Про образование и онлайн-апокалипсис

Все эти зумы и домашние работы — очень маленький кусочек айсберга. Далеко не самый важный. А вот готовность часами говорить с ребенком, слушать его полноценно, реально отложив свои дела, разбирать его идеи, не делая скидку на «да что он там понимает…» — вот это образование.

51926 июня 2020
Про образование и онлайн-апокалипсис

Читаю страшные прогнозы, уже перерастающие в требования «запретить» и «не позволить». Дистанционное обучение как угроза всему сущему. Дети-зомби. Защитим и не допустим. По дороге еще уберем ЗНО (экзамены для поступления в высшие учебные заведения на Украине, — ред.), но это мелочи, давно бесят все эти тесты. Вот раньше, бывало, кабанчика заколол, к институту подогнал — вот и все ЗНО. А нынче и кабанчики пошли тощие, и вообще…

Анализируя сложившиеся судьбы моих однокурсников (а заканчивали мы биофак университета, который был в тройке лидирующих вузов советского союза по данному направлению) можно сказать одно: нам не пригодилась информация. Да, есть несколько человек, связавших свою жизнь с наукой, но и они заново собирали все знания, на основе реальности. Остальным так и не пригодилась физколлоидная химия или систематика низших растений. Что пригодилось, так это умение учиться и относиться толерантно к изменениям. По-разному учиться. Кто-то сидел на лекциях и в библиотеке и готовился сам. Кто-то научился готовиться за ночь по чужому конспекту (и наработал навыки этот конспект найти и выпросить). Я и пара моих друзей научились находить деньги на командировки, выживать в заповедниках на подножном корму и самостоятельно придумывать и реализовывать научные темы. А потом договариваться с теми преподавателями, лекции которых мы пропустили.

1

И всем нам понадобился навык забыть все, к чему мы готовились, и смириться с мыслью, что теперь будет по-другому. Кого-то этот факт сломал. Большинство выжили, потому что были готовы к постоянным изменениям. Но весь этот процесс подготовки не имел ни малейшего отношения к той информации, которую нам скармливали в ходе программы. Имели значение байки профессоров, посиделки до утра, умение делиться идеями, спорить и мириться после этих споров.

Я уже много писал о своем отношении к отечественной школе, повторяя термин Людмилы Петрановской «детохранилище». Столкновение с реальностью, когда детей вдруг из этих хранилищ вернули в семьи, для огромного количества людей оказалось шоком. «Так они же….такие…». Выяснилось, что с ними необходимо говорить… О чем?! И неподготовленные педагоги, лишенные и без того невысокого статуса, уравненные с участниками конференции до квадратика на экране (который так весело отключить/забанить). Если это считать дистанционным обучением, то да, все верно, ничего полезного не выйдет. Хуже, правда, тоже не будет, за исключением того, что раньше он был «приписан» к школе, а теперь еще об этом голова болит. Но образование — это не знания, которые наталкивают в голову, как в кадушку с капустой. «Какой материк больше — Австралия или Антарктида?» — вопрос в третьем классе. Правда так надо спрашивать, им правда будет хотеться узнать что-то про эти материки?! Составить программу по истории, географии, биологии таким образом, чтобы ученик возненавидел их навсегда. Это талант надо иметь! И не важно, будет ли это сказано по тормозящему зуму или в сторону орущего класса. Разницы никакой. И если вы думаете, что в вуз надо идти за информацией, приберегите своего кабанчика для собственного стола.

Мои дочери, две абсолютно разные по характеру и мировосприятию девочки, уже давно на дистанционном обучении. У каждой были для этого свои причины. Но важным остается одно: все эти зумы и домашние работы — очень маленький кусочек айсберга. Далеко не самый важный. А вот готовность часами говорить с ребенком, слушать его полноценно, реально отложив свои дела, разбирать его идеи, не делая скидку на «да что он там понимает…» — вот это образование. Готовность вынимать деньги и вкладывать их в то дополнительное обучение, которое, возможно, и не выстрелит. Принимать у себя их подружек «на ночевки» и терпеть, что они пошли гулять, но возвращаются уже четвертый раз за двадцать минут за чем-то. Гулять с ним. Есть еду, которую он приготовил. Быть готовым покупать книги в правильных переводах, а не просто «на, по программе положено»...

Образование всегда, я убежден в этом, было и будет олицетворением неравенства. Неравенства на уровне личных талантов, и неравенства на уровне готовности вложений. И речь не идет лишь о деньгах (хотя и они крайне важны). Вложения на уровне личного времени и энергии, личных эмоций, личного смирения, наконец! Ты либо готов смириться с тем, что у тебя не будет новой машины, зато у ребенка будет два месяца языкового лагеря в Германии, либо не готов. Либо готов потратить свой единственный свободный вечер на разговор о новом парне дочери и перспективах их отношений, либо идешь на любимые танцы, а дочь привыкает решать свои проблемы сама, исходя из тех ресурсов, которые сумела наработать. Это не хорошо и не плохо, это подход к образованию.

Вот уже два месяца я делаю то, к чему всегда относился с опаской — веду онлайн группы. И мне все больше нравится. Возможность на три часа собрать вместе людей из нескольких стран и в конце программы иметь несколько инсайтов и решенных кейсов — это замечательная возможность! Но для меня это лишь верхушка того же айсберга. Ведь мы продолжаем общаться с участниками, с некоторыми встречаемся вживую, гуляем и говорим, делимся идеями и историями. Делимся рецептами еды и знакомыми специалистами. Говорим о жизни, любви и новых книгах. Пьем кофе и вино. Для меня это и есть образование! А то, что в результате дистанционного обучения люди превратятся в зомби… Присмотритесь, а сейчас они...того... нормальные?


Оригинал в facebook автора. 

Автор:Максим Роменский

Фото:из блога автора

Теги:образование


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.06.2020

Как вы относитесь к идее сократить новогодние каникулы-2021 из-за эпидемии коронавируса?

Уже проголосовало 346 человек

12.06.2020

Как вы оцениваете проект генплана Омска?

Уже проголосовало 162 человека



















Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Что будем отмечать, кого поздравлять? Праздники и круглые даты. Россия. Омск. Июль 2020

Когда чёртов вирус, в ус не дуя, шагает по планете, когда весь мир живёт и чихает согласно Роспотребнадзору, мы объявляем: в жизни всегда есть место празднику!

1021130 июня 2020

Как в Омске пока не умерли 5 детей

Необратимая реакция: пока чиновники минздрава судятся с родителями, те смотрят, как их дети ежесекундно теряют свои обычные навыки – и потом умирают.

10589506 июня 2020

Стиль жизни

А вы умеете заниматься сексом?

Секс

А вы умеете заниматься сексом?

Сложно представить, как кто-то признается – «нет, не умею». Вроде все просто – но можно ли перейти из «ПТУ» в «вуз», спросили как-то сексолога Сергея Тимофеева.

218223 июня 2020
Как омский Гагарин сражался за жизнь в космосе инфекционки

Здоровье

Как омский Гагарин сражался за жизнь в космосе инфекционки

Пневмония, три недели в коме, ИВЛ, инопланетные жуки и минус 20 килограммов: история первого омского тяжелого пациента с коронавирусом, которого выписали из больницы.

8581106 мая 2020
Мыслящие здраво. Сергей Костарев

Здоровье

Мыслящие здраво. Сергей Костарев

Почему 8 марта 1984 года аспирант Сережа Костарев решил полностью отказаться от алкоголя? Какое блюдо Сергей Владимирович уже больше тридцати лет каждый день ест на завтрак? Ответы самого известного омского эколога на эти и другие вопросы читайте в интервью «ВОмске».

8397215 апреля 2020
Известный омский актер и режиссер Александр Гончарук устроился работать курьером

Еда

Известный омский актер и режиссер Александр Гончарук устроился работать курьером

Заслуженный артист России развозит еду по омским квартирам, чтобы показать пример студентам и не чувствовать себя жертвой режима изоляции.

1275811 апреля 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх