Электричество времени

Входя в зал под строгим взглядом дворецкого Джелаби, мы попадаем прямиком в 19-й век, в поместье Сидли-парк, которое его хозяйка, очаровательная леди Крум, называет Аркадией — краем блаженства.

147203 февраля 2021
Электричество времени

Театровед Марина Дмитревская заметила, что режиссёр Павел Зобнин «любит пробовать трудные, «занудные» пьесы», и его новая постановка на камерной сцене Омского театра драмы это подтверждает. Пьеса современного классика английской драматургии Тома Стоппарда «Аркадия» (перевод — Olga Varshaver) именно такова: её герои то теорему Ферма обсуждают, то законы термодинамики, то античную литературу... Но зрителю скучать не приходится!

Входя в зал под строгим взглядом дворецкого Джелаби (Олег Теплоухов), мы попадаем прямиком в 19-й век, в поместье Сидли-парк, которое его хозяйка, очаровательная леди Крум (Анна Ходюн), называет Аркадией — краем блаженства. Знаменитый английский газон устилает не только сцену; прямо на нём стоят и зрительские кресла. На огромном столе — макет парка; он необходим, поскольку хозяйка заказала проект преобразования паркового ландшафта. Но, конечно, главное его назначение — переносить нас в места встреч и расставаний, свиданий и дуэлей, ссор и примирений героев. Впрочем, это всё потом, а сейчас мы застаём за этим столом девочку-подростка, дочь хозяйки Томасину Каверли (Ирина Бабаян) и молодого человека, её учителя Септимуса (Николай Сурков). Третий звонок ещё не прозвенел, а они, похоже, давно погружены в свои занятия: она что-то пишет в тетради, он увлечён чтением. Ну а зрители пока переговариваются, листают программки, поправляют «средства индивидуальной защиты» на лицах... Такая параллельная жизнь разных реальностей...

1

Ханна Джарвис (Ирина Герасимова) и Бернард Солоуэй (Михаил Окунев) - и единомышленники, и соперники. Поиск истины превращается в интеллектуальную дуэль. Кто одержит победу?

Вскоре это ощущение параллельных реальностей усиливается: мы видим жизнь обитателей Сидли-парка и в 19-м веке, и «в наши дни». Сперва перед нами разворачивается то, что происходило в начале 19-го века, например, Септимус изящно «укрощает» готового вызвать его на дуэль ревнивого мужа и плохого поэта Чейтера (Олег Берков). Затем мы видим сегодняшних обитателей поместья и их гостей — литератора Ханну (Ирина Герасимова) и историка литературы Бернарда (Михаил Окунев), мечтающих найти следы пребывания здесь Байрона.

Дворецкий Джелаби (Олег Теплоухов), кажется, чопорнее своих господ))

Потом времена смешиваются: мы одновременно видим и Томасину, пытающуюся осуществить сложные вычисления, которые помогут понять, конечна ли жизнь вселенной, и далёкого потомка «тех» Каверли — математика Валентайна (Артём Кукушкин), стремящегося понять, кто — Томасина или Септимус — автор расчётов, которые, возможно, удастся довести до конца только сейчас, благодаря компьютерным вычислениям? Однако друг друга они не видят; между ними — «четвёртая стена»: то, что, по Станиславскому, должно отделять зал от сцены — разделяет обитателей Сидли-парка, живущих в разных временах.

На наших глазах нескладный подросток Тамасина (Ирина Бабаян) превращается в прекрасную девушку. Но своего учителя Септимуса (Николай Сурков) она удивляет не этим превращением, а интеллектуальным бесстрашием. Однако по-настоящему глубину ее прозрений может оценить только далекий потомок рода Каверли - математик Валентайн (Артем Кукушкин).

Но это между ними «четвёртая стена». А нам, зрителям, дана возможность видеть сквозь стену! И это — упоительно! Пока Бернард и Ханна строят предположения о присутствии в поместье лорда Байрона, мы узнаём, как он провёл там время, что называется, «из первых уст». И наблюдаем, кто из исследователей пойдёт по ложному пути, а кто — докопается до истины.

Кажется, Гас / Огастес - первая большая роль Андрея Агалакова, и он в ней очень хорошо. Особо трогателен, конечно, Гас - молчаливый свидетель разыгрывающихся у него на глазах страстей. Он и

«Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?» — восклицал Гамлет. А здесь, волею драматурга и режиссёра, мы, зрители, превращаемся в саму эту нить! Поэтому совсем не удивляет, что парень из первого ряда, которому перед началом спектакля строгий Джелаби напомнил, что «видеосъёмка запрещена», оказывается братом Валентайна Гасом, а потом — братом Томасины Огастесом (Андрей Агалаков), то есть тем, кто может самим своим присутствием соединить разорванную нить времён. Он же из наших, из зрителей! Впрочем, те, кто пытается разгадать тайны Сидли-парка двухсотлетней давности, его, аутиста, почти не замечают, как и нас, зрителей. А ведь через нас, как по проводу, течёт электричество времени! И чтобы пережить этот опыт, стоит идти в театр!

2

 

Оригинал в Facebook автора

 

Автор:Елена Петрова

Фото: с сайта omskdrama.ru

Теги:Драмтеатртеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 90 человек

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 188 человек

























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Человек-легенда по имени Владимир Бусоргин

Story

Человек-легенда по имени Владимир Бусоргин

18-го мая 2023-го – 90-летие со дня его рождения… Этот материал я посвящаю «Легенде Омского телевидения», члену Союза кинематографистов РФ, заслуженному работнику культуры России Владимиру Ивановичу Бусоргину /1933 - 2005/…

3983417 мая 2023
Геннадий Хабенский отметил юбилей с друзьями

Светские хроники

Геннадий Хабенский отметил юбилей с друзьями

Май едва вступил в свои права, но главным музыкальным событием месяца уже, без сомнения, можно назвать концерт в честь восьмидесятилетия заслуженного работника культуры РФ Геннадия Хабенского.

502908 мая 2023
Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

744331 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

887820 января 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх