Мы видели четыре человеческих Алтая

Долгое прощальное письмо, написанное под крышей маленького домика во время дождя, барабанящего по жести, и с урчащей под боком кошкой, радующейся моему возвращению из путешествия длиной в 870 км.

122205 августа 2020
Мы видели четыре человеческих Алтая

Если вы путешествуете, то вы невольный наблюдатель, свидетель, гость и участник процесса.

Вот, например, Алтай.

1

Алтай, типа, сакральное место. Все стремятся на Алтай не только потопать по «тропам здоровья», побухать после бани под шашлык, сплавиться по Катуни, посмотреть на закаты, но и, в основном, в «места силы». Ибо Алтай провозглашен местом Духов.

В прошедшие полтора суток мы проехали и протопали примерно 850 км в разных направлениях. И мы видели, как стремительно меняется человеческий Алтай и как прекрасен Алтай там, где пока следов человеческого присутствия немного.

Бухтеть не стану. Без толку. Прогресс не остановить, а человечество продолжает в своём духе гадить под себя.

И вот мы видели четыре человеческих Алтая.

Самый привычный и ясный Алтай — Алтай сельский. Это избы, огороды, сарайки, птичники, какие-то совершенно необходимые останки техники во дворах. Курочки, телята, козы, овцы. Мужички в разных сортах камуфляжа, иногда причудливо — в нескольких разных расцветках одновременно. Например, штанишки в зеленых пятнах, футболка в ржавых «пикселях» на сером фоне, а жилетка — синяя, в темно-серых лопушках. И кажется, что такой очень дальновидный мужичок готов упасть в любую природную среду и с любым ландшафтом слиться. Руки, шеи и лица очень сильно загорают в этих горах, и тогда мужички похожи на печеные блинчики с развевающимися пшеничными хохолками. Или просто коротко стриженные, и тогда над камуфляжем торчат ещё и уши. Разговаривают мужички просто, ясно, по делу. Например, проходишь мимо совершенно незнакомого мужичка, а он, такой: «Ну и чо? Помидоры-то будешь брать? По сто рублей, нах!», и как-то сразу хочется да взять. Все помидоры у всех мужичков.

Женщины этих мужичков тоже интересные. Они, кстати, здесь красивые. Тоже румяные. И у них блестящие волосы. Или цветные косынки. Что они носят? То, что удобно. Ну и то, что, по их мнению, красиво (а тут уж как выйдет, точнее, как обеспечит нас товарами китайская народная демократическая). Но в одеждах этих женщин почти всегда много цветочных принтов. Много красных роз на черном бархате. Красиво потому что.

Молодежь сельского Алтая косплеит взрослых, но девочки всё же смотрят ютюб и телевизор, поэтому там сейчас штаны с завышенной талией, прямые длинные волосы и нюд. И рюкзачки за спиной. И смартфоны в руках. Фигуры у молодежи прекрасные. Почти все дети — писаные красавцы.
.....................

Местные жители, алтайцы-азиаты пришли сюда около четырехсот лет назад (и вот что вышло), распространились, обжились, завели своих богов, образовали довольно свежие мифы и органичны теперь, в этих просторах. Алтайцы очень колоритны. Они невысокие, худощавые, очень смуглые. Собственной письменности они не имеют, поэтому все дублирующиеся на алтайском языке названия всех вывесок можно прочесть на кириллице. Чтобы тут же позабыть, потому что очень витиеваты эти эттикульмены и баттырханчайкасыкули для русского ока. Это другой человеческий Алтай.
....................

2

Третий Алтай из понаехавших позже. Буквально только что. Сайдинговый, дикошаро-красного или цвета синей изоленты. Обильно унавоженный пластиком. С душераздирающими баннерами, типа «Отель у Михалыча», баня семейного отдыха «В гостях у Репки» или, например, «Три богатыря. Мангал, марал и хариус».
«Места есть», «Сувениры ручной работы», «Целебные сборы, мёд, перга», «Сплавы, озера, квадроциклы, кони». И толпы, толпы туристов. Горожане, привыкшие селиться кучно, продолжают это делать и на Алтае. Есть места, сплошь занятые туристами. Просто удивительно, насколько плотно. Дядьки на джипах везут своих близких «поотдыхать с шашлычком, на природе», отважные семьи с двумя малышами и палаткой, загруженной на плечи отца-молодца, бредут по тропе к кемпингу, пожилые пары с палочками идут себе скандинавской ходьбой по козьим тропкам. Стаи городской молодежи движутся стремительно в направлении бара или танцплощадки. Это всё туристы, кормильцы.

И в этом сегменте появился VIP-класс. Алтай международного класса (?), жирно смазанный деньгами, богато построенный. По московским модам и «москвичами» же (среди которых, как в той славной песне: «а там наполовину наш народ»). И тут такой ТА-ДА-ДАМ!!! Сияние роскоши ослепительно: парковки, развязки, логотипы, нанофонари, ландшафтный дизайн, стриженные газоны, со вкусом сделанные плетни и заборы. Просто ой. Всё хорошо. Только гор почти не видно в этих всех огнях. Но там хоть мусор убирают за собой, спасибо и на том. Там богатые автомобили, баре, холопы — всё как у людей, в общем.
.........................

Но есть альтернатива! Это, как я их ласково зову, «наши лохматики». Это понаехавшие за просветлением, братья и сестры. Это единящиеся с природой, безопасные, добрые поселенцы, бегущие из цивилизации. Массовый исход из городов начался лет тридцать назад. И не прекращается. Образовались целые поселения бывших горожан, уехавших на ПМЖ в алтайские горы. Но и там нужно ведь как-то жить. Поэтому талантливые, образованные, находчивые горожане нашли альтернативу: они с удовольствием эксплуатируют разное мифотворчество алтайцев себе на благо, людям на радость. Итак, практически у нас на глазах рождается новая культура, новая религия, где всё перемешано и смачно заправлено колоритом местных святынь. Там стучат в бубны, чистят карму, холотропно дышат, заваривают особую траву с южного склона вон того холма, сорванную в безлунную майскую ночь. Там плетут феньки, вешают над входами в жилища рога животных, носят красивые разноцветные хитоны или ходят и вовсе почти без одежды. Там много читают, не смотрят телевизоров, там носят длинные распущенные бороды и волосы. Там любят надевать браслеты, кулоны, медальоны, обереги, чьи-то зубы, бусы, кошельки и прочие атрибуты дикаго мира.

И, конечно, всё это делают для продажи. Чтобы жить. Тонны оберегов, бус, статуй из дерева, стилизованных петроглифов ждут вас на развалах ремесленных ярмарок Алтая. Они малополезны и малопонятны, но нужно же что-то привезти домой из отпуска! Там даже керамику адаптировали под «местные традиции» — керамика на Алтае называется «эко» и вся покрыта рунами, уморительными орнаментами, вязью петроглифов — чем непонятнее, тем духовнее. И работает! Рука тянется к оберегу: «Да фиг его знает! А если поможет, правда? Вот я Боженьке помолюсь, крестик поцелую, а потом ещё мандалу нарисую, особую, женской силы, а потом ещё руны в кошелек положу, а потом воды из СВЯТОГО источника наберу в пластиковую бутылку и норм. Что-нибудь да и сработает. Это же Алтай, место Силы!»

Но в лавчонках со всеми этими защитными средствами продавцы, эльфы светлоликие, в миг становятся равнодушными и раздраженными, если понимают, что вы не покупатель. Это очень трудная работа — торговать духовностью. Что-то важное, наверно, Сила вследствие отсутствия Правды, истончается.
Я жалею коллег.

Так уж мы устроены. Мы маленькие. Хрупенькие. Нас легко обидеть, замотать, пришибить. Нам нужен добрый Боженька. Или какие-нибудь другие Силы.

И вот там, на этом человеческом Алтае, всё это цветет пышным цветом. От самых чёреньких избушек до капсюльных сферических отелей с местами для медитации. Рерих был молодец, в общем. Правильной дорогой пошел предтеча.

И над этим всем стоит Большой Алтай. Огромные монументальные и прекрасные горы. Которые не то, что не обойти, а и глазом не окинуть. И ему, в сущности, всё это всё равно. Он древний, он по-настоящему надолго. А мы тут на час. До очередной нашей глупости.

 

Оригинал в facebook  автора.

3

Автор:Ляля Помидорова

Фото:из блога автора

Теги:Алтайпутешествиятуризм


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

249501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

251601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5977101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6196221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх