Вот так Мастер! Ну и Маргарита...

Чтобы понять скрытые смыслы, нужно знать столько, сколько знал его создатель — М.А.Булгаков. Роман — аналогия с Евангелием, это современный апокриф, вызов, Евангелие от автора книги.

101102 августа 2020
Вот так Мастер! Ну и Маргарита...

Сколько интеллектуальных стрел сломано при толковании этого «прелестного» (от древнерусского ЛЕСТЬ) романа, романа-обмана, который завершен автором, но не закончен для героев и читателей...

О чем вообще это? Почему магнетизм героев так опьяняет, и все в книге будоражит ум и сердце? Да, это последний настоящий роман на русском языке. Да, это лучшая книга ХХ века. Но...она же о сатанизме!!!

1

Чтобы понять скрытые смыслы, нужно знать столько, сколько знал его создатель — М.А.Булгаков. Роман — аналогия с Евангелием, это современный апокриф, вызов, Евангелие от автора книги. Когда талант бросает вызов вечности, потусторонние силы незримо вплетаются в поток повествования. Их присутствие ощутимо, энергетика романа не может не потрясти душу, стремящуюся к познанию истины. Никогда зло еще не выглядело столь привлекательным. Не описывалось так точно.

Булгаков имел прекрасное духовное образование, воспитывался в высокоинтеллектуальной богословской среде — его отец был профессором Киевской духовной академии. Но...в восемнадцать лет Миша Булгаков снял крест и больше ни разу не причащался. Причина неизвестна.

Известно, что он знал о существовании еще 57 неканонических текстов о жизни Христа, читал их (церковь канонизировала 4) и задумал написать свой вариант событий, от имени Сатаны. Другим можно, а чем хуже я? В романе много информации из апокрифов — имена распятых с Христом преступников, эпизоды детства Спасителя, события.

Ключ к пониманию происходящего — перевертыши смыслов, которые ставят в тупик нас, не имеющих никакого духовного образования. Для имеющих его священников ничего нового в книге нет. Они только снисходительно улыбаются. А мы «трепещем» с юных лет!

Главный перевертыш — автор романа о Понтии Пилате не Мастер, а сам Воланд. Еще на Патриарших он восклицает: «Я там был!». И сразу потеряв акцент, чисто, на литературном языке произносит первые строки.
— А кто тогда обожаемый читателями Мастер?
— Орудие дьявола?
— Неееет.
— ДА. И орудие добровольное.

Дьявол завидует человеку потому, что мы можем творить, а Сатана — нет. И Воланду нужен Мастер, чтобы записать текст романа о Понтии Пилате. А диктует он сам. Поэтому деньги дает в виде выигрыша и Маргариту. Вспомните желтые цветы в ее руках, руках погибающей от безделья и скуки пресыщенной бесплодной красотки. Эти цветы —символ прелести. Именно от скуки начинают катиться по наклонной.

2

Мастер теряет даже имя: «Зовите меня просто Мастером». Имя — это личность, это ангел-хранитель в православии. Есть эпизод, где герой увидел, смотря на икону Иоанна Богослова, что ангел отвернулся от него. Может, когда-то Иваном звали Мастера? Помните шапочку с вышитой «М», которую подарила Маргарита? А имя Воланд начинается с W! Еще перевертыш. Прямое указание для понимающих, чьим орудием является герой. Мессия — Мастер — Мессир...

Порядок демонического вторжения в жизнь Мастера классический: раз — это деньги (хорошо же), два — шикарная любовница (отлично), три — лечебница для душевнобольных. Прямо по-пушкински: тройка (совпало), семерка (виват), туз... опа, а там тебе Пиковая дама! И человека выбрасывают как ненужный хлам. У Бога же все наоборот — сначала страдание, награда потом.  Мессир — Мастер — Мессия...

Немного о героине, о Марго... сколько лет она как магнит, как фантом притягивает умы и фантазии сильной половины человечества. Женщина, спасающая из бездны, умопомрачительной внешности, преданная муза. Героиня, сломавшая и развернувшая катящуюся в никуда сюжетную линию романа.

И опять обман, перевернутый смысл, ключ к которому в словах Христа: «нет выше жертвы, кто положит душу свою за други свои». И она положила душу, но кому? У ног Сатаны кончает земной путь эта особа королевской крови, влекомая «страстным желанием плотского наслаждения»: «Верните мне моего любовника!» И Мастер, теперь уже осознанно, следует за ней.

Воистину «Дьявол — обезьяна Бога», он не творит, а уродливо подражает. Бал — это служба в честь него, апофеоз — подражание причастию. Кровь барона Майгеля превращется в вино, а голова Берлиоза — в чашу. И комната, в которой Воланд находится после бала, копирует алтарь. Он в черной хламиде на «Царском месте», перед ним стол, на котором подсвечник с семью свечами и золотая чаша.

И вообще, зачем Сатана посетил Москву? Через 500 лет после последнего визита. В то время Красная площадь была Храмом под открытым небом. Служба велась на Лобном месте, а алтарем служил Храм Василия Блаженного. Парадокс, но это описано в Апокалипсисе: «Я поднял глаза, но не увидел свода — надо мной были разверстые небеса. А стены храма были высотой в 144 локтя». Высота кремлевской стены 144 локтя! Есть над чем поразмышлять...

Разумеется, Воланд вернулся, чтобы разрушить «Третий Рим», цитадель православия. А тут уже большевички так поработали, что Воланду и его четырем всадникам апокалипсиса и делать нечего! Третий Рим пал. Улетая, он видит пустоту на месте взорванного Храма Христа Спасителя да горящий Дом новых властителей дум — современных писателей. Один из которых стал его орудием, создавшим роман — обман.

События романа о Понтии Пилате — вымысел, «прелесть», потому что априори ни одно слово Христа, кроме тех, которые цитируются в 4 канонических Евангелиях, нельзя считать истиной. А Иешуа говорит и говорит что-то свое... Эту аксиому понимают все хотя бы немного прикоснувшиеся к живой вере, поэтому у Достоевского в подобных диалогах говорит только Великий Инквизитор. Христос молчит.
Еще вопрос.
— Кто правит миром?
— Сатана.
— А вечным миром?
— Бог.

3

Поэтому загробную судьбу Мастера и Маргариты решает не Воланд, а Иешуа. Он приказывает дать им покой, а не свет. Эгоист и гедонистка не достойны спасения. Воланд исполняет приказ, сверкнув глазами, но исполняет. Как видим, хотя бы вопрос о высшей власти Булгаков не оспаривает.

Место, где герои обрели покой, странное: все застыло. Деревья вечно цветут, но не принесут плодов. Они лишь вдвоем.
Это навсегда?
Нет, до Страшного суда, который еще впереди...
Поэтому для героев роман не закончен... развязка впереди.
Какая?
Пути Господни неисповедимы, никто не знает.

Как и никто не ответит, откуда у Булгакова такой интерес к «темной стороне силы» и откуда у обычного врача такое знание демонологии. А вдруг Мастер — альтерэго автора?

P.S.
Вечный вопрос: «Почему в романе зло так упоительно и прекрасно?»
Простой ответ: «А если бы зло не было таким, кто бы пошел за ним?»

(мнение автора совпадает с исследованиями коллег из СПбГУ).


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

21.09.2020

Вы довольны горячим питанием младшеклассников в школе?

Уже проголосовало 8 человек

18.09.2020

Какое место «Иртыш» займет с Харлачевым в этом сезоне?

Уже проголосовало 14 человек















Блог-пост

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Елена Петрова

— омичка

Юлия Купрейкина

— психолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«…У меня есть добрый ангел-хранитель, который хранил меня и в Омске»

(К 110-летию со дня рождения Вацлава Яновича Дворжецкого)

87515 сентября 2020

Стиль жизни

«Рядом с баранами жить не хотим»

Уклад

«Рядом с баранами жить не хотим»

Слышал звон, теперь знаю, где он: как живут омские анастасиевцы, которые прочли книги из серии «Звенящие кедры России» и решили сбежать от цивилизации.

6106211 сентября 2020
Мыслящие здраво. Наталья Овчинникова

Здоровье

Мыслящие здраво. Наталья Овчинникова

Где «место силы» известного омского инструктора по йоге? Что нужно делать, чтобы коронавирус не пугал? Как укрепить иммунитет? Читайте и смотрите в нашем материале. (ВИДЕО)

236128 августа 2020
Елена Агафонова: «За время карантина бегемоты набрали вес, а носорог отрастил хвост»

Story

Елена Агафонова: «За время карантина бегемоты набрали вес, а носорог отрастил хвост»

Десять лет на посту: директор Омского цирка рассказала, как отметить профессиональный юбилей, когда главный «виновник торжества» закрыт, как животные проводят время, пока не могут радовать публику, и о плюсах вынужденных каникул.

710512 июля 2020
«Я не дрессирую собак — я дрессирую людей»

Кредо

«Я не дрессирую собак — я дрессирую людей»

Первая и последняя. Рассказ об удивительной женщине, её собаках и её людях.

83631703 июля 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх