Моя любовь на первых курсах. Памяти Л.Я.Меерсон

О театре «Романтик», созданном Ларисой Меерсон в конце 60-х годов, вспоминает журналист Ирина Жезмер.

293313 июня 2020
Моя любовь на первых курсах. Памяти Л.Я.Меерсон

1970 год. Я поступила на первый курс филологического факультета Омского пединститута и в это же время пришла в студенческий театр «Романтик». Силюсь вспомнить, но не вспоминается, как я узнала о нем или кто меня туда привел, но это и неважно теперь... Это был действительно студенческий коллектив: абсолютное большинство тех, кто в 70-е по вечерам взлетал на четвертый этаж старинного серого здания Дома учителя по улице Партизанской, находились в статусе студентов.

1

Студенткой в ту пору была и руководитель «Романтика» — 26-летняя Лариса Меерсон. Она несколькими годами раньше закончила иняз того же пединститута. Большинство из нас учились именно в этом вузе, ведь он квартировал рядом, на той же Партизанской; а еще — в то время в каждом институте и даже в каждом уважающем себя ДК был свой самодеятельный (какое позабытое слово!) драмколлектив, и многие очень даже сильные, так что запомниться «лица необщим выраженьем» было непросто. А потом Лариса поступила в знаменитую «Щуку», на режиссерский факультет. Два раза в год она ездила в Москву на сессию, привозила не только новые записи в зачетке, но и новые книги, идеи, песни... До сих пор не забыт мною мотивчик гимна тогдашних щукинцев: «На улице Вахтангова, двенадцать А», немного переделанный под нашу омскую действительность и ставший НАШЕЙ песней. Не забыть бы мне сказать о том, что театр в стенах Дома учителя родился еще в 60-е годы, руководил им, если не ошибаюсь, режиссер Борис Фельдман. А когда он уехал из Омска, за дело взялась его ученица Меерсон. Не знаю, жив ли сегодня кто-нибудь из «фельдмановцев», из тех, кто помнит совсем юную Ларису-актрису…

...Какая была Меерсон 70-х? Резкой, бескомпромиссной, погруженной с головой в нашу театральную жизнь, борющейся с чиновниками «от культуры». Много, увы, страшно много курила...

Очень своеобразно одевалась, выделяясь из толпы какими-то еще не вошедшими в те времена в моду объемными шарфами-палантинами. Не могу сказать о других актерах нашего «Романтика» — это ведь мои личные, даже сокровенные воспоминания — но мне казалось, что все были в нее влюблены. Я-то уж — точно! Хотя она не видела во мне особых дарований... Мне доставались самые маленькие роли! А я ведь с детства мечтала о сцене, устраивая дома и во дворе спектакли, успешно участвуя в конкурсах чтецов, и даже однажды сыграла главную роль в телевизионном спектакле на местной телестудии! Было обидно, иногда даже плакала при очередном распределении ролей, но даже мысли не возникало покинуть шумное сборище «романтиков». Первым спектаклем — моей первой пробой пера — были «Аплодисменты» по пьесе Штейна. Спектакль о закулисье современного театра: любовь, зависть, ревность, служение Искусству... Главные роли исполняли Владимир Башкин (Режиссер) и Нина Козорез (его главная Актриса и «по совместительству» любовница). Играли они просто великолепно! Наверное, и вправду были очень талантливыми актерами — Ларисе никогда не изменял точный режиссерский взгляд! И не случайно Башкин, в мою пору знакомства с ним заканчивавший худграф пединститута, стал актером Омского ТЮЗа, а Нина Козорез много лет руководила студенческим театром ОмГУ. Светлая память о друзьях моей юности... А я была в «Аплодисментах» начинающей Актрисулей — новым увлечением Режиссера. После премьерного спектакля Лариса всем дарила его афиши, подписывая каждую. Чуть задумавшись, она в углу афиши начертала фразу из спектакля: «Пробуй, девочка, пробуй, всю жизнь пробуй!» С этой фразой Режиссер обращался к своей Актрисуле, а Лариса своим напутствием на многие годы определила мой жизненный путь. Ту афишу с меерсоновским автографом я хранила много лет... Звучит в моих устах высокопарно? Пусть, в нашей жизни должно быть место и пафосу!

Множество наград на омских конкурсах завоевали «Вечно живые» по знаменитой пьесе В.Розова. К тому времени давно вышли на мировой экран «Летят журавли» по этой пьесе, но Меерсон не побоялась взяться за всем знакомый материал, как-то по-своему она видела все его перипетии. Именно здесь прозвучала только-только написанная Окуджавой для фильма «Белорусский вокзал» (1971) песня «Нам нужна одна победа». Даже сегодня это звучит потрясающе, а полвека назад... Мы плакали, исполняя ее в спектакле... И снова рядом со мной — бабушкой главного героя (это в восемнадцать-то лет!) — Володя Башкин, а также Боря Хабенский, Федор Новиков — мой «сын» и мои «внуки», все, кстати, старше меня. Вероникой же была любимая моя актриса «Романтика», - очень естественная, трепетная Лариса Жидкова (где ты теперь, отзовись!..) Со своей небольшой ролью я, вроде, неплохо справилась, режиссер меня хвалила, и я была счастлива! 

Потом был водевильный спектакль «Сильное чувство» по Ильфу и Петрову. Полная противоположность «Вечно живым» — много юмора, музыки, танцев... Здесь я оказалась в массовке, но меня как-то это не напрягало — было весело! А вот когда в следующей постановке я очутилась в аутсайдерах — это переживалось мною очень тяжело. Даже несколько ночей от обиды не спала... Лариса решила взяться за пьесу А.Островского «Снегурочка». Естественно, и здесь был нетривиальный, «меерсоновский», подход.

2

Я почему-то была уверена, что одной из Снегурочек, пусть в третьем составе, назначат меня, ведь я так подходила внешне: выглядела совсем юной, нежной, беззащитной... словом, инженю... А Снегурочкой номер один стала Таня Синельникова — простая, грубоватая девчонка. Тогда мне было непонятно, что «на театре» далеко не всегда важен внешний вид актера. Я пробовалась на роль Елены Прекрасной, но разве в этом образе могла я сравниться с яркой, темпераментной Лидой Тамке!


Да... Немало страстей бушевало в ту пору по поводу ролей и их исполнителей. Вспыхивали и другого рода страсти. Ничего нет удивительного, что в нашей молодежной среде образовывалось много пар. И случайных, и долгоиграющих... Но это все было мне как-то неинтересно, у меня была «одна, но пламенная страсть», причем неразделенная: к нашему режиссеру. Мне так хотелось, чтобы Лариса заметила меня, выделила среди других «желторотиков»! Спустя годы, с высоты моих «неплатонических» романов, я осознала, что это была моя первая влюбленность. Да и в кого было влюбляться, как не в Ларису Меерсон — самого яркого человека в этой людской массовке! Она была... да что там говорить: она была необыкновенной — и этим все сказано! «И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен...» Лариса первой ввела меня в мир «нешкольной» поэзии. Сегодня кажется непостижимым, но, поступая на филфак в начале 70-х, большинство из нас было незнакомо с поэзией Пастернака, Ахматовой, Цветаевой... Сборники этих поэтов в 60-е годы издавались всего несколько раз скупыми тиражами, в учебниках, даже институтских, им посвящали, в лучшем случае, пару строк... А я помню один вечер, когда Лариса вместо репетиции почему-то начала читать стихи. Без объявления автора, без предисловия... Меня потрясли (простите за высокопарность!) и эти стихи, и исполнение, и почему-то подумалось, что их автор — сама Меерсон.

Потом Лариса дала мне переписать эти стихи с тоненьких-тоненьких листочков, и Цветаева стала на многие годы самым близким мне поэтом. Она давала мне читать книги из своей обширной библиотеки: Вахтангов, Станиславский... Когда через несколько лет, начав заниматься журналистикой, я писала рецензии на театральные постановки, мне все это очень пригодилось. Ну, вы уже поняли: актрисы из меня не получилось, несмотря на горячую любовь к театру. А тут уже подоспели старшие курсы, я увлеклась научной работой и покинула «Романтик».

Но как бы то ни было, я ходила на все премьеры театра: «Молодая гвардия», «Маленький принц», «Где твой брат, Авель?» В «Принце» блистал Владимир Ершов. Теперь он народный артист, вот уже почти сорок лет служит в московском Театре на Малой Бронной.

 

А первой его талант разглядела и «огранила» Меерсон. Пьеса Ю.Эдлиса «Где твой брат, Авель?», написанная в 60-е годы, подвергалась критике за несоответствие принципам соцреализма. Как я потом выяснила, до 1977 года ее вообще запрещали ставить. Как Меерсон удалось «пробить» этот спектакль — не знаю... В этом спектакле шел диалог двух современных героев как отражение противостояния библейских Авеля и Каина. Помню, я восхищенно следила за игрой Владимира Башкина и Виктора Пивоварова. Как и Башкин, Виктор стал профессиональным актером и тоже очень рано ушел из жизни. Тут опять не обойтись без цитаты: «иных уж нет, а те далече». Лидия Тамке — в Германии, Михаил Бышкин — в Израиле, я теперь живу в Подмосковье, а где Тамара Смирная, Люда Громакова, Федор Новиков, Лариса Жидкова, Сергей Игнатенко и многие другие из моего поколения и из моего «Романтика»? Как бы мне хотелось, чтобы они откликнулись! ... В те далекие годы, о которых мое повествование, во многих театрах шла пьеса М. Шатрова «Моя любовь на третьем курсе». И даже фильм по этой пьесе был поставлен. Фильм забылся, а замечательная песня из него «Как молоды мы были...» не устаревает. Надеюсь, не надо объяснять, почему именно так, а не иначе я озаглавила свои воспоминания...

ПОСЛЕСЛОВИЕ...

В моих воспоминаниях обнаружились неточности, что неудивительно — ведь прошло полвека! Исправить их помог Михаил Бышкин, он один из немногих «романтиков», с кем я сегодня продолжаю общение — естественно, он-лайн, ведь нас разделяет граница (кстати, просматривая старые программки спектаклей, присланные мне Асей, дочерью Л.Я.Меерсон, я узнала, что автором ряда инсценировок был как раз Бышкин). Итак, главная моя ошибка: в спектакле «Где твой брат, Авель?» одну из двух главных ролей играл не В.Пивоваров, а Петр Унрау. Это был очень талантливый актер! Пришел, как и Лариса, из студии Фельдмана, однако не стал профессионалом, в отличие от Ершова, Башкина и Пивоварова. Потом уехал в Германию... Я упоминала фамилии многих «романтиков», которых помню по совместной работе в начале 70-х. А сейчас хочу дополнить этот список — в надежде, что они увидят этот материал и тоже вспомнят свою театральную юность. И, может, откликнутся. Вот они: Ольга Ионенко, Наташа Мнухина, Валерий Яицкий, Сергей Лиханов, Владимир Смоляков, Михаил Бендин, Надя Сабанина, Андрей Булдаков, Валерий Барковский, Елена Петрова, Дмитрий Радочин, Татьяна Рублева, Игорь Васильев, Миша Гительман... А один из тех, кто прошел через театр Меерсон, уже отозвался на мой призыв и прислал интересные материалы. Это Алексей Декельбаум — известный омский журналист, писатель и... мореплаватель. Вообще, конечно, не случайно, что рядом с Ларисой всегда были интересные, творческие люди. Большинство из них не стало профессиональными актерами, зато они посвятили себя другой Музе: не только Алексей, но и я служила филологии и журналистике, как и упоминаемые выше Бышкин, Барковский, Яицкий, Васильев... Не могу не назвать имена еще двух соратниц Ларисы по театру, в данном случае — студии Фельдмана. Это филолог Светлана Нагнибеда и телевизионный журналист Людмила Пушилина. Они тоже уже ушли из этого мира, теперь где-то рядом с нашей дорогой Ларисой Яковлевной. Там же — еще одна талантливая героиня из «мира Меерсон» — Роня (Рахиль) Загвязинская... А вот Анна Резник — подруга Ларисы, ведущая актриса студии Фельдмана, ставшая в 70-х годах лучшим диктором Омской телестудии, — надеюсь, жива-здорова. Много лет она живет в США, кажется, в Калифорнии. Анна, откликнись! ...Ну вот, послесловие оказалось чуть ли не больше основного текста, но зато я спокойна, что постаралась вспомнить большинство из тех, кто, по мере своих сил и таланта, помогал становлению режиссера Ларисы Меерсон. Не знаю, как остальные из названных выше, а меня она зарядила своей творческой энергией и энтузиазмом на всю жизнь!

Публикация на facebook


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

85219 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

318501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

319601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6641101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх