Вот так Мастер! Ну и Маргарита...

Чтобы понять скрытые смыслы, нужно знать столько, сколько знал его создатель — М.А.Булгаков. Роман — аналогия с Евангелием, это современный апокриф, вызов, Евангелие от автора книги.

205503 августа 2020

Сколько интеллектуальных стрел сломано при толковании этого «прелестного» (от древнерусского ЛЕСТЬ) романа, романа-обмана, который завершен автором, но не закончен для героев и читателей...

О чем вообще это? Почему магнетизм героев так опьяняет, и все в книге будоражит ум и сердце? Да, это последний настоящий роман на русском языке. Да, это лучшая книга ХХ века. Но...она же о сатанизме!!!

1

Чтобы понять скрытые смыслы, нужно знать столько, сколько знал его создатель — М.А.Булгаков. Роман — аналогия с Евангелием, это современный апокриф, вызов, Евангелие от автора книги. Когда талант бросает вызов вечности, потусторонние силы незримо вплетаются в поток повествования. Их присутствие ощутимо, энергетика романа не может не потрясти душу, стремящуюся к познанию истины. Никогда зло еще не выглядело столь привлекательным. Не описывалось так точно.

Булгаков имел прекрасное духовное образование, воспитывался в высокоинтеллектуальной богословской среде — его отец был профессором Киевской духовной академии. Но...в восемнадцать лет Миша Булгаков снял крест и больше ни разу не причащался. Причина неизвестна.

Известно, что он знал о существовании еще 57 неканонических текстов о жизни Христа, читал их (церковь канонизировала 4) и задумал написать свой вариант событий, от имени Сатаны. Другим можно, а чем хуже я? В романе много информации из апокрифов — имена распятых с Христом преступников, эпизоды детства Спасителя, события.

Ключ к пониманию происходящего — перевертыши смыслов, которые ставят в тупик нас, не имеющих никакого духовного образования. Для имеющих его священников ничего нового в книге нет. Они только снисходительно улыбаются. А мы «трепещем» с юных лет!

Главный перевертыш — автор романа о Понтии Пилате не Мастер, а сам Воланд. Еще на Патриарших он восклицает: «Я там был!». И сразу потеряв акцент, чисто, на литературном языке произносит первые строки.
— А кто тогда обожаемый читателями Мастер?
— Орудие дьявола?
— Неееет.
— ДА. И орудие добровольное.

Дьявол завидует человеку потому, что мы можем творить, а Сатана — нет. И Воланду нужен Мастер, чтобы записать текст романа о Понтии Пилате. А диктует он сам. Поэтому деньги дает в виде выигрыша и Маргариту. Вспомните желтые цветы в ее руках, руках погибающей от безделья и скуки пресыщенной бесплодной красотки. Эти цветы —символ прелести. Именно от скуки начинают катиться по наклонной.

Мастер теряет даже имя: «Зовите меня просто Мастером». Имя — это личность, это ангел-хранитель в православии. Есть эпизод, где герой увидел, смотря на икону Иоанна Богослова, что ангел отвернулся от него. Может, когда-то Иваном звали Мастера? Помните шапочку с вышитой «М», которую подарила Маргарита? А имя Воланд начинается с W! Еще перевертыш. Прямое указание для понимающих, чьим орудием является герой. Мессия — Мастер — Мессир...

Порядок демонического вторжения в жизнь Мастера классический: раз — это деньги (хорошо же), два — шикарная любовница (отлично), три — лечебница для душевнобольных. Прямо по-пушкински: тройка (совпало), семерка (виват), туз... опа, а там тебе Пиковая дама! И человека выбрасывают как ненужный хлам. У Бога же все наоборот — сначала страдание, награда потом.  Мессир — Мастер — Мессия...

2

Немного о героине, о Марго... сколько лет она как магнит, как фантом притягивает умы и фантазии сильной половины человечества. Женщина, спасающая из бездны, умопомрачительной внешности, преданная муза. Героиня, сломавшая и развернувшая катящуюся в никуда сюжетную линию романа.

И опять обман, перевернутый смысл, ключ к которому в словах Христа: «нет выше жертвы, кто положит душу свою за други свои». И она положила душу, но кому? У ног Сатаны кончает земной путь эта особа королевской крови, влекомая «страстным желанием плотского наслаждения»: «Верните мне моего любовника!» И Мастер, теперь уже осознанно, следует за ней.

Воистину «Дьявол — обезьяна Бога», он не творит, а уродливо подражает. Бал — это служба в честь него, апофеоз — подражание причастию. Кровь барона Майгеля превращется в вино, а голова Берлиоза — в чашу. И комната, в которой Воланд находится после бала, копирует алтарь. Он в черной хламиде на «Царском месте», перед ним стол, на котором подсвечник с семью свечами и золотая чаша.

И вообще, зачем Сатана посетил Москву? Через 500 лет после последнего визита. В то время Красная площадь была Храмом под открытым небом. Служба велась на Лобном месте, а алтарем служил Храм Василия Блаженного. Парадокс, но это описано в Апокалипсисе: «Я поднял глаза, но не увидел свода — надо мной были разверстые небеса. А стены храма были высотой в 144 локтя». Высота кремлевской стены 144 локтя! Есть над чем поразмышлять...

Разумеется, Воланд вернулся, чтобы разрушить «Третий Рим», цитадель православия. А тут уже большевички так поработали, что Воланду и его четырем всадникам апокалипсиса и делать нечего! Третий Рим пал. Улетая, он видит пустоту на месте взорванного Храма Христа Спасителя да горящий Дом новых властителей дум — современных писателей. Один из которых стал его орудием, создавшим роман — обман.

События романа о Понтии Пилате — вымысел, «прелесть», потому что априори ни одно слово Христа, кроме тех, которые цитируются в 4 канонических Евангелиях, нельзя считать истиной. А Иешуа говорит и говорит что-то свое... Эту аксиому понимают все хотя бы немного прикоснувшиеся к живой вере, поэтому у Достоевского в подобных диалогах говорит только Великий Инквизитор. Христос молчит.
Еще вопрос.
— Кто правит миром?
— Сатана.
— А вечным миром?
— Бог.

Поэтому загробную судьбу Мастера и Маргариты решает не Воланд, а Иешуа. Он приказывает дать им покой, а не свет. Эгоист и гедонистка не достойны спасения. Воланд исполняет приказ, сверкнув глазами, но исполняет. Как видим, хотя бы вопрос о высшей власти Булгаков не оспаривает.

Место, где герои обрели покой, странное: все застыло. Деревья вечно цветут, но не принесут плодов. Они лишь вдвоем.
Это навсегда?
Нет, до Страшного суда, который еще впереди...
Поэтому для героев роман не закончен... развязка впереди.
Какая?
Пути Господни неисповедимы, никто не знает.

Как и никто не ответит, откуда у Булгакова такой интерес к «темной стороне силы» и откуда у обычного врача такое знание демонологии. А вдруг Мастер — альтерэго автора?

 

3

P.S.
Вечный вопрос: «Почему в романе зло так упоительно и прекрасно?»
Простой ответ: «А если бы зло не было таким, кто бы пошел за ним?»

(мнение автора совпадает с исследованиями коллег из СПбГУ).


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54118 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

85903 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

213027 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

206023 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх