В тени Zoom, или Становимся ли мы умнее от дистанционного образования?

Подобно узникам платоновской пещеры, которые судят о мире по смутным теням на ее стене, люди должны поверить, что через призму онлайн-курсов и случайных кейсов они постигнут истинную природу мира.

367524 апреля 2020
В тени Zoom, или Становимся ли мы умнее от дистанционного образования?

Унылая и зловещая маска коронавируса, воцарившаяся на нашей планете в последние месяцы, заставила многих наших высокопоставленных соотечественников заглянуть через ее глазные прорези на нашу жизнь и, воодушевившись увиденным, возвестить о скором проявлении позитивных результатов, вызванных применением принципиально новых и перспективных технологий, появление которых было ускорено наступлением чрезвычайных обстоятельств. Главное место в ряду этих технологий заняло дистанционное обучение. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков даже заявил, что в стране после отмены пандемии возникнет другое высшее образование. И его частью станут и национальная платформа онлайн-курсов, онлайн-поступление в вузы, распознавание лиц и многое другое, что казалось до пандемии ненужным или немыслимым. Однако, реализованные за последний месяц мероприятия по внедрению этих технологий в систему отечественного образования вызвали неприятие со стороны достаточно большого числа как обучающихся, так и обучающих. И причиной этого неприятия стали не только технические условия внедрения этих технологий, но и их слабая интегрированность в современную практику обучения, в рамках которой способности к коммуникации, творчеству и социальному диалогу обрели значение не меньшее, чем владение цифровыми технологиями. Не является секретом, что в современной системе высшего образование есть несколько влиятельных центров, заинтересованных стать главными разработчиками и трансляторами образовательных контентов, для которых дистанционное образование становится способом доминирования на образовательном рынке. Этим центрам не нужны региональные вузы и территориальные научно-образовательные комплексы, работающие на местных материалах и выступающие конкурентами на получение исследовательских грантов. С помощью ЕГЭ эти центры высасывают из регионов талантливую молодежь, обрекая большую часть периферийных территорий на снижение инвестиционной привлекательности и миграционную убыль.

Коронавирусная зараза воочию продемонстрировала ущербность и опасность такой политики. Высокая концентрация населения в столичных регионах обернулась значительными эпидемиологическими рисками, напомнив руководителям страны о порочности сверхконцентрации общественного богатства в руках монополистов. И никакие дистанционные технологии не заставят внедрить их «уникальный» опыт там, где для его воплощения нет никаких предпосылок. Поразительно, но на фоне непрерывных разговоров о применении дистанта никто даже не поднимает темы о содержании того, что с помощью этого дистанта будет распространяться. То, что находится в свободном доступе и то, что может стать предметом образовательной экспансии столичных вузов, мягко говоря, не впечатляет. Дистанционное образование является исключительно инструментом, нацеленным на доступную и эффективную передачу полезных знаний теми, кто готов на месте показать, как эти знания работают и как их использовать для решения локальной задачи.

1

Великий древнегреческий философ Платон в знаменитой аллегории о пещере наиболее точно отразил несовершенство человеческого восприятия сущности вещей, не предполагающих активного и осознанного отношения человека к предметам такого восприятия. Подобно узникам платоновской пещеры, которые судят о мире по смутным теням на ее стене, люди почему-то должны поверить, что через призму онлайн-курсов и случайных кейсов они постигнут истинную природу мира и приобретут необходимые навыки его обустройства. Однако, как показывает опыт, такая уверенность является иллюзией. Зачем судить о мире по теням, тогда как за пределами пещеры лежит настоящая реальность, не разделенная экранами мониторов и открытая для непосредственного восприятия?

Поэтому никакие Zoom'ы и онлайн-курсы никогда не заменят человеческого общения и не сделают наше образования сильнее. Масштабы России достойны того, чтобы проживающие на ее территории люди имели возможность по месту жительства удовлетворять свои потребности в получении качественного и разностороннего образования, а государство обязано такую возможность предоставить, в т.ч. и за счет использования самых современных технологий.

Автор:Олег Рой

Фото:изображение с infourok.ru

Теги:вузыдистанционное обучение


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 2 человека

09.08.2022

Вам понравился День города — 2022?

Уже проголосовало 3 человека

Выбор редакции























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Станислав Мацелевич

— юрист

Анна Нартова

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Ей снился её город...

Story

Ей снился её город...

7-го августа 2022 года она отмечала бы своё 60-летие – уникальная джазовая и эстрадная певица, солистка Омской филармонии Татьяна Абрамова /1962-2004/...

1925406 августа 2022
Именитый автогонщик Александр Фабрициус провёл в Омске АвтоЛедиБаттл

Светские хроники

Именитый автогонщик Александр Фабрициус провёл в Омске АвтоЛедиБаттл

Главным судьёй мероприятия, посвящённого четвёртой годовщине Комитета по развитию женского предпринимательства Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», стал начальник ГИБДД по городу Омску подполковник Сергей Лебедев. (ВИДЕО) 

227003 августа 2022
«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Откровенная история

«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Чем может помочь больному раком человек, который сам прошёл через онкологический диагноз.

8573321 июня 2022
Танец оловянного солдатика. Омская легенда

Story

Танец оловянного солдатика. Омская легенда

20 июня заслуженному артисту России Олегу Карповичу исполнилось бы 67…

7750121 июня 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх