Почему Верона зарабатывает на Шекспире, а Омск на Достоевском нет?!

Эта алчная, не достойная филолога мысль пронзила меня аккурат под балконом Джульетты, во дворике особняка на виа Капелло, где якобы случилась главная любовная драма планеты…

3156824 февраля 2017
Почему Верона зарабатывает на Шекспире, а Омск на Достоевском нет?!

Я непочтительно стояла спиной к статуе возлюбленной Ромео, сверкавшей на солнце отполированной грудью. Справа от меня, подобно вратам ада, зиял вход с коммерческим предложением за 5 евро пройтись по дому XIV века, принадлежавшему роду Капелло (вроде как прообразу семейству Капулетти). Слева – в лавках, процветающих благодаря гению Шекспира, отчаянно предавались покупательскому разврату туристы в возрасте от двух до ста. Прямо на меня из арки, оклеенной мириадами разноцветных бумажек с любовной белибердой, напирала людская лавина. Туристы, они ведь, как пчелы, летят на сладкое, – на ширпотреб и красивую сказку. Ромео и Джульетта умерли, но дело их живет и приносит стабильный доход в казну муниципалитета.

Некстати вспомнилось убогонькое здание Омского литературного музея имени Достоевского, подобно сиротливому карлику, торчащему на фоне элитных многоэтажек. С выражением на лице «за державу обидно» я стояла в Мекке романтиков среди восторженных счастливцев, спешащих сделать пошлое селфи, потереть правую бронзовую грудь Джульетты на удачу и накупить сувенирного барахла. И вместо того, чтобы слиться в едином порыве с возбужденной толпой и активно делиться счастьем, с ехидством иезуита, с циничностью отъявленного мизантропа рассуждала о сомнительной литературной славе места. Вот ведь и сюжет для своей трагедии Шекспир позаимствовал из поэмы Артура Брука, который пересказал итальянца Маттео Банделло, а тот, в свою очередь, прочитал печальную историю у венецианца Луиджи да Порто. Можно сказать из третьих рук. А «Записки из Мертвого дома» и весь эпилог «Преступления и наказания» написаны на самом что ни на есть омском материале.

1

Популярные туристические объекты Вероны дом Джульетты и ее усыпальница исторически не имеют ничего общего с героями пьесы. Но! Приехать в Верону и не попасть под балкон Джульетты никак не получится. Идешь прогуляться и везде натыкаешься на указатели «Casa di Giulietta». Аккуратно поворачиваешь в противоположную сторону и упираешься взглядом в «Tomba (гробница) di Giulietta».

В стародавние времена, когда не все люди были уверены, что земля круглая, какому-то прохиндею пришла гениальная идея назвать безымянный мраморный саркофаг последним пристанищем Джульетты. И ведь поверили. Уж святые отцы и с официальным опровержением выступали, и – страшно сказать! – крупный рогатый скот из каменной ёмкости поили, – влюбленные безумцы Средневековья уверовали в Джульетту, как нынешние подростки в хоббитов. Саркофаг таскали по Вероне с места на место, пока кто-то не тормознул его в церковной крипте, весьма отдаленно напоминающей склеп, описанный Шекспиром. Ныне эта достопримечательность, находясь под одной крышей с Музеем современного искусства, тоже работает на бюджет города. И лишь 12 дней в году (каждую первую субботу месяца) позволяет осмотреть себя безвозмездно.

Почему в Верону никак «не зарастет народная тропа» из интуристов, а в Омске их массовые скопления можно наблюдать разве что во время марафонов? Отчего весь мир стоит под балконом Джульетты, а у Тобольских ворот он стоять не желает? Вопрос, кто более матери-истории ценен, в данном случае не уместен. И Шекспир, и Достоевский – гении. Хотя есть мнение, что Шекспира вообще не существовало, а был некий «коллективный проект». Но Федор Михайлович-то точно был. И на «тихом бреге Иртыша», где нынче Центральный пляж, глину месил, и в госпитале на Скорбященской лежал, и в Воскресенском соборе великопостную службу стоял.

Верона – древний славный город. И Омск – тот еще «пуп земли»: в прошлом году вон какой юбилей отгрохали, не жук лапкой потрогал! Смею предположить, что низкая посещаемость туристами Омска как-то связана с темной каторжной аурой города. На карте Создателя Омск помечен красным флажком. То ли карма у него тяжелая, то ли Бухгольц не по фэн-шую крепость заложил, то ли бабка сглазила: метро закопали, ОДН посчитать не можем, проект гидроузла противоречит законам физики, в Федоровке вместо самолетов стритрейсеры тусуются, депутатам на «золотые парашюты» не хватает, снег со всей Сибири летит и укладывается именно на наши дороги, а еще - «черные газелисты», паводки, асфальт, тающий вместе со снегом, будь они не ладны! Как любовно называют омичи свою малую родину, ж…а мира, а не город.

Вот и Достоевский не любил Омск. Энергетика у бывшего острога не самая положительная. Какие еще чувства, кроме отчаяния заживо похороненного, может вызывать место, где ты четыре года бритый, с желтым тузом на спине и в кандалах, дробил алебастр? А разве можно забыть животный ужас при виде каторжного сброда - «они бы нас съели, если б им дали»?! Но ведь была же маленькая девочка, встретившаяся арестанту Достоевскому в первый рабочий день и протянувшая ему копеечку. Была же ПЕРЕЗАГРУЗКА, давшая миру гения. Мне кажется, если бы эта история случилась в Вероне, предприимчивые итальянцы давно бы наштамповали брелоков в виде мини-кандалов, презентовали парфюм с терпкими нотками иртышского бриза «Fyodor Dostoyevsky» и напечатали подарочные «Записки из Мертвого дома» такого, знаете, цвета осеннего омского неба, в котором кричит ворона.

А теперь немного арифметики. Английский драматург гениально интерпретировал историческую легенду в 1595 году. Итальянцы не сразу придумали фокус с гробницей, про балкон, миндальные пирожные со сладкими названиями «Вздохи Ромео» и «Поцелуи Джульетты», приносящие в казну города десятки тысяч евро. С тех пор, почитай, четыре столетия минуло. А в Омском остроге звон кандалов будущего гения русской словесности последний раз слышали каких-то сто с лишним лет назад. «Записки из Мертвого дома» вышли в 1862-м, «Преступление и наказание» - в 1866-м. Рано нам еще пожинать плоды да подставлять карман. Вот лет, эдак, через триста…

Давайте присядем и тихо помечтаем, как толпы наших туристов вперемешку с иностранными будут ломиться в дом коменданта де Граве (он же музей имени Достоевского), тайком отковыривать куски штукатурки от Тобольских ворот и прятать их в бездонных карманах, мешая со священной иртышской глиной, и даже к новоделу – Воскресенскому собору – выстроится длинная-предлинная очередь…

Жаль только, что мы с вами этого не увидим.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 60 человек

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 191 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.











Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

4129208 февраля 2021

Стиль жизни

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

3980408 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

1586105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

2180130 марта 2021
Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Кредо

Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Большое интервью с «музыкальным полиглотом», укротителем диких гитар, бессменным дирижером Омского государственного цирка, Заслуженным работником культуры Омской области.

415030 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх