Почему Верона зарабатывает на Шекспире, а Омск на Достоевском нет?!

Эта алчная, не достойная филолога мысль пронзила меня аккурат под балконом Джульетты, во дворике особняка на виа Капелло, где якобы случилась главная любовная драма планеты…

3104824 февраля 2017
Почему Верона зарабатывает на Шекспире, а Омск на Достоевском нет?!

Я непочтительно стояла спиной к статуе возлюбленной Ромео, сверкавшей на солнце отполированной грудью. Справа от меня, подобно вратам ада, зиял вход с коммерческим предложением за 5 евро пройтись по дому XIV века, принадлежавшему роду Капелло (вроде как прообразу семейству Капулетти). Слева – в лавках, процветающих благодаря гению Шекспира, отчаянно предавались покупательскому разврату туристы в возрасте от двух до ста. Прямо на меня из арки, оклеенной мириадами разноцветных бумажек с любовной белибердой, напирала людская лавина. Туристы, они ведь, как пчелы, летят на сладкое, – на ширпотреб и красивую сказку. Ромео и Джульетта умерли, но дело их живет и приносит стабильный доход в казну муниципалитета.

Некстати вспомнилось убогонькое здание Омского литературного музея имени Достоевского, подобно сиротливому карлику, торчащему на фоне элитных многоэтажек. С выражением на лице «за державу обидно» я стояла в Мекке романтиков среди восторженных счастливцев, спешащих сделать пошлое селфи, потереть правую бронзовую грудь Джульетты на удачу и накупить сувенирного барахла. И вместо того, чтобы слиться в едином порыве с возбужденной толпой и активно делиться счастьем, с ехидством иезуита, с циничностью отъявленного мизантропа рассуждала о сомнительной литературной славе места. Вот ведь и сюжет для своей трагедии Шекспир позаимствовал из поэмы Артура Брука, который пересказал итальянца Маттео Банделло, а тот, в свою очередь, прочитал печальную историю у венецианца Луиджи да Порто. Можно сказать из третьих рук. А «Записки из Мертвого дома» и весь эпилог «Преступления и наказания» написаны на самом что ни на есть омском материале.

1

Популярные туристические объекты Вероны дом Джульетты и ее усыпальница исторически не имеют ничего общего с героями пьесы. Но! Приехать в Верону и не попасть под балкон Джульетты никак не получится. Идешь прогуляться и везде натыкаешься на указатели «Casa di Giulietta». Аккуратно поворачиваешь в противоположную сторону и упираешься взглядом в «Tomba (гробница) di Giulietta».

В стародавние времена, когда не все люди были уверены, что земля круглая, какому-то прохиндею пришла гениальная идея назвать безымянный мраморный саркофаг последним пристанищем Джульетты. И ведь поверили. Уж святые отцы и с официальным опровержением выступали, и – страшно сказать! – крупный рогатый скот из каменной ёмкости поили, – влюбленные безумцы Средневековья уверовали в Джульетту, как нынешние подростки в хоббитов. Саркофаг таскали по Вероне с места на место, пока кто-то не тормознул его в церковной крипте, весьма отдаленно напоминающей склеп, описанный Шекспиром. Ныне эта достопримечательность, находясь под одной крышей с Музеем современного искусства, тоже работает на бюджет города. И лишь 12 дней в году (каждую первую субботу месяца) позволяет осмотреть себя безвозмездно.

Почему в Верону никак «не зарастет народная тропа» из интуристов, а в Омске их массовые скопления можно наблюдать разве что во время марафонов? Отчего весь мир стоит под балконом Джульетты, а у Тобольских ворот он стоять не желает? Вопрос, кто более матери-истории ценен, в данном случае не уместен. И Шекспир, и Достоевский – гении. Хотя есть мнение, что Шекспира вообще не существовало, а был некий «коллективный проект». Но Федор Михайлович-то точно был. И на «тихом бреге Иртыша», где нынче Центральный пляж, глину месил, и в госпитале на Скорбященской лежал, и в Воскресенском соборе великопостную службу стоял.

Верона – древний славный город. И Омск – тот еще «пуп земли»: в прошлом году вон какой юбилей отгрохали, не жук лапкой потрогал! Смею предположить, что низкая посещаемость туристами Омска как-то связана с темной каторжной аурой города. На карте Создателя Омск помечен красным флажком. То ли карма у него тяжелая, то ли Бухгольц не по фэн-шую крепость заложил, то ли бабка сглазила: метро закопали, ОДН посчитать не можем, проект гидроузла противоречит законам физики, в Федоровке вместо самолетов стритрейсеры тусуются, депутатам на «золотые парашюты» не хватает, снег со всей Сибири летит и укладывается именно на наши дороги, а еще - «черные газелисты», паводки, асфальт, тающий вместе со снегом, будь они не ладны! Как любовно называют омичи свою малую родину, ж…а мира, а не город.

Вот и Достоевский не любил Омск. Энергетика у бывшего острога не самая положительная. Какие еще чувства, кроме отчаяния заживо похороненного, может вызывать место, где ты четыре года бритый, с желтым тузом на спине и в кандалах, дробил алебастр? А разве можно забыть животный ужас при виде каторжного сброда - «они бы нас съели, если б им дали»?! Но ведь была же маленькая девочка, встретившаяся арестанту Достоевскому в первый рабочий день и протянувшая ему копеечку. Была же ПЕРЕЗАГРУЗКА, давшая миру гения. Мне кажется, если бы эта история случилась в Вероне, предприимчивые итальянцы давно бы наштамповали брелоков в виде мини-кандалов, презентовали парфюм с терпкими нотками иртышского бриза «Fyodor Dostoyevsky» и напечатали подарочные «Записки из Мертвого дома» такого, знаете, цвета осеннего омского неба, в котором кричит ворона.

А теперь немного арифметики. Английский драматург гениально интерпретировал историческую легенду в 1595 году. Итальянцы не сразу придумали фокус с гробницей, про балкон, миндальные пирожные со сладкими названиями «Вздохи Ромео» и «Поцелуи Джульетты», приносящие в казну города десятки тысяч евро. С тех пор, почитай, четыре столетия минуло. А в Омском остроге звон кандалов будущего гения русской словесности последний раз слышали каких-то сто с лишним лет назад. «Записки из Мертвого дома» вышли в 1862-м, «Преступление и наказание» - в 1866-м. Рано нам еще пожинать плоды да подставлять карман. Вот лет, эдак, через триста…

Давайте присядем и тихо помечтаем, как толпы наших туристов вперемешку с иностранными будут ломиться в дом коменданта де Граве (он же музей имени Достоевского), тайком отковыривать куски штукатурки от Тобольских ворот и прятать их в бездонных карманах, мешая со священной иртышской глиной, и даже к новоделу – Воскресенскому собору – выстроится длинная-предлинная очередь…

Жаль только, что мы с вами этого не увидим.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

12.01.2021

Twitter правильно забанил Трампа?

Уже проголосовало 19 человек

23.11.2020

Учеба в вузах и колледжах. Вы за дистант или против?

Уже проголосовало 98 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.













Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Протесты в Беларуси, выборы в США и другая «зацепившая удалёнка»: ЛЮДИ ГОДА. МИР

Мир в 2020-м лихорадило не только благодаря неизвестному из Китая, съевшему летучую мышь и обеспечившему всем нам веселую жизнь на целый год (а может, и годы) вперед: на политическом небосклоне тоже регулярно случались затмения…

102410 января 2021

«Вставай, Наташа, нас тут омичи в рейтинг включили!»: ЛЮДИ И КОТЫ ГОДА. РОССИЯ

«ВОмске» продолжает подводить итоги года, который – ура! – подошел к концу. Кто те россияне, которых, как считают эксперты, мы будем помнить и тогда, когда 2020-й (туда ему и дорога) канет в Лету?

136708 января 2021

Министресса (или макси?), вождь креативного класса и Лёха с берёзы. ЛЮДИ ГОДА. ОМСК

Как никогда много собирательных образов включили эксперты в итоговый рейтинг, наполняя именами омичей список из 50 персон, которые запомнились своими поступками в уходящем году. Но есть и те, кого вспомнили поименно.

132807 января 2021

2020 год. Не ковидом единым

И хотели бы забыть, да не получится: «ВОмске» при помощи своих экспертов и читателей традиционно подводит итоги года, каким бы нетрадиционным он ни был, и представляет пять десятков героев, благодаря которым 2020-й останется для нас не просто «мраком пандемии», «ужас-ужасом» и «уходи скорее!»

133205 января 2021

Стиль жизни

Geisha для него, для неё — ягоды. Или наоборот?

Еда

Geisha для него, для неё — ягоды. Или наоборот?

Что подарить кофеману на Новый год, чтобы остались довольны и не разделяющие его страсть домашние? Какой «3в1» правильный и ваш? Какой кофе из мирового топ-10 (или даже топ-3) можно попробовать в Омске прямо сейчас? «Кофейнер» отвечает.

221922 декабря 2020
Денис Мацуев одарил Омск музыкальной вакциной

Светские хроники

Денис Мацуев одарил Омск музыкальной вакциной

«Нам завидуют во всём мире!» — 16 декабря в буре оваций и криках восторга маэстро Мацуев красиво закрыл IV фестиваль «Белая симфония».

3133317 декабря 2020
Алексей Алгазин: «Для меня юристы делятся на две категории — те, которые используют уже сложившуюся судебную практику, и те, кто эту практику создают»

Кредо

Алексей Алгазин: «Для меня юристы делятся на две категории — те, которые используют уже сложившуюся судебную практику, и те, кто эту практику создают»

Глава «Бюро судебных экспертиз» и правового холдинга «Закон» дал эксклюзивное интервью «ВОмске». 

467910 декабря 2020
Алексей Платонов: «История про гражданство Панамы родом из моих убеждений»

Кредо

Алексей Платонов: «История про гражданство Панамы родом из моих убеждений»

Владелец компании «Izюм» рассказал «ВОмске», зачем он получает уже третье гражданство и почему останавливаться на этом не собирается.

4908218 ноября 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх