Как я стал польским миллионером

Маленькая преамбула перед длиннющим текстом: приехал сын из Москвы, где он живёт и работает, и привёз мне в подарок бутылку коньяка Courvoisier.

551114 апреля 2020
Как я стал польским миллионером

И я вспомнил историю своей командировки в Польшу, где впервые этот напиток и попробовал.
История длинная, как обещания партии и правительства о том, что мы завтра будем жить ещё лучше, чем вчера, так что запасайтесь терпением, попкорном, можно даже вздремнуть, но, если получится, не зевать...
В 1991 году мне предложили снять фильм про Омск для 6 или 7, не помню уже, постсоциалистических стран. Хронометраж 20 минут, на английском языке. Почему именно мне, понятия не имею, я тогда был, что называется, начинающий режиссёр с полупрофильным образованием.
Ну, раз согласился, надо делать. Опять же деньги пообещали приличные. И, хотя я, конечно, не Квентин Тарантино, но сообразил, что начало должно быть запоминающимся, сибирским, колоритным...
Поразмышляв, решил, что в прологе будет баня, где две девицы вылетают из сруба, в чём мать родила, плюхаются в снег и, кидая друг в дружку снежками, хохочут и потом уже сидят обмотанные полотенцами с чалмой из полотенец же, пьют чай из самовара и всем своим видом показывают, как им хорошо.
Договорился с двумя подругами, они преисполнились осознанием важности мероприятия и отлично выполнили свои роли. Сам я на съёмках не присутствовал по причине жуткой загруженности, и всё это снял на своей даче покойный ныне оператор Саша Маталасов, земля ему пухом.
Но при монтаже я увидел то, что и хотел увидеть. Так, колорит есть, теперь надо, чтобы своё весомое слово сказал губернатор, а им был тогда Полежаев. На удивление быстро договорившись о съёмке сделал с ним интервью, где он пространно рассуждал о сделанном и про то, что предстоит сделать. Ну то, что ничего практически не сделал, даже скучно здесь упоминать.
Через примерно месяц отснятый материал был у меня на кассетах и осталось его только смонтировать.
Не хочу обижать видеоинженеров ТелеОмска тогдашнего, но я решил не рисковать и попросил смонтировать эту нетленку Славу Копейкина, а с аудиорядом мне помогал Коля Смирнов.
( Слава, Коля, большущее вам спасибо!)
Они работали на областной студии телевидения, где когда- то работал и ваш покорный слуга. Нынче это "ВГТРК " Иртыш".
Итак, фильм готов, деньги получены и, по- моему, половину сразу и пропиты с родным коллективом, но это уже мелочи.
И тут, где - то через неделю, мне говорят, что надо ехать в Польшу, где нужно взять ещё два интервью у каких - то важных шишек и вмонтировать в готовый фильм. Ну, мы люди подневольные) Надо так надо, и я отправился в Польшу.
Поездка запомнилась мне несколькими эпизодами, о которых я вам сейчас и поведаю. (Эй, просыпайтесь, кто уснул, сейчас самое интересное начнётся!)
Туда ехал на поезде, где познакомился с так называемыми "челночниками", которые везли на продажу то, чего не было в Польше, а обратно, чего не было у нас. А так как у нас ничего не было, то бизнес, я так полагаю, процветал.
Помню перед приходом таможенников попутчики попросили меня сказать, что, мол, вот "эта коробка, чемодан и баул" принадлежат мне. Это они сначала смотрели на меня с подозрением, когда я вошёл в купе с одним "дипломатом," а потом сообразили, как им повезло...
Ещё тогда я узнал, что ширина железнодорожной колеи в Европе и у нас разная. Эх, если бы только колея...
На вокзале в Варшаве меня встречали польские телевизионщики с переводчиком Сержем, о котором чуть позже, и уже в машине я минут через 10 - 15 стал ощущать какой то дискомфорт и не сразу понял, чем это вызвано. Всё оказалось проще, чем поправки в Конституцию нашей страны: дорога была такая ровная, что меня даже замутило с непривычки...
Поселили меня в гостиницу на "площади Конституции", где я впервые увидел разовую зубочистку, маленькое, как оклад инженера, мыльце, шампунь и прочие прелести гигиенического ассортимента загнивающего Запада. Это сейчас никого этим не удивишь, а тогда это было что - то из серии «удивительное-невероятное». Пределом мечтаний советского гражданина было увидеть Болгарию или Чехословакию, а про Таиланд, к примеру, даже и не знали, что такая страна есть. Хотя и сегодня всего 15 % населения может позволить себе отдых за границей, а тогда...
Никогда не забуду, как я, пялясь в окно из своего гостиничного номера, долго не мог понять, что это за длинный деревянный стол, стоящий на тротуаре, заваленный овощами и фруктами, к которому подходят горожане и, выбрав что- то из имеющегося ассортимента, куда-то уходят.
Решил, что, наверное, праздник какой -то, и мэрия угощает варшавян.
Любопытство взяло вверх и я, выйдя из гостиницы, подошёл к столу, выбрал яблоко и озираясь по сторонам, сделал несколько шагов за тоже что - то выбравшей полькой, ожидая криков, вязания рук, кутузки и позорного выдворения из страны.
И вы себе не представляете, как я, мягко говоря, офигел, когда оказалось, что через дом (!!!), в панельной пятиэтажке, на втором этаже сидела девушка за кассовым аппаратом, которая и рассчитывала покупателей. Почему она сидела так далеко от товара, понятия не имею, но я представил себе подобное у нас и... и... и не смог представить...
Потом я уже не удивлялся, когда видел выставленные на улице из бутиков ботинки, зонты, посуду и кучу прочего товара, в то время, как хозяева этого добра восседали на стульях за прилавком своих магазинчиков. Правда, не ручаюсь за окраины Варшавы, но в центре было именно так.
Я был во время своей командировки на трёх телевизионных студиях Польши, и везде меня, сибирского валенка, удивляли ключи в дверях, торчавшие снаружи, но особенно стоящие в коридорах кофемашины и кулеры. Я деликатно поинтересовался, сколько нужно заплатить, чтобы, например, выпить стаканчик кофе или попить воды, на что мне ответили, что это бесплатно... Параллельные миры...
И вот там меня угостили этим самым коньяком, потому что я малость простыл, и ребята решили, что это лучшее лекарство. Я выпил, и он мне так понравился, хотя к коньяку я равнодушен, что я, приехав в Омск, захотел продлить удовольствие, но в Омске была разруха, как и до моего отъезда, впрочем, массовые увольнения, беспредел и прочие прелести перестройки. Рубль скукоживался буквально на глазах. Люди жили на пенсию своих родителей, подбирали окурки с земли... все всего боялись, и никто не знал, когда же этот кошмар кончится.
Не до коньяка забугорного было тогда, совсем не до него...
Спасибо, кто ещё не уснул, а я продолжаю: на второй или третий день моего пребывания в столице, меня пригласили в какой - то важный офис и вручили... кучу польских злотых! Кучу!
Я не понял, за что ещё мне такие деньжищи, вяло лепетал, что мне же уже заплатили за фильм, а мне ответили, что это предусмотрено контрактом, распишитесь вот тут и тут и счастливого пути...
И вот, когда я стал враз польским миллионером, то и привычки мои сразу трансформировались в соответствующее направление.
Я сказал Сержу, а кто забыл, это мой переводчик, что желаю обновить свой гардероб. Причём, исключительно в джинсовом стиле.
Серж предложил съездить на "толкучку", где я и приоденусь в соответствии со своими пожеланиями, но он забыл, что разговаривает с польским богачом, я повелел отвезти меня в магазин...
Он покрутил у виска, похмыкал, и отвёз нувориша в трёхэтажный супермаркет. Боже, там было всё! Всё и ещё немножко... от носков до шляп из джинсовой материи. Ко мне сразу подошли две девушки и стали спрашивать у пана, что он изволить приобрести. "Пан" соизволил приобрести джинсы, которые даже не надо было подшивать,(!) ибо они были как на меня пошиты, рубашку, футболку, куртку осеннюю и туфли.
Померить всё это у меня не хватило сил, воли, решимости, прагматизма, приличий, называйте это как угодно. Всё это великолепие снять?! Ни за что! Даже по приговору народного суда!
Потом мы сидели в баре, где обмывали мои покупки, и где я, чуть не сделал миллионерами дуэт музыкантов, когда они, спев пару замечательных песен под гитару, обносили посетителей со шляпой.
Я же не знал нарицательной стоимости купюр, которые распихал по всем карманам. Да и понравились они мне... И тогда Серж, вовремя выхватив у меня ворох ассигнаций, которые я собирался опустить в шляпу, отщипнул одну бумажку, а остальные протянул мне.
Потом мы поехали к Сержу домой, где зашли в магазин по дороге, набрали пирожных, ещё каких - то сладостей, бутылку шампанского и он, надо сказать, проигнорировал пожелания богатея рассчитаться за приобретённый товар. Про пирожные чуть позже, а в его стандартной пятиэтажке, где он жил, меня удивило то, что на кухне у него был, не знаю, как правильно сказать - мусоросборник? Сразу под раковиной. Говорит, такие вот эксперименты устраивали архитекторы в 60 - х годах... И ему "повезло" в такой дом вселиться...
А про пирожные он рассказал забавную историю. У немцев не забалуешь с санэпидемстанцией, или как там она у них называется, — очень строгий учёт и контроль. И по истечении срока годности, а он, как я понял, там очень короткий, пирожные, тайком, конечно, привозят на реализацию в Польшу, благо далеко везти не надо.
А потом, наивно спрашиваю я, если и тут не продали, куда их? Он рассмеялся и сказал, что в Россию, конечно. А потом, говорит, если и там не всё распродали, везут в Монголию...
— Это ж сколько времени - то пройдёт? - изумился я. Он только пожал плечами и предложил выпить за русско- польскую дружбу.
Что мы с удовольствием и сделали.
Есть ещё пара интересных эпизодов, которые хотелось бы рассказать, но вспомнив Козьму Пруткова, что надо вовремя заткнуть фонтан, умолкаю...

Оригинал текста - здесь. 

1

Автор:Сергей Шалаев

Фото:Фото со страницы автора в Фейсбуке

Теги:мемуарыПольша


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

80919 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

314401 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

316201 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6604101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх