В части развития авиации это отбросит Россию на уровень африканских стран

Печально, что к подготовке таких серьезных документов, как Постановление Правительства РФ, у нас относятся зачастую просто безобразно.

147624 ноября 2020
В части развития авиации это отбросит Россию на уровень африканских стран

Речь идет о Постановлении Правительства РФ № 1603 от 05.10.2020 г., которое, конечно же, прошло согласование в Минтрансе.

Речь в нем идет о требованиях по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию. По-простому сказать, речь идет о посадочных площадках, небольших аэродромах и вертодромах, которые используются для выполнения полетов по местным воздушным линиям и в целях АОН, авиации общего назначения.

1

Немного предыстории. В советское время в стране было более 1500 аэропортов, но после 1992 года в результате «либеральных экономических реформ» постепенно их число сократилось до чуть более ста. То есть 1400 аэропортов страны просто перестали существовать. Они «не вписались в рынок», как нам говорили наши доморощенные апологеты глобализма. Причина одна — эти аэропорты практически все относились к так называемым аэропортам местных воздушных линий и связывали районы с областными или республиканскими центрами. Но, как известно, местные воздушные линии всегда убыточны и выполняются во всем мире только при субсидировании их из бюджета или при перекрестном финансировании, когда прибыль авиакомпаниями зарабатывается на магистральных линиях, а МВЛ они финансируют для подвоза пассажиров на свои дальние рейсы. В 90-е никто субсидировать такие перевозки не собирался, а коммерческие авиакомпании делиться прибылью ни с кем не собирались, тем более, что правительство Гайдара этого не требовало, и 1400 аэропортов тихо умерли. Десятки тысяч людей остались без работы, а огромное количество россиян, особенно на Севере и Северо-востоке остались без какой либо возможности передвигаться по стране, ну разве что в зимнее время по зимникам.

После 2000 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. Количество действующих аэропортов стало расти, на сегодняшний день их уже 227, а аэропорты МВЛ, для снижения издержек, стали возрождаться в виде посадочных площадок. Начал расти пассажиропоток. Люди на огромных территориях в труднодоступных районах получили возможность передвигаться по стране круглогодично. Это, кстати, полностью в русле указания Президента Путина В.В. о доведении к 2024 году объемов авиаперевозок в России, на авиалиниях минуя Москву, до уровня не менее 50%.

Первый звоночек, разрушающий эту положительную тенденцию, прозвенел в 2016 году. 18.07.2016 вышло постановление Правительства РФ № 686, по которому посадочные площадки, на которые выполняются коммерческие перевозки по перевозке пассажиров более 30 полетов в год, становятся объектами транспортной инфраструктуры (ОТИ) и, как следствие, обязаны иметь всю структуру, обеспечивающую транспортную безопасность, как и аэропорты федерального значения. Что естественно с экономической точки зрения просто абсурдно. Развитие новых площадок сразу прекратилось, а полеты на уже открытые выполнялись с нарушением этого постановления практически по всей стране.

И вот 5.10.2020 вышло новое Постановление Правительства РФ за номером 1603, которое для всех посадочных площадок, в не зависимости от характера их эксплуатации устанавливает практически такие же требования по обеспечению транспортной безопасности, как и к крупным федеральным аэропортам. И теперь даже 30 полетов в год на них выполнять уже нельзя. Данное постановление требует на любой посадочной площадке:

- разработать, утвердить и направить в Росавиацию паспорт обеспечения транспортной безопасности;

- ограничить доступ на площадку вне установленных мест прохода, оборудованных техническими и инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТБ);

- обеспечить доступ к данным с технических средств ФСБ, МВД и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

- привлечь для проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра подразделение ТБ, включающее работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку или совершения актов незаконного вмешательства.

2

И это только 4 пункта из 23 в Постановлении.

А если на данной площадке осуществляются коммерческие пассажирские перевозки, то дополнительно к этим 23 пунктам необходимо выполнить еще шесть пунктов среди которых:

- организовать пропускной и внутриобъектовый режим;

- обеспечить силами подразделения ТБ периодическое патрулирование и осмотр объекта.

Вполне допускаю, что люди, готовившие это Постановление, руководствовались самыми благими намерениями, но ведь абсолютно очевидно, что из-за невозможности выполнения этих требований, без малого полторы тысячи посадочных площадок, некатегорированных аэродромов и вертодромов будут закрыты. Опять будет похоронена вся наземная инфраструктура обеспечивающая возможность передвижения людей на огромной территории страны, где авиация единственный вид транспорта, которая только начала там возрождаться. Будут закрыты все учебные заведения, готовящие пилотов, так как все они выполняют полеты с посадочных площадок. Прекратится возможность выполнения подавляющего большинства видов авиаработ: авиахимработы, авиалесоохрана, санзадания, мониторинг трубопроводов и так далее, так как все воздушные суда для них в основном базируются на посадочных площадках. Можно смело теперь ставить крест на аэроклубах, авиационных подразделениях ДОСААФ, на авиации общего назначения, что в части развития авиации отбросит Россию на уровень африканских стран. Кто это допустил?

Скорее всего эти требования готовили специалисты спецслужб, и уверен, что так оно и есть. И их можно понять. Достаточно удобно, нажатием одной кнопки получить возможность видеть онлайн картинку на всех аэродромах, вертодромах и посадочных площадках страны (это в требованиях тоже есть), на каждом из них иметь сертифицированные подразделения ТБ и группы быстрого реагирования, это конечно упрощало бы им работу. Но ведь Минтранс РФ и Росавиация должны были понимать все последствия этого решения, согласовывая его перед отправлением на подпись в Правительство РФ. Они-то должны были понимать, что на реализацию этих решений нет ни денег, ни людей, ни физически такого количества технических средств. Сейчас даже для федеральных аэропортов некоторые технические средства по ТБ приходится заказывать и ждать по 6-8 месяцев, а тут для полутора тысяч площадок. И потом, кто это будет финансировать? Ведь это как минимум десятки миллиардов рублей, на приобретение оборудования и создание соответствующих подразделений и миллиарды рублей на содержание всей этой инфраструктуры ежегодно. Если из-за того, что не была проведена оценка рисков и был согласован абсолютно нереализуемый проект Постановления и был снят с должности предыдущий Министр Транспорта Дитрих Е.И., то тогда еще не всё потеряно. А если нет? Если непрофессиональный подход к своим обязанностям целого ряда чиновников, родивших и согласовавших этот документ, могущий привести к коллапсу огромного сегмента отрасли, никто не будет отменять, чтобы не нести ответственности за некачественную работу, а просто будут пытаться, как то его припудрить дополнениями и изменениями, не меняя сути, тогда это отбросит развитие отрасли на годы.

Прецеденты попыток зарегулировать малую авиацию в мире есть. И все они отрицательные. После терактов 11 сентября 2001 года в США, тамошние спецслужбы тоже в пылу служебного рвения запретили выполнять полеты без создания соответствующих структур обеспечения ТБ на так называемых корпоративных аэропортах General aviation (АОН). Тут маленькая справка. Аэропортов ГА в США не намного больше, чем в России. 307 против наших 227. Но аэродромов АОН более 19 000, в 5 800 из которых ВПП с твердым покрытием, длиной более 2 000 метров и с инструментальной системой захода на посадку. Только пассажиров на воздушных судах АОН там перевозят до 165 млн человек в год, это в полтора раза больше, чем всеми российскими авиакомпаниями вместе взятыми. И в экономику страны они ежегодно дают до 214 млрд долларов в год. Так вот когда аналогичное решение в США было принято, то потребовалось всего три дня, чтобы понять его абсурдность и к каким экономическим последствиям это может привести. И его отменили.

Сейчас у нас новый Министр транспорта РФ. Очень надеюсь, что у него хватит мудрости и вполне нормального желания показать резкий рост экономики отрасли, чтобы инициировать не только отмену этого Постановления, но и вообще убрать из законодательства все тормоза, не дающие развиваться легкой авиации в стране. Без которой о развитии авиации в целом, тем более о взрывном росте, можно даже не мечтать.

По крайней мере, я на это надеюсь.


Оригинал в facebook автора

3

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

10.01.2022

Вы одобряете ввод вооруженных сил ОДКБ в Казахстан?

Уже проголосовало 17 человек

19.10.2021

Как вы относитесь к введению в Омской области QR-кодов?

Уже проголосовало 164 человека























Блог-пост

Ирина Жезмер

Анна Нартова

— Психолог

Игорь Попов

— депутат Законодательного Собрания Омской области


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ЛЮДИ ГОДА. Россия и мир. Преступление и наказание — после возвращения. Игрок или Идиот?

Да простит нас Федор Михайлович Достоевский, но — воспользовавшись тем, что и сам 200-летний юбиляр попал в наш топ людей года, мы не удержались от соблазна позаимствовать у него если не мотивы и канву, то хотя бы названия произведений. Так или иначе, Достоевский всегда актуален.

1079110 января 2022

Люди года- 2021. Год ушел. Кто (и где? и с чем?) остался?

Когда 12 месяцев назад все (ну почти) гнали прочь 2020 год — они ведь не вот этого всего ждали, наверное? Или, наоборот, у вас все было круто? Но вот и 2021-й — вне зависимости, оправдал ли он чьи-то надежды, превзошел или, наоборот, порушил — вписал себя в историю. И теперь «ВОмске» с помощью экспертов и читателей выясняет — чьими руками, словами и поступками.

1865207 января 2022

Кто достоин звания «Персона года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в третьем итоговом опросе 2021 года.

139606 января 2022

Кто из них достоин звания «Россиянин года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие во втором итоговом опросе 2021 года.

158606 января 2022

Кто достоин звания «Омич года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в итоговом опросе 2021 года.

2008506 января 2022

Стиль жизни

Евгений Маргулис из «Машины времени» озвучил юбилей Ильи Иванова

Светские хроники

Евгений Маргулис из «Машины времени» озвучил юбилей Ильи Иванова

Легендарный блюзмен стал главной приглашенной звездой юбилейного вечера-«квартирника» в Омске.

2910712 декабря 2021
«Белая симфония» — праздник, который всегда зимой

Светские хроники

«Белая симфония» — праздник, который всегда зимой

Если и есть в этом безумно-пандемийном мире что-то постоянное, то это фестиваль «Белая симфония», который сочинили в Омске.

396230 ноября 2021
Миссис Омск-2021 стала многодетная мама

Светские хроники

Миссис Омск-2021 стала многодетная мама

Татьяна Малюкова — победительница конкурса «Миссис Омск 2021/2022».

370622 ноября 2021
«Работала поваром и продажником, а хотела в IT» — Оксана Слюсарь о своем пути к новой профессии

Story

«Работала поваром и продажником, а хотела в IT» — Оксана Слюсарь о своем пути к новой профессии

Омская выпускница онлайн-университета Skypro рассказала, как стала тестировщиком за три месяца и нашла первую работу за неделю.

46411016 ноября 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх