Созерцание. Сопричастность. «Со-сердцание»

В культурном центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась персональная выставка работ одного из ярчайших представителей изобразительного искусства сибирского региона, профессора кафедры академической живописи Омского педагогического университета Геймрана Баймуханова.

79926 ноября 2019
Созерцание. Сопричастность. «Со-сердцание»

Геймран Баймуханов – лауреат премии губернатора Омской области, неоднократный победитель омских выставок-конкурсов «Художник года» (2006, 2008, 2010 г.г.). Неоднократно экспонировал свои работы за рубежом. Его полотна находятся в музеях Омска и многих городов Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, в частных коллекциях в России, Англии, Германии, Израиле, Индонезии, Испании, Канаде, США, Китае и других странах.

Знаменательно, что именно Геймрану Баймуханову выпала честь первым презентовать свою персональную выставку в новом культурном центре.

1

Живопись этого художника – явление особое. И с этим согласны как искусствоведы, так и собратья, хоть и нелегкое это дело – признать талант коллеги. Творчество – штука тонкая и оно — всегда соперничество. Недаром кем-то сказано: имейте мужество признать…


Талант, помноженный на трудолюбие — в квадрате, в кубе – это о нем, Геймране Баймуханове. Не знаю, можно ли измерить в каких-то единицах вообще это неистовое упорство, с которым он буквально набрасывается на работу, придя в мастерскую после многих часов занятий со студентами. Так припадает к роднику надолго отлученный от воды. Ему и нескольких часов работы вне мастерской достаточно, чтобы известись рыбой на суше.

Много лет назад сказал как-то знакомый аксакал, бывший соседом Геймрана в бытность проживания в частном секторе, - «до чего ж любит бездельничать Геймран, целыми днями только и рисует»… Что на это ответишь?.. Обывателю мнится, что кистью и красками владеть – сплошное развлечение да и только.

Мне нравится наблюдать на выставках, как останавливаются у его полотен. Потом присаживаются. Надолго, чтобы вглядываться. Не любоваться, а именно вглядываться в картины. Такое у них свойство, у его работ, чем дольше смотришь, тем больше они тебя втягивают в свою орбиту. И ты, профан и любитель, осознаешь, что тебя взяли в соратники, в созерцатели, и вот оно уже с тобой, ты возвышаешься, ощущая со-причастность, «со-сердцание»… Вернее, это тебя возвышают.

На первую и потому особо почетную экспозицию открытия культурного центра «Эрмитаж-Сибирь» выбрано творчество признанного мастера живописи. Это достойная, высокая оценка художника, в чьих работах присутствуют национальность и эмоциональность, выразительность и законченность образов. Работы, излучающие искреннюю любовь к родной природе, наделенные особым даром цвета и света, завораживающие обаянием неприметных закоулков и дальних пространств. Его картины, обошедшие десятки выставок самого разного уровня, от сибирских городов до залов Москвы и Санкт-Петербурга, оставляют повсюду, где экспонировались, свой особенный след и впечатление, продолжая традицию создания доброй славы нашему Омску, как городу талантливых художников.

«Художники всю жизнь ищут себя, свой язык, свой философский подход к избранной теме и порой не находят. Он же нашел себя убедительно, его работы подчинены его воле, мазку — такая уверенность во всем, что представлено»,- сказал незадолго до своего ухода о Баймуханове Амангельды Шакенов.

Искусствовед Либеров-центра Г.Е. Лузянина: «Геймран Султанович продолжает реалистические традиции академической пейзажной живописи. Его пленэрная школа изучения натуры, позволяет работать с формами, цветом и светом, выдавая посредством цвета состояние… Его школа этюдирования дает крепкие композиции, выразительность. Это художник, знающий ЧТО и КАК изображать. При всей своей приверженности академичности, у Баймуханова собственный стиль, его обобщения по тону, по цвету, плоскости позволяют оставаться узнаваемым, индивидуальным».

2

Художник декоративен в работе с цветом, в этом его приверженность национальному восприятию, которая в крови художника, но он передает его тактично, без перебора. Цвет у него не кричит, звучит приглушенно, придавая композиции фресковость, раздельность при полной гармонии цвета.

Точно, ярко, искренне и образно, используя метафоры из мира музыки, сказал на одной из презентаций о работах Геймрана Султановича искусствовед Евгений Груздов: «Нам, музейщикам, приходится занимать особую точку зрения, чтобы объективно видеть (думаю, что это точка из будущего). Наша задача – услышать симфонию. И когда в этой симфонии зазвучал голос Геймрана Султановича, стало понятно, что это – абсолютный слух. Это человек, который никогда не фальшивит. И, если продолжить метафору, инструментально это – первая скрипка. Именно благодаря таким людям, держится этот уровень».

Работы Геймрана Баймуханова оценены и признаны. На представленной выставке – часть работ уже из фонда музея им. Врубеля, остальное - собственность автора. И это – лишь самая малая часть из написанного только в последние годы.

«Творчество этого художника мне очень по душе, как и его скромная публично, но по-настоящему глубокая личность - это видно в его работах. Мне кажется, особенно он чувствует Омск, его солнечность в любое время года, даже дома-развалюшки, заборы частного сектора сияют разноцветьем. Он не приукрашивает Омск, таким видит его и, наверное, любит, несмотря на не самые комфортные обстоятельства жизни. Геймран Баймуханов - светлый человек. На выставке мне понравились его алтайские пейзажи, на которых самые скромные уголки деревеньки словно освещены чистым белым светом. кажется, что и люди живут здесь незапятнанные, непосредственные, слитые с природой. Та же девочка на траве. И даже собака замечательная, в некотором роде даже значительная. Впечатлила на алтайских пейзажах и техника художника: крупные мазки как будто закручиваются в белые полоски, словно берёзовая кора. Вообще техника, средства выразительности, главные цвета варьируются на всех работах. И это, по-моему, не тот случай, когда художник ищет себя - он давно прекрасно узнаваем, просто он тонко чувствует каждый пейзаж и находит наиболее точные средства выразительности. Для себя делает открытия, ну и для нас, зрителей, конечно»,- так замечательно отозвалась о выставке известная омская журналистка Марина Владимировна Зарытовская.

Посетительницы, с которыми я разговорились под впечатлением экспозиции, признались: от самого входа в галерею, их взгляд привлекла эта картина «Ночь в Артакшиле»…. Подойдя к работе, обе женщины – одна постарше, другая совсем молодая — долго сидели напротив. И я тоже вместе с ними — это одна из моих самых любимых картин Баймуханова… Впрочем, их много, любимых, не перечесть – с обликом нашего Омска – всегда разным, неожиданным, заставляющим вглядываться в эти большие деревья, в эти сибирские пейзажи, в эти тени на снегу, и фигурки на проспекте, щемяще знакомые, родные, а почему так – и сам не знаешь. Просто ты почувствовал любовь, и тебе стало теплее в зимнем ли городе, на холодном ли ветру или у стылого берега самого северного края Прииртышья… Как хорошо у его картин, и не хочется уходить отсюда. Но можно унести кусочек тепла в сердце и радость в душе. От встречи, которая случилась еще раз. Спасибо, мастеру от всех нас за случившееся…


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.11.2019

Кто из городских чиновников самый эффективный?

Уже проголосовало 82 человека

05.11.2019

Кто из чиновников омского правительства самый эффективный?

Уже проголосовало 192 человека

Записи автора













Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Были о Сицилии

И какой же русский не любит, чтобы под ногами плескалось море, а над головой сияло солнце?! И всё это в ноябре…

372109 декабря 2019

Александр Капралов. Когда б вы знали, из каких железок…

…рождаются его короли, ослы, шуты, ангелы и птицы?!

109127 ноября 2019

Мацуев, Плетнев или Варгафтик? ТЕСТ: какой концерт «Белой симфонии» вам понравится?

Какая музыка вас формирует? Узнаем и идем! Шесть концертных эпизодов, два оркестра, пятнадцать звезд: с 23 ноября по 18 декабря Омская филармония приглашает на легендарный фестиваль «Белая симфония».

2681119 ноября 2019

Стиль жизни

Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Story

Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Откровенно о себе и животных: дрессировщик Тигран Акопян о воспитании экзотов, буднях лапундера-пенсионера, «пряничном доме» для бегемота и верблюдов, а также тесных связях с Омском.

35812 декабря 2019
Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Еда

Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Умные технологии, домашние котлетки, стихи и трюфели: тестируем новое заведение – гастро-буфет на пересечении улиц Маяковского и Пушкина.

1011405 декабря 2019
Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

145919 ноября 2019
Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Story

Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Дрессировщик хищников Юрий Хохлов объясняет, отчего это плохо для всех, в том числе, и для самих медведей.

213816 ноября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх