Про образование и онлайн-апокалипсис

Все эти зумы и домашние работы — очень маленький кусочек айсберга. Далеко не самый важный. А вот готовность часами говорить с ребенком, слушать его полноценно, реально отложив свои дела, разбирать его идеи, не делая скидку на «да что он там понимает…» — вот это образование.

132127 июня 2020
Про образование и онлайн-апокалипсис

Читаю страшные прогнозы, уже перерастающие в требования «запретить» и «не позволить». Дистанционное обучение как угроза всему сущему. Дети-зомби. Защитим и не допустим. По дороге еще уберем ЗНО (экзамены для поступления в высшие учебные заведения на Украине, — ред.), но это мелочи, давно бесят все эти тесты. Вот раньше, бывало, кабанчика заколол, к институту подогнал — вот и все ЗНО. А нынче и кабанчики пошли тощие, и вообще…

Анализируя сложившиеся судьбы моих однокурсников (а заканчивали мы биофак университета, который был в тройке лидирующих вузов советского союза по данному направлению) можно сказать одно: нам не пригодилась информация. Да, есть несколько человек, связавших свою жизнь с наукой, но и они заново собирали все знания, на основе реальности. Остальным так и не пригодилась физколлоидная химия или систематика низших растений. Что пригодилось, так это умение учиться и относиться толерантно к изменениям. По-разному учиться. Кто-то сидел на лекциях и в библиотеке и готовился сам. Кто-то научился готовиться за ночь по чужому конспекту (и наработал навыки этот конспект найти и выпросить). Я и пара моих друзей научились находить деньги на командировки, выживать в заповедниках на подножном корму и самостоятельно придумывать и реализовывать научные темы. А потом договариваться с теми преподавателями, лекции которых мы пропустили.

1

И всем нам понадобился навык забыть все, к чему мы готовились, и смириться с мыслью, что теперь будет по-другому. Кого-то этот факт сломал. Большинство выжили, потому что были готовы к постоянным изменениям. Но весь этот процесс подготовки не имел ни малейшего отношения к той информации, которую нам скармливали в ходе программы. Имели значение байки профессоров, посиделки до утра, умение делиться идеями, спорить и мириться после этих споров.

Я уже много писал о своем отношении к отечественной школе, повторяя термин Людмилы Петрановской «детохранилище». Столкновение с реальностью, когда детей вдруг из этих хранилищ вернули в семьи, для огромного количества людей оказалось шоком. «Так они же….такие…». Выяснилось, что с ними необходимо говорить… О чем?! И неподготовленные педагоги, лишенные и без того невысокого статуса, уравненные с участниками конференции до квадратика на экране (который так весело отключить/забанить). Если это считать дистанционным обучением, то да, все верно, ничего полезного не выйдет. Хуже, правда, тоже не будет, за исключением того, что раньше он был «приписан» к школе, а теперь еще об этом голова болит. Но образование — это не знания, которые наталкивают в голову, как в кадушку с капустой. «Какой материк больше — Австралия или Антарктида?» — вопрос в третьем классе. Правда так надо спрашивать, им правда будет хотеться узнать что-то про эти материки?! Составить программу по истории, географии, биологии таким образом, чтобы ученик возненавидел их навсегда. Это талант надо иметь! И не важно, будет ли это сказано по тормозящему зуму или в сторону орущего класса. Разницы никакой. И если вы думаете, что в вуз надо идти за информацией, приберегите своего кабанчика для собственного стола.

Мои дочери, две абсолютно разные по характеру и мировосприятию девочки, уже давно на дистанционном обучении. У каждой были для этого свои причины. Но важным остается одно: все эти зумы и домашние работы — очень маленький кусочек айсберга. Далеко не самый важный. А вот готовность часами говорить с ребенком, слушать его полноценно, реально отложив свои дела, разбирать его идеи, не делая скидку на «да что он там понимает…» — вот это образование. Готовность вынимать деньги и вкладывать их в то дополнительное обучение, которое, возможно, и не выстрелит. Принимать у себя их подружек «на ночевки» и терпеть, что они пошли гулять, но возвращаются уже четвертый раз за двадцать минут за чем-то. Гулять с ним. Есть еду, которую он приготовил. Быть готовым покупать книги в правильных переводах, а не просто «на, по программе положено»...

Образование всегда, я убежден в этом, было и будет олицетворением неравенства. Неравенства на уровне личных талантов, и неравенства на уровне готовности вложений. И речь не идет лишь о деньгах (хотя и они крайне важны). Вложения на уровне личного времени и энергии, личных эмоций, личного смирения, наконец! Ты либо готов смириться с тем, что у тебя не будет новой машины, зато у ребенка будет два месяца языкового лагеря в Германии, либо не готов. Либо готов потратить свой единственный свободный вечер на разговор о новом парне дочери и перспективах их отношений, либо идешь на любимые танцы, а дочь привыкает решать свои проблемы сама, исходя из тех ресурсов, которые сумела наработать. Это не хорошо и не плохо, это подход к образованию.

Вот уже два месяца я делаю то, к чему всегда относился с опаской — веду онлайн группы. И мне все больше нравится. Возможность на три часа собрать вместе людей из нескольких стран и в конце программы иметь несколько инсайтов и решенных кейсов — это замечательная возможность! Но для меня это лишь верхушка того же айсберга. Ведь мы продолжаем общаться с участниками, с некоторыми встречаемся вживую, гуляем и говорим, делимся идеями и историями. Делимся рецептами еды и знакомыми специалистами. Говорим о жизни, любви и новых книгах. Пьем кофе и вино. Для меня это и есть образование! А то, что в результате дистанционного обучения люди превратятся в зомби… Присмотритесь, а сейчас они...того... нормальные?


Оригинал в facebook автора. 

Автор:Максим Роменский

Фото:из блога автора

Теги:образование


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Лёля Тарасевич

— Психолог

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

93619 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

325501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

327301 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6705101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх