«Чего знаю — не хочу, чего хочу — не знаю»

Учиться, учиться и еще раз учиться. Ведь именно знания, понимание и профессиональные навыки помогут максимально точно ориентироваться в том, как достичь желаемого.

144904 февраля 2020
«Чего знаю — не хочу, чего хочу — не знаю»

«Чего знаю — не хочу, чего хочу — не знаю» — такое состояние сегодня знакомо многим. От переизбытка информации, наши желания зачастую съедают нас изнутри. Но что делать, в какую сторону бежать или в направлении какой из «мечт» лежать — понимают не многие.

Отсюда — чувство неудовлетворенности, апатии, раздражения, обиды на себя и несправедливый мир, в общем, весь спектр отрицательных эмоций, которые конечно испытывать не хотелось бы.

1

Почему так происходит?

Дело в том, что эмоции со знаком плюс или минус, мы испытываем от нехватки или переизбытка информации, способной удовлетворить наши потребности. Такое утверждение высказал в своей «информационной теории эмоций» выдающийся российский психофизиолог, биофизик и психолог Павел Васильевич Симонов (кстати, актриса Евгения Симонова — его дочь).

Интересна эта теория тем, что она связывает в единую формулу, казалось бы, отдаленные понятия: эмоции, базовые потребности и информацию

Э = — П (Ин — Ис),
где Э — эмоция;
П — потребность;
Ин — информация, необходимая для удовлетворения потребности;
Ис — информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.

Базовые потребности у всех одинаковые, их смысл легко уместится в три основные группы:

— Потребности, связанные с вашей личной безопасностью (здоровье, деньги, отсутствие насилия, комфорт, собственная территория).

— Потребности, связанные с социальным статусом (быть нужным, полезным, принятым и важным в обществе).

— Потребности, связанные с сексуальностью (желание быть желанным, желание нравиться).

2

И вот, к примеру, наш мозг испытывает страх и стремиться удовлетворить потребность в самосохранении, а сознанием это распознается как желание заработать деньги. Мы соотносим это желание с разностью (Ин — Ис). То есть, нам нужно знать, как заработать и, если мы знаем и умеем это делать, значит информация об удовлетворении потребности будет превышать ту, которой мы располагали в момент возникновения потребности, следовательно потребность удовлетвориться.

Мы пойдем и заработаем, что даст нам, конечно же, положительные эмоции. Если не знаем — потребность останется неудовлетворенной и эмоции со знаком минус: грусть, тревога, раздражение и т.д.

Конечно, все мы хотим радоваться, а не грустить, испытывать счастье от достижения целей, а не разочарование и печаль от невозможности получить то, чего так хочется.

И как раз эта формула дает ответ на то, что делать, чтобы меньше страдать. Необходимо просто владеть нужной информацией.

Учиться, учиться и еще раз учиться. Ведь именно знания, понимание и профессиональные навыки помогут максимально точно ориентироваться в том, как достичь желаемого.

Ведь если вы испытываете неприятные эмоции, значит потребность у вас, видимо, не реализована, а далее следуйте по формуле. Произведите инвентаризацию того, что вы знаете на данный момент о возможном ее удовлетворении и то, чего не хватает и в каком направлении нужно искать.

Конечно, механизм возникновения эмоций крайне сложен и до сих пор в науке нет единого мнения относительно его природы. Но концепция Симонова дает практически ориентированный вектор, следуя по которому вы можете понять причины своего эмоционального дискомфорта и как с этим справиться. Если расчёты в формуле никак вам не даются, это повод обратиться к психологу. Однако, при записи на приём поинтересуйтесь, знает ли специалист эту формулу, всякое бывает.

Библиография:
1. Что такое эмоция? — М.: Наука, 1966. — 94 с.
2. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М., 1970.
3. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. — М., 1975.
4. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.
Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. — М.: Наука, 1984. — 161 с.
5. Мотивированный мозг. — М.: Наука, 1987. — 271 с.
6. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. — М.,1993.
7. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 98 с.

Оригинал в Фейсбуке автора

Автор:Юлия Купрейкина

Фото:из блога автора

Теги:психология


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

55211 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

243801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

246701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5933101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6151221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх