отцы и дети» в постановке главного режиссёра театра Евгения Рогулькина возвращает зрителя к истокам появления в обиходе самого понятия о противопоставлении двух поколений. Заглавие романа И. С. Тургенева стало крылатым выражением, разделив в представлении русских читателей семьи на «природных» антагонистов: с одной стороны — консерваторы отцы, с другой — человек новый, отрицающий старые порядки.

1

Однако за полтора столетия и в традиционном семейном укладе многое изменилось. Социологи сегодня отмечают нивелирование обычного прежде конфликта «отцов и детей»: нынешние подростки и молодёжь в массе своей дружат с родителями, у них много общих интересов, они способны чему-то научить старшее поколение, потому что в некоторых материях разбираются куда лучше своих «предков». Напряжение, существовавшее между поколениями ещё пару-тройку десятилетий назад, сгладилось благодаря новым технологиям, новым социальным отношениям и ценностям, воспитываемым сегодня в семье.
И у родителей больше поводов для проявления уважения к собственным детям: их смелость и дерзость в освоении нового — зачастую предмет гордости, а не тревоги; их политизированность либо аутичное погружение в собственный мир не повод для выяснения отношений и попыток «наставить на путь истинный», а всего лишь особенность характера и поведения, личный жизненный выбор или врождённые свойства любимых чад. Родители стараются принять своих детей такими, какие они есть, и находят удовольствие в их непохожести на остальных. И дети понимают родителей лучше, чем предыдущие поколения детей понимали своих.
Если же в каких-то публикациях мелькнёт знакомая мысль о традиционном конфликте поколений, то это скорее свидетельствует о том, что автор по инерции следует устоявшемуся, но стремительно устаревающему мнению: реально традиция сломлена.
Герой тургеневского романа Евгений Базаров на сцене ТЮЗа (Павел Назыкин) предстаёт в знакомом по школьным урокам литературы образе — не просто антагонист «отцов», но отрицающий всё нигилист, своими дерзкими суждениями уничтожающий доводы собеседников, ниспровергающий авторитеты.
Сама давно перейдя в категорию «отцов», и я невольно отмечаю, что Базаров — возмутительный, раздражающий тип. Он в буквальном смысле со свистом появляется на сцене, и эта отличительная поведенческая черта персонажа сразу настраивает против героя.
Несмотря на то, что Тургенев стремится показать Базарова энергичным и деятельным, перед современным зрителем — довольно праздный молодой человек, занятый путешествиями между усадьбами, визитами, да разговорами, да ловлей лягушек. Подросток на каникулах, в чуждой ему среде, а оттого особенно неловкий и колючий.
Куда больше располагает к себе молодой Кирсанов (Дмитрий Керн). Хотя Аркадий школьной хрестоматией отнесён к «отцам» — по своим убеждениям, приверженности помещичьему укладу жизни, — происходит развитие его характера, он меняется на глазах у публики. У него подвижная натура, что прослеживается и в отдельных сценах — когда он подлаживается под нрав товарища или заступается перед ним за старшее поколение, и на протяжении спектакля в целом. К финалу молодой Кирсанов окончательно переходит на сторону, как это модно сейчас говорить, традиционных ценностей и заключает счастливый союз с младшей сестрой помещицы Одинцовой Катериной (Надежда Костюк).
Но для того времени и своего социального слоя либеральные взгляды братьев Кирсановых — собственно «отцов» — вполне передовые. Реформы Николая Петровича (Сергей Дряхлов) в сельском хозяйстве, его женитьба на Фенечке (Анастасия Донская) — это революция если не в масштабах губернии, то в масштабах имения точно. И согласие Павла Петровича (Александр Карпов) на этот брак — тоже отнюдь не в традициях той аристократии. Идеи же Базарова непонятны и старшему поколению героев романа Тургенева, и, уверена, сегодняшнему тюзовскому зрителю, на протяжении двух с половиной часов наблюдающему за одиноким гордецом и возмутителем общего спокойствия.
Зато бесспорной после просмотра спектакля представляется мысль о неизбежной победе феминизма. Вслед за Тургеневым режиссёр Евгений Рогулькин сатирически подаёт образ эмансипе Кукшиной (Ирина Коломиец). Её вызывающий, эпатажный вид мешает принимать всерьёз то, что она с такой убеждённостью и страстью говорит. Но стоит прислушаться к словам — становится очевидным: практически все идеи, которые отстаивали борцы за права женщин в середине XIX века в России, нашли своё воплощение. То, что казалось таким смешным и несвоевременным в устах Кукшиной, сейчас — само собой разумеющееся в устройстве современного цивилизованного общества. А неполиткорректная бравада Базарова по отношению к женщинам сегодня, в мире равенства полов и плюрализма мнений, сродни контркультурному протесту отрицающим всё и вся панков.
Главный герой в спектакле — выпадающий из времени и среды персонаж. Не органичный ни на фоне усадебного быта, ни среди тонких среднерусских берёз, ни в гостиной модных демагогов. Что с ним делать в итоге, не знал сам Тургенев. Базаров, не умеющий реализовать свой интеллектуальный потенциал, в финале романа умирает, поранившись по неосторожности при вскрытии тифозного трупа. Пронзительная сцена с убитыми горем родителями Евгения (Лариса Яковлева и Владимир Крутов) не оставит равнодушным ни одного нигилиста в тюзовском зале.
Но прежде того сокрушительной для убеждений и самоуверенности Базарова становится его любовь к помещице Одинцовой (Ольга Которева). Материалист, отрицающий всё духовное, саму природу рассматривающий, как мастерскую, оказывается беззащитным перед настигнувшим его иррациональным, глубоко природным чувством.

Новый сезон в ТЮЗе откроется в конце сентября. Премьерный спектакль «Отцы и дети» рекомендуется к просмотру как детям, так и отцам!

Оригинал в ЖЖ автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.11.2019

Кто из городских чиновников самый эффективный?

Уже проголосовало 76 человек

05.11.2019

Кто из чиновников омского правительства самый эффективный?

Уже проголосовало 181 человек

Журналист, блогер. Работала в издательской сфере, в корпоративной прессе, пресс-секретарём омских компаний. Соорганизатор и участница крупных городских проектов и пиар-акций («Городской пикник», «Гражданин мэр», «ЛУЧ: Любинский, удобный для человека» и другие). Интересы: книги, филателия, краеведение.













Блог-пост

Нателла Кисилевская

— журналистка

Игорь Фёдоров

— блогер

Александр Минжуренко

— историк, политик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Александр Капралов. Когда б вы знали, из каких железок…

…рождаются его короли, ослы, шуты, ангелы и птицы?!

84627 ноября 2019

Министерство туризма Израиля: «Отказ во въезде составляет меньше 1%»

Почему туриста может ждать длительный досмотр на границе Израиля? Могут ли его депортировать? Появятся ли прямые рейсы из Омска в Тель-Авив или Эйлат? Безопасно ли лететь отдыхать в страну трех религий сегодня? На вопросы «ВОмске» отвечает замдиректора департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ Ксения Воронцова.

242131 октября 2019

Пощекотать «Пуп Земли»

Видеокамера за корову, железные веники и деньги просто так: непридуманные чудеса уникальной омской деревни.

855516 сентября 2019

Стиль жизни

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

119419 ноября 2019
Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Story

Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Дрессировщик хищников Юрий Хохлов объясняет, отчего это плохо для всех, в том числе, и для самих медведей.

187216 ноября 2019
Любовь, коньки и голуби

Story

Любовь, коньки и голуби

Фигуристка Дарья Тарасова, артистка и руководитель кордебалета программы Омского цирка «Белые медведи на льду», — о «скользящей опоре» нового шоу, а также о том, как цирк расправил ей крылья и подарил новые.

124912 ноября 2019
Воздушные замки Валерия Юрьева

Story

Воздушные замки Валерия Юрьева

Участник новой программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду», акробат-вольтижер и руководитель номера «Воздушный полет» — о гимнастической «иерархии», честных вау-реакциях и падениях без обмана — и без страховки.

174330 октября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх