В память о фотохудожнике Сергее Сокруте

Сергей был гениальным самоучкой, ставшим признанным мастером на склоне лет. Учениками Сокруты сегодня гордо называют себя уже не десятки, а сотни омичей! И, кажется, это самый любимый своими учениками учитель в истории. 

2553403 марта 2020

В Омске после продолжительной тяжелой болезни на 67-м году жизни ушел из жизни фотохудожник Сергей Сокрута.

Сергей был удивительным человеком, скромным, обаятельным, со своим уникальным взглядом на мир, с тонким чувством красоты и света. Он был гениальным самоучкой, ставшим признанным мастером на склоне лет. Он «горел» и своим огнем вдохновлял людей вокруг себя, всегда стремился найти, открыть что-то новое — в работе, увлечении фотографией, хобби, технике и технологии. «Новое» для Сокруты часто бывало хорошо забытым старым (по крайней мере, для современных фотопрофи): старые и альтернативные методы фотопечати, эксперименты с фотофильтрами, выдержкой, объективами. Будучи дипломированным химиком (всю сознательную жизнь проработав в химпроме), Сергей особенно увлекался процессом фотообработки, постоянно экспериментировал со способами фотопечати, реактивами, «химия» процесса его очень завораживала.

На фото 1: Сергей Сокрута во время учебы на химфаке МиНХиГП. На фото 2: Сергей Сокрута, будучи студентом, играл в группе.

В голодные 1990-е, когда многие были вынуждены искать себе новые профессии, Сергей вспомнил о своем студенческом увлечении фотографией: нужно было как-то подрабатывать, чтобы не остаться совсем на мели. Заработка особого эта «подработка» не приносила, но от постсоветского сплина душу все же спасала, и Сокрута все больше стал «медитировать» с фотоаппаратом в руках. Поначалу он снимал городские пейзажи, но вскоре стал ловить в объектив солнечные блики, безлюдные уголки городских парков, заброшенные деревенские домишки. В общем, то, что приносило покой и умиротворение в его чувствительное сердце эстета.

В конце 1990-х в Омске появилось несколько экспериментальных арт-галерей, которые сделали ставку не на официально признанных мэтров, а на творчески настроенных любителей. Эксперименты фотографа-химика пришлись очень ко времени, так что Сергей стал периодически появляться на таких вот «альтернативных» сборных фотовыставках. Тогда будущий адепт черно-белой пленочной фотографии покорял зрителей и галеристов своими яркими, контрастными, насыщенными цветами и нечеткой фокусировкой. Сам он называл свои работы «ничего не значащими цветовыми композициями». Но местные ценители были уверены, что именно эти работы впоследствии станут визитной карточкой Сергея. «Сокрута стремится избавиться от одинаковости, в той или иной степени присущей каждому художнику и фотохудожнику. Сергей позволил себе использовать яркий, насыщенный цвет, нехарактерный для художественной фотографии. Его работы притягивают зрителя, и это — показатель профессионализма и таланта», — цитата одного из кураторов тех лет.

Однако основная работа «по специальности» не позволяла Сергею заниматься любимым делом столько, сколько ему хотелось. Правда, компромиссы все же нашлись: руководство оценило его увлечение и даже спонсировало пару выставок его фоторабот. Кажется, ему даже выделили кабинет под фотолабораторию — но это уже плохо помню, как-никак 20 лет прошло. Помню только, что в те годы иногда заходил к нему на работу, чтобы отсмотреть новые снимки и обсудить готовящиеся выставки «Патефон Сквер»: там хранились основные фотоархивы Сокруты.

Единственное наше совместное фото с Сокрутой, которое оказалось на компе. Это 2006-й, Фестиваль "Поворот", прогон очередного фестивального дня в Доме Актера. Сергей был официальным репортером фестиваля, по собственной инициативе - ему очень нравилось всё это наше закулисье..

В 2003-м году галерейное направление «Патефон Сквер», наконец, доросло до фотовыставок. Первые годы работы галереи фотокартины были лишь частью наших тематических экспозиций, но растущее количество интересных фотоэкспериментов и альтернативных фотохудожников с богатым воображением и свежим взглядом на фотографию в итоге привело меня к проведению фотовыставок и конкурсов. И первым из них стал конкурс «Тихая моя Родина», который открыл городу с полсотни новых имен (самые талантливые ребята, дебютировавшие на моих выставках тогда, сегодня уже сами считаются известными профи, фоторепортерами омских СМИ, фотографами, руководителями фотостудий и фотошкол). Эти полсотни были выбраны из нескольких сотен конкурсантов, представивших на конкурс более тысячи снимков! А отбирать лучшие из лучших пришлось «авторитетным фотографам» из экосистемы «Патефон Сквер», в число которых вошел и Сокрута.

Для Сергея это был первый опыт работы в жюри, и спустя годы он не раз благодарил меня за приглашение в команду: уже на первом конкурсе «Тихая моя Родина» к Сокруте потянулись молодые ребята — его будущие первые ученики. В те годы учиться искусству фотографии было негде: университет еще не открыл соответствующий факультет, а фотостудии можно было пересчитать по пальцам (на плаву остались лишь коммерческие фотографы из люксового сегмента). Галерейные проекты «Патефон Сквер» объединили тогда признанных фотомастеров, фоторепортеров местных СМИ, фотохудожников (сформировавших в те годы альтернативное официозу объединение «Улица фотографов») и жаждущих учиться и развиваться молодых ребят, увлеченных фотографией.

И если другие члены жюри подошли к своему заданию весьма серьезно, делая акцент на технической составляющей конкурсных работ, то Сергей, напротив, словно кот Леопольд из советского мультфильма, старался найти в каждом снимке что-то хорошее, что его трогало. В общении с конкурсантами он старался поддержать ребят, хвалил их тягу к экспериментам, к новаторству. Будь его воля, на выставку прошли бы все тысяча с лишним снимков — так он был добродушен и отзывчив. Стоит ли удивляться, что в последующие годы большинство из прошедших таки отбор на выставку ребят стали захаживать к нему на консультации (в первое время «Патефон Сквер» устраивал такие встречи с Сергеем специально), а затем и вовсе стали гордо называться «учениками Сокруты».

На фото: омские фотографы-участники "патефонских выставок" на фестивале "Поворот" (№1) и выставке "Тихая моя Родина-3" (№2), членом жюри которой был Сергей Сокрута.

Фотографическое направление деятельности «Патефон Сквер» росло быстрее прочих, так что уже в 2004-м я организовал первый международный выставочный проект казахстанских и омских фотомастеров. Со стороны казахов главной звездой был ныне покойный Едыге Ниязов, легендарный советский фотохудожник. Со стороны омичей — целая плеяда талантливых «неформальных» фотохудожников, среди которых казахские коллеги и зрители особенно выделяли творчество Сокруты. «Математическая», «геометрическая» казахская школа была полной противоположностью «душевности», «медитативности», «мимолетности» фоторабот Сергея. И эти противоположности очень друг друга оценили. (А еще их очень оценили суровые казахские пограничники, когда я перевозил выставку из России в Казахстан и обратно, но эту историю расскажу как-нибудь в другой раз).

Удивительно, но медитативный фотоживописец Сокрута, который всегда стремился в фотографии запечатлеть исключительно настроение и вневременное состояние природы или человека (в его работах «времени» как будто бы никогда и не существовало), в этих проектах стал раскрываться с другой стороны. Как-то он говорил, что не особенно ценит фоторепортерское дело. И все же, когда в 2006-м «Патефон Сквер» организовал крупнейший в истории Сибири Международный Фестиваль Современного Искусства «Поворот», Сокрута вызвался стать его официальном фото-летописцем! На протяжении целого месяца Сергей буквально жил с моей командой за кулисами фестиваля: он приезжал на репетиции, саундчеки, монтаж сцены, заходил в гримерки, снимал портреты участников, их выступления, зрителей, организаторов…

Фотографии Сергея Сокруты с Международного фестиваля "Поворот" (Омск, 2006 г.). На фото 1: админ-команда ПГ (часть), организовывавшая всю логистику фестиваля. На фото 2: новосибирские музыканты на фестивале "Весь джаз Сибири" (трио "Седьмое небо" и Роман Столяр).

Его страсть к новому, новым впечатлениям, экспериментам, ракурсам, сюжетам, на «Повороте» будто нашла бесконечный источник. Он светился он удовольствия видеть и фотографировать всех этих необычных (для офисной рутины) творческих личностей со всей планеты, в ярких странных костюмах, говорящих на разных языках, живущих исключительно своим творчеством, вдохновением. Он приезжал даже в ночной клуб на наш фестиваль клубной культуры, где выступали современные танцевальные коллективы, модели, расписанные боди-артом, и ультрамодные виджеи. Его увлекало все, будь то молодежные субкультуры, импозантный симфоджаз, тяжелый рок, современные прет-а-порте или даже аутентичный тувинский шаман, который камлал у нас на выставочной площадке «Древних богов» (одной из главных биеннале, которые в нулевых проводил «Патефон Сквер»). Таким радостным и сияющим я его никогда не видел. Он очень жалел, что не может больше времени уделять Фестивалю: основная работа не давала возможности побывать на всех площадках, вдохнуть в себя все до единого флюиды этого «карнавала» творчества.

Фото Сергея Сокруты с Международного фестиваля "Поворот" (Омск, 2006 г.). Гитарный джем-сейшн лучших омских гитаристов.

Когда «Поворот» подошел к концу, Сергей был очень вдохновлен и предложил устроить отдельную фотовыставку его снимков, посвященную Фестивалю. На самом деле, они должны были войти в фестивальный каталог, а также в серию фестивальных открыток, но провести еще и такую выставку по следам «Поворота», конечно, было прекрасной идеей! Впрочем, «Патефон Сквер» в том же году переехал в Новосибирск, так что выставка была отложена до неопределенного времени. А жаль: как оказалось, фоторепортер из Сокруты оказался совсем не классический (а как иначе!). Дело в том, что Сергей и тогда снимал все на пленочные фотоаппараты, так что результаты его репортажей я увидел только под конец «Поворота». Это были настоящие живописные работы, на которых люди двигались, дышали, сияли (в ответ ему), танцевали, жили! На них было столько света, искр, бликов, теней, движения, что ни одна газета или журнал не смогли бы напечатать в своем офсете ни одного кадра Сокруты. Зато показать их на большом киноэкране на закрытии Фестиваля было большим удовольствием: зритель завороженно смотрел на этот калейдоскоп из почти оживших фотографий, словно змея на флейту заклинателя (недаром, видимо, в юности Сергей играл на флейте: музыка передала эстафету фотографическому искусству).

На фото 1: юный Сокрута с флейтой. На фото 2: тувинский шаман Чооду Алдын-Херел камплает на выставке "Древние боги-3". Фото Сергея Сокруты с Международного фестиваля "Поворот" (Омск, 2006 г.).

Спустя несколько лет я приезжал в Омск, и узнал, что Сергей, наконец, осуществил свою мечту: он открыл свою фотостудию, где мог все время проводить в занятиях фотографией. Туда же потянулись и его ученики, те самые, с патефонских фотовыставок. А вскоре — появилась и своя фотошкола Сергея, которой в этом году уже 10-й год пошел. Учениками Сокруты сегодня гордо называют себя уже не десятки, а сотни омичей! И, кажется, это самый любимый своими учениками учитель в истории. Скромный, тихий, улыбчивый, внимательный и очень мотивирующий, умевший зажечь огонь в глазах неофитов.

Он был всегда добр, вежлив и интеллигентен. Лишь раз в публичном пространстве Сергей озвучил свои критически мысли, накопившееся недовольство обесцениванием того высокого искусства, которому он посвятил значительную часть своей жизни:

«Сегодня можно уверенно заявить об окончательном формировании нового вида фотографии- ПРОМЫСЛОВАЯ ФОТОГРАФИЯ! Промышляют все, кому не лень. Для успешной интеграции в ПФ обязательны: камера и объектив побольше, вспышка повыше, выучить наизусть слово "креатив" и произносить его как можно чаще, по поводу и без повода; и обработка и еще раз обработка. Необязательно: видеть изображение, уметь снимать, чувствовать свет и цвет, опираться на мировой опыт фотографии и т.д. и т.п. Вот такие нынче времена, как говаривал Познер. Вперед, фотопромысловики!» - написал он у себя в соцсетях (больше 5 лет назад). Но этот «глас вопиющего в пустыне, души отчаянной протест» легко понять. Для Сокруты фотография была делом жизни, она позволяла увидеть красоту мира и — красоту души человека с фотоаппаратом. Он был настоящим фото-психотерапевтом, излечивающим душевные раны своих учеников и зрителей. И — наверное — свои тоже. Светлый, добродушный и миролюбивый человек, он никогда не навязывал своих горестей окружающим, а потому очень немногие знали о его проблемах со здоровьем. Фотография отвлекала от будничных реалий, поддерживала в нем силы бороться с недугом, передавала его добрые чувства, его любовь к жизни.

На фото: Сергей Сокрута с семьей.

Это, безусловно, большая утрата для всего творческого Омска. Покойся с миром, Сергей Сокрута, друг, товарищ и коллега, человек с большой буквы и с большим сердцем! Соболезнования всем родным и близким!

зы. Фото Сергея Сокруты из архива журнала «Патефон Сквер» с Международного фестиваля современного искусства «Поворот» (Омск, 2006 г.) и из личного архива автора. В другой раз выложу еще подборку замечательных его снимков, их было мно-го, и они все волшебные!

К сожалению, другие его, более «академические» фотоработы, подаренные мне в разные годы (в том числе, с выставок «Тихая моя Родина»), остались в Омске — не цифровые же (в этом, наверное, единственный большой минус пленочной фотографии: их сложнее хранить)...

Оригинал в ЖЖ автора

Автор:Кинес Кизиитов

Фото:из блога автора

Теги:памятьСергей Сокрута


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

67419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

302101 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

302201 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6489101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх