Не пытайтесь покинуть Гюллен...

Омский академический театр драмы открыл сезон «Визитом дамы» Дюрренматта в постановке Анджея Бубеня. 

139524 сентября 2020
Не пытайтесь покинуть Гюллен...

Вот Альфред Илл попытался бежать от жаждущих его смерти сограждан, но поезд ушёл. А Клара Цеханасьян хоть и покинула город сорок лет назад, но город не покинул её: всю жизнь она положила на то, чтобы разорить ненавидимый Гюллен и уничтожить предавшего её Илла.

Да, Омский академический театр драмы открыл сезон «Визитом дамы» Дюрренматта в постановке Анджея Бубеня. За более чем полувековую жизнь этой пьесы немало было постановок и экранизаций. Наверняка многие помнят и фильм Михаила Козакова с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях. Поэтому самое интересное — а что нам открывает эта история сегодня? Как сказал сам режиссёр в интервью «Омскинформу», «Визит дамы» — абсолютный диагноз того, что происходит здесь и сейчас. Идеально жёсткий и неприятный диагноз для нас всех».

1

Так что же происходит «здесь и сейчас»? Зритель видит как бы два мира — реальную жизнь граждан Гюллена и её медийное отражение: вокруг полно видеокамер, а городская стена становится экраном, превращающим жизнь в ток-шоу. В конце концов этакое «Пусть говорят» сливается с реальностью, и то, что казалось жизнью, оказывается симулякром...

... Идёт сход горожан, на котором они решают принять от госпожи Цеханасьян дар — миллиард — из самых гуманных побуждений: «во имя торжества справедливости». Но фиксирующие это событие репортёры не довольны картинкой и требуют сыграть ещё один дубль. И вот этот второй дубль — самая страшная сцена спектакля, бьющая зрителя наотмашь. Ведь каждый житель Гюллена знает, что истинная цена миллиарда — жизнь Илла, но все они с воодушевлением снова голосуют за «торжество справедливости».

Клара Цеханасьян здесь — падший ангел, превратившийся в беса-искусителя. Уже почти потустороннее существо, променявшее свою человеческую сущность на роль в шоу «Месть». И исполняет она эту роль столь виртуозно, что порой кажется: вот здесь, в Конрадовом лесу, где она была когда-то влюблённым ангелом, в ней просыпается та девочка, тот ангелок... Но мгновение — и перед нами вновь безжалостная мстительница. Ювелирная работа, Ирина Герасимова!

Если Клара давно отказалась от своего человеческого измерения, то граждане умирающего города меняются у нас на глазах. Собственно, живыми-то их и не назовёшь. Вначале они, словно зомби, как бы в полусне совершают привычный ритуал: встречают проезжающие мимо поезда, глядят мёртвыми глазами, как в телевизор, на ускользающую чужую жизнь... И не питают никаких надежд на перемены. И вдруг это странное предложение нагрянувшей в Гюллен госпожи Цеханасьян! Все, все дружно отвергают безнравственную сделку — миллиард в обмен на жизнь Илла. Но с этого момента мёртвый город оживает: в предвкушении лучшей жизни гюлленцы суетятся, лезут в долги, окружая себя невиданной ранее роскошью! Нет, никто не хочет смерти Илла, но каждый надеется, что найдётся среди них кто-то, кто приведёт в исполнение приговор госпожи миллиардерши. В конце концов, Илл заслуживает наказания: бросил же он ради дочери лавочника юную Клару, да ещё и подкупил лжесвидетелей, чтобы уйти от необходимости жениться на ней...

Впрочем, «лучшие люди города» пытаются сопротивляться бесовскому искушению. Учитель (Владислав Пузырников) проходит через все круги ада расчеловечивания, постепенно подменяя свои убеждения симулякром морали «миллиард во имя торжества справедливости». И первый вскидывает руку, голосуя за миллиард. Бургомистр (Иван Маленьких) приносит Иллу ружьё: может, тот избавит сограждан от убийства и сам сделает то, что необходимо для благополучия города? Священник (Виталий Семёнов), кричит Альфреду: «Беги!», но на колокольне уже звонят новенькие колокола... По ком они звонят?..
Нет, не по грешнику Альфреду Иллу (Михаил Окунев). Он-то движется в обратном по отношению к согражданам направлении. Вначале Илл даже с удовольствием участвует во всеобщем «заговоре» по «раскрутке» богатой дамы на финансовую помощь городу. И без зазрения совести объясняет расставание с юной Кларой тем, что не хотел ограничивать её возможностей, ведь, останься она в Гюллене — не добилась бы такого успеха! Однако, чем быстрее меняются сограждане, чем больше они уверены, что получат заветный миллиард, тем несговорчивее становится Альфред. Да, он примет любое решение горожан, но не избавит их от принятия этого решения: каждый должен сделать свой нравственный выбор. И поэтому собирается сход, и поэтому проходит голосование, и поэтому «лучшие люди города» уже готовы привести принятое решение в исполнение. Но... «паралич сердца»: смертью Илл искупает свой грех. И теперь гюлленцы могут и заветный миллиард получить, и сплотиться вокруг своего мученика...

2

Время нравственных подмен и компромиссов — такой диагноз ставит театр современности. Но ведь выбор — за каждым из нас. Нам, как и жителям Гюллена, его не избежать. Не пытайтесь покинуть свой Гюллен...

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Андрея Кудрявцева

Теги:драмтеатртеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 87 человек

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 185 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Анна Статва

— Travel-коуч


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Человек-легенда по имени Владимир Бусоргин

Story

Человек-легенда по имени Владимир Бусоргин

18-го мая 2023-го – 90-летие со дня его рождения… Этот материал я посвящаю «Легенде Омского телевидения», члену Союза кинематографистов РФ, заслуженному работнику культуры России Владимиру Ивановичу Бусоргину /1933 - 2005/…

2548417 мая 2023
Геннадий Хабенский отметил юбилей с друзьями

Светские хроники

Геннадий Хабенский отметил юбилей с друзьями

Май едва вступил в свои права, но главным музыкальным событием месяца уже, без сомнения, можно назвать концерт в честь восьмидесятилетия заслуженного работника культуры РФ Геннадия Хабенского.

367308 мая 2023
Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

698631 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

828620 января 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх