Базаров на каникулах

Новый сезон в ТЮЗе откроется в конце сентября. Премьерный спектакль «Отцы и дети» рекомендуется к просмотру как детям, так и отцам!

62714 сентября 2019
Базаров на каникулах

Спектакль Омского ТЮЗа «Отцы и дети» в постановке главного режиссёра театра Евгения Рогулькина возвращает зрителя к истокам появления в обиходе самого понятия о противопоставлении двух поколений. Заглавие романа И. С. Тургенева стало крылатым выражением, разделив в представлении русских читателей семьи на «природных» антагонистов: с одной стороны — консерваторы отцы, с другой — человек новый, отрицающий старые порядки.

1

Однако за полтора столетия и в традиционном семейном укладе многое изменилось. Социологи сегодня отмечают нивелирование обычного прежде конфликта «отцов и детей»: нынешние подростки и молодёжь в массе своей дружат с родителями, у них много общих интересов, они способны чему-то научить старшее поколение, потому что в некоторых материях разбираются куда лучше своих «предков». Напряжение, существовавшее между поколениями ещё пару-тройку десятилетий назад, сгладилось благодаря новым технологиям, новым социальным отношениям и ценностям, воспитываемым сегодня в семье.
И у родителей больше поводов для проявления уважения к собственным детям: их смелость и дерзость в освоении нового — зачастую предмет гордости, а не тревоги; их политизированность либо аутичное погружение в собственный мир не повод для выяснения отношений и попыток «наставить на путь истинный», а всего лишь особенность характера и поведения, личный жизненный выбор или врождённые свойства любимых чад. Родители стараются принять своих детей такими, какие они есть, и находят удовольствие в их непохожести на остальных. И дети понимают родителей лучше, чем предыдущие поколения детей понимали своих.
Если же в каких-то публикациях мелькнёт знакомая мысль о традиционном конфликте поколений, то это скорее свидетельствует о том, что автор по инерции следует устоявшемуся, но стремительно устаревающему мнению: реально традиция сломлена.
Герой тургеневского романа Евгений Базаров на сцене ТЮЗа (Павел Назыкин) предстаёт в знакомом по школьным урокам литературы образе — не просто антагонист «отцов», но отрицающий всё нигилист, своими дерзкими суждениями уничтожающий доводы собеседников, ниспровергающий авторитеты.
Сама давно перейдя в категорию «отцов», и я невольно отмечаю, что Базаров — возмутительный, раздражающий тип. Он в буквальном смысле со свистом появляется на сцене, и эта отличительная поведенческая черта персонажа сразу настраивает против героя.
Несмотря на то, что Тургенев стремится показать Базарова энергичным и деятельным, перед современным зрителем — довольно праздный молодой человек, занятый путешествиями между усадьбами, визитами, да разговорами, да ловлей лягушек. Подросток на каникулах, в чуждой ему среде, а оттого особенно неловкий и колючий.
Куда больше располагает к себе молодой Кирсанов (Дмитрий Керн). Хотя Аркадий школьной хрестоматией отнесён к «отцам» — по своим убеждениям, приверженности помещичьему укладу жизни, — происходит развитие его характера, он меняется на глазах у публики. У него подвижная натура, что прослеживается и в отдельных сценах — когда он подлаживается под нрав товарища или заступается перед ним за старшее поколение, и на протяжении спектакля в целом. К финалу молодой Кирсанов окончательно переходит на сторону, как это модно сейчас говорить, традиционных ценностей и заключает счастливый союз с младшей сестрой помещицы Одинцовой Катериной (Надежда Костюк).
Но для того времени и своего социального слоя либеральные взгляды братьев Кирсановых — собственно «отцов» — вполне передовые. Реформы Николая Петровича (Сергей Дряхлов) в сельском хозяйстве, его женитьба на Фенечке (Анастасия Донская) — это революция если не в масштабах губернии, то в масштабах имения точно. И согласие Павла Петровича (Александр Карпов) на этот брак — тоже отнюдь не в традициях той аристократии. Идеи же Базарова непонятны и старшему поколению героев романа Тургенева, и, уверена, сегодняшнему тюзовскому зрителю, на протяжении двух с половиной часов наблюдающему за одиноким гордецом и возмутителем общего спокойствия.
Зато бесспорной после просмотра спектакля представляется мысль о неизбежной победе феминизма. Вслед за Тургеневым режиссёр Евгений Рогулькин сатирически подаёт образ эмансипе Кукшиной (Ирина Коломиец). Её вызывающий, эпатажный вид мешает принимать всерьёз то, что она с такой убеждённостью и страстью говорит. Но стоит прислушаться к словам — становится очевидным: практически все идеи, которые отстаивали борцы за права женщин в середине XIX века в России, нашли своё воплощение. То, что казалось таким смешным и несвоевременным в устах Кукшиной, сейчас — само собой разумеющееся в устройстве современного цивилизованного общества. А неполиткорректная бравада Базарова по отношению к женщинам сегодня, в мире равенства полов и плюрализма мнений, сродни контркультурному протесту отрицающим всё и вся панков.
Главный герой в спектакле — выпадающий из времени и среды персонаж. Не органичный ни на фоне усадебного быта, ни среди тонких среднерусских берёз, ни в гостиной модных демагогов. Что с ним делать в итоге, не знал сам Тургенев. Базаров, не умеющий реализовать свой интеллектуальный потенциал, в финале романа умирает, поранившись по неосторожности при вскрытии тифозного трупа. Пронзительная сцена с убитыми горем родителями Евгения (Лариса Яковлева и Владимир Крутов) не оставит равнодушным ни одного нигилиста в тюзовском зале.
Но прежде того сокрушительной для убеждений и самоуверенности Базарова становится его любовь к помещице Одинцовой (Ольга Которева). Материалист, отрицающий всё духовное, саму природу рассматривающий, как мастерскую, оказывается беззащитным перед настигнувшим его иррациональным, глубоко природным чувством.

Новый сезон в ТЮЗе откроется в конце сентября. Премьерный спектакль «Отцы и дети» рекомендуется к просмотру как детям, так и отцам!

Оригинал в ЖЖ автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

23.11.2020

Учеба в вузах и колледжах. Вы за дистант или против?

Уже проголосовало 14 человек

21.09.2020

Вы довольны горячим питанием младшеклассников в школе?

Уже проголосовало 119 человек

Журналист, блогер. Работала в издательской сфере, в корпоративной прессе, пресс-секретарём омских компаний. Соорганизатор и участница крупных городских проектов и пиар-акций («Городской пикник», «Гражданин мэр», «ЛУЧ: Любинский, удобный для человека» и другие). Интересы: книги, филателия, краеведение.













Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Нателла Кисилевская

— журналистка

Ольга Савельева

— попутчица

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Милютин – Шамилю Шихмирзаеву: «В этой сфере я дилетант…»

«Интервью по цепочке» продолжается в Клубной резиденции «Иртышская Ривьера».

2410218 ноября 2020

Стиль жизни

Алексей Платонов: «История про гражданство Панамы родом из моих убеждений»

Кредо

Алексей Платонов: «История про гражданство Панамы родом из моих убеждений»

Владелец компании «Izюм» рассказал «ВОмске», зачем он получает уже третье гражданство и почему останавливаться на этом не собирается.

139918 ноября 2020
Мыслящие здраво. Евгений Смирнов

Здоровье

Мыслящие здраво. Евгений Смирнов

Чем дикий хрен полезнее огородного, как ходить по воде по 200 морских миль за ночь и по 20 км посуху за день, париться не по пустякам, а в японской бане и путешествовать с пользой для здоровья, рассказывает владелец салона мебели Koryna.

1495114 ноября 2020
Интервью на букву П

Книга

Интервью на букву П

«Педагог, психолог, писатель Николай Пономарев…» - начала было я и заметила невероятное скопление букв «п». Ну что ж, раз эта буква требует такого внимания, пусть и будет основной. Так неожиданно сложилось П-интервью с Николаем Пономаревым.

234115 октября 2020
«Рядом с баранами жить не хотим»

Уклад

«Рядом с баранами жить не хотим»

Слышал звон, теперь знаю, где он: как живут омские анастасиевцы, которые прочли книги из серии «Звенящие кедры России» и решили сбежать от цивилизации.

9988211 сентября 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх