«Отелло вы никогда не сыграете…»

«Люди, мы не умираем,/ В каждом бабочка живёт», — придумал Валентин Иосифович Гафт — артист, которому достаточно было просто выйти на сцену, и все смотрели только на него. И ничего больше не нужно было делать. Потому что талант.

4117112 декабря 2020
«Отелло вы никогда не сыграете…»

Только истинный талант заполняет собой даже паузы. И в такие моменты как никогда ощущаешь присутствие Личности. 

«Я очень люблю Маяковского, — как-то признался артист. — Влюблённый, бешеный, противоречивый, запутавшийся, но честный человек»

1

Он и сам был немного похож на любимого поэта: «москвич, поэт, артист очень высокого роста и огромного таланта».

Ему не нужен был грим, он мог быть кем угодно.

У него не было проходных ролей. 

Он никогда не играл пустых, неинтересных, плоских, одномерных персонажей. Все его герои — про «сочетание несочетаемого в одном человеке».

«Я очень от многого отказался, — сожалел Валентин Иосифович. — Сниматься у Захарова в «Мюнхгаузене». Там сыграл Кваша. Я отказался сниматься с Далем в картине, где он играет нашего разведчика, похожего на Штирлица. У Данелии в «Кинд-Дза-Дза»… Вот в голову ударяло что-то такое»…

Зато с нами навсегда «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Чародеи», «О бедном гусаре замолвите слово», «Анкор, ещё анкор», «Гараж»… 

Эльдар Рязанов пригласил Гафта в свой «Гараж» заменить Юрия Яковлева. И Гафт сыграл замечательно. Артист вообще считал Рязанова «единственным режиссёром, который ему какое-то имя в  кино». Говорил: «Рязанов не похож на театрального режиссёра. Наоборот, он всем кричит: «Вы прекратите свой МХАТ, когда начинаете играть и декламировать!»

«Когда я решил поступать в артисты, мой товарищ сказал: «Давай пойдём к Андроникову и возьмём у него устные рассказы!», — вспоминал будущая звезда «Современника». — Мы приехали, он принял нас в кабинете. Мы объяснили, чего хотим, а он стал нам рассказывать вообще о театре. Долго говорил. А потом сказал: «Да не надо вам в артисты. Что вы будете играть рабочих и крестьян?» Подошёл ко мне, взял за головку и сказал: «Отелло вы никогда не сыграете». 

2

Андроников так и не дал Гафту своих рассказов. Сказал только: «Дать не могу, потому что они устные и не записаны». Ещё сказал, что артисты книг не читают и посоветовал на вступительном экзамене рассказать что-нибудь просто от себя, потом придумать автора и объявить, что это отрывок из произведения такого-то. 

Советами Ираклия Луарсабовича юный Валя Гафт не воспользовался, но в Школу-студию МХАТ поступил.

«Учитель Топорков приводил в театр Вертинского, который нам рассказывал о своей жизни, о своих путешествиях, — вспоминал  о своей учёбе артист. — Потом случайно в книжке Вертинского, в его дневнике, я нашёл запись: «вчера был в Школе-студии МХАТ. Какие они все дураки!» Открыли занавес, сидел Вертинский. Как мамонта показали. Он не пел. Но они все эти мхатовцы казались уже восковыми фигурами. Они все были уже не людьми. Один раз видел Книппер-Чехову — маленькая старушка в соломенной шляпке. На втором этаже что-то кричало: «Любите МХАТ! Любите! Любите!..» — маленькое, в синем длинном платье. Это была жена Антона Павловича — маленькая, сморщенная, усатая».

«Родители мои в театр не ходили», — рассказывал Валентин Иосифович. Его отец прошёл войну, был ранен, и считал, что сын «не тем занимается». Несколько раз говорил: «Вот Миша Козаков – это артист! Посмотри на него, как он одет, как он разговаривает!» Для него это был в какой-то степени эталон – Мишка Козаков».

«Я любил школьную самодеятельность, играл только женские роли. Роль Невесты в чеховском «Предложении» считаю свои лучшим достижением, хотя волосы от парика всё время лезли в рот, но это не мешало».

 «Я очень любил оперетту. У нас в оперетте, у тётки моей в буфете, работала женщина, которая продавала мороженое. Я туда ходил, потому что любил мороженое».

«Ну что за странная фамилия! — возмущался Григорий Горин. — Похоже на аббревиатуру, «ГОСТ…ГАБТ…ГАФТ…» Ломаю голову над приемлемой расшифровкой…Главный Актёр Фантасмагорического Театра… Гневный Автор Философских Тирад – нет, не то. Листаю словари… Опять не то. Беру медицинский справочник. Какое-то слово по-латыни, похожее на сочетание «гафт», и пояснение: «особое состояние нервно-психической системы»… Ну, конечно! И как я мог сразу не догадаться? «Гафт» — не фамилия, а диагноз! Особое состояние организма, Когда нервы обнажены и гонят через себя кровь, слова, мысли…»

 

 

 

3

Автор:Оксана Дубонос

Фото:С сайта theins.ru

Теги:Памятьтеатркино


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

55211 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

244001 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

246901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5935101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6153221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх