В тени Zoom, или Становимся ли мы умнее от дистанционного образования?
Подобно узникам платоновской пещеры, которые судят о мире по смутным теням на ее стене, люди должны поверить, что через призму онлайн-курсов и случайных кейсов они постигнут истинную природу мира.
413924 апреля 2020
Унылая и зловещая маска коронавируса, воцарившаяся на нашей планете в последние месяцы, заставила многих наших высокопоставленных соотечественников заглянуть через ее глазные прорези на нашу жизнь и, воодушевившись увиденным, возвестить о скором проявлении позитивных результатов, вызванных применением принципиально новых и перспективных технологий, появление которых было ускорено наступлением чрезвычайных обстоятельств. Главное место в ряду этих технологий заняло дистанционное обучение. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков даже заявил, что в стране после отмены пандемии возникнет другое высшее образование. И его частью станут и национальная платформа онлайн-курсов, онлайн-поступление в вузы, распознавание лиц и многое другое, что казалось до пандемии ненужным или немыслимым. Однако, реализованные за последний месяц мероприятия по внедрению этих технологий в систему отечественного образования вызвали неприятие со стороны достаточно большого числа как обучающихся, так и обучающих. И причиной этого неприятия стали не только технические условия внедрения этих технологий, но и их слабая интегрированность в современную практику обучения, в рамках которой способности к коммуникации, творчеству и социальному диалогу обрели значение не меньшее, чем владение цифровыми технологиями. Не является секретом, что в современной системе высшего образование есть несколько влиятельных центров, заинтересованных стать главными разработчиками и трансляторами образовательных контентов, для которых дистанционное образование становится способом доминирования на образовательном рынке. Этим центрам не нужны региональные вузы и территориальные научно-образовательные комплексы, работающие на местных материалах и выступающие конкурентами на получение исследовательских грантов. С помощью ЕГЭ эти центры высасывают из регионов талантливую молодежь, обрекая большую часть периферийных территорий на снижение инвестиционной привлекательности и миграционную убыль.
Коронавирусная зараза воочию продемонстрировала ущербность и опасность такой политики. Высокая концентрация населения в столичных регионах обернулась значительными эпидемиологическими рисками, напомнив руководителям страны о порочности сверхконцентрации общественного богатства в руках монополистов. И никакие дистанционные технологии не заставят внедрить их «уникальный» опыт там, где для его воплощения нет никаких предпосылок. Поразительно, но на фоне непрерывных разговоров о применении дистанта никто даже не поднимает темы о содержании того, что с помощью этого дистанта будет распространяться. То, что находится в свободном доступе и то, что может стать предметом образовательной экспансии столичных вузов, мягко говоря, не впечатляет. Дистанционное образование является исключительно инструментом, нацеленным на доступную и эффективную передачу полезных знаний теми, кто готов на месте показать, как эти знания работают и как их использовать для решения локальной задачи.
1Великий древнегреческий философ Платон в знаменитой аллегории о пещере наиболее точно отразил несовершенство человеческого восприятия сущности вещей, не предполагающих активного и осознанного отношения человека к предметам такого восприятия. Подобно узникам платоновской пещеры, которые судят о мире по смутным теням на ее стене, люди почему-то должны поверить, что через призму онлайн-курсов и случайных кейсов они постигнут истинную природу мира и приобретут необходимые навыки его обустройства. Однако, как показывает опыт, такая уверенность является иллюзией. Зачем судить о мире по теням, тогда как за пределами пещеры лежит настоящая реальность, не разделенная экранами мониторов и открытая для непосредственного восприятия?
Поэтому никакие Zoom'ы и онлайн-курсы никогда не заменят человеческого общения и не сделают наше образования сильнее. Масштабы России достойны того, чтобы проживающие на ее территории люди имели возможность по месту жительства удовлетворять свои потребности в получении качественного и разностороннего образования, а государство обязано такую возможность предоставить, в т.ч. и за счет использования самых современных технологий.
Фото:изображение с infourok.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 97 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 93 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
Памяти «Последнего из могикан»...
79517 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1262129 февраля 2024
440715 февраля 2024
182366
Записи автора
140231 августа 2022
Самая отдаленная северная звезда Омского Прииртышья
142927 августа 2022
Что хорошего ждет нас после пандемии?
460920 мая 2020
421606 мая 2020
Коронавирус как зеркало утраты доверия к власти
273215 апреля 2020
— директор правового холдинга «Закон»
— Духовный мастер и наставник
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии