Скрипач не нужен?

Вначале своей лекции театральный критик Антон Алексеев спросил, есть ли среди присутствующих актёры. Оказалось, что его слушает чуть ли не половина труппы «Пятого». «Вам будет неприятно», — предупредил он и объяснил, что начнёт рассказывать о театре, в котором актёр... не нужен.

109409 февраля 2021
Скрипач не нужен?

«Пятый театр» начал готовить театральную общественность Омска к новым проектам экспериментальной сцены «Пространство 25». Сразу после премьеры перформанса «Это мы|Это вы» состоялась публичная лекция театроведа и театрального критика Антона Алексеева о современном театре.

Сама лекция стала своеобразным перформансом, поскольку то, что мы обычно называем презентацией, не только иллюстрировало рассказ лектора, но и провоцировало слушателей на эмоции (см. фото).

1

Вначале Антон спросил, есть ли среди присутствующих актёры. Оказалось, что его слушает чуть ли не половина труппы «Пятого». «Вам будет неприятно», — предупредил он и объяснил, что начнёт рассказывать о театре, в котором актёр... не нужен.

Сегодня «театр — это то, что само себя так называет», — заявил Антон. То, о чём он рассказывал, иллюстрировало этот тезис. Новые проекты рушат «четвёртую стену» между актёром и зрителем, делают зрителя действующим лицом и, порой, обходятся вовсе без участия актёра.

Театралы более-менее наслышаны о международном проекте «Rimini Protokoll», петербургском «Театр post», московском «Мобильном художественном театре», «Стопроцентном Воронеже», (а кому-то, возможно, повезло в них поучаствовать). Антон не только напомнил о них, но и рассказал, что бывают спектакли для одного зрителя, «квартирники», даже театр по телефону, QR-коду или в социальных сетях.

Например, молодой режиссёр Артём Томилов (он, кстати, тоже примет участие в работе «Пространства 25») на своей странице в Facebook сделал фейковый репост «сообщения» журнала «Собака.ру» о том, что «концептмейкер Томилов» назначен главным режиссёром Александринского театра. И поскольку сообщение имело вид вполне достоверный, то аудитория включилась в его комментирование. Это длилось ровно до тех пор, пока Томилов не сообщил, что «написал заявление и покидает пост по собственному желанию». Игра окончилась, но ведь пока она шла, Томилов играл роль главрежа, комментаторы — поклонников или противников назначения, читатели поста и комментариев стали зрителями этого спектакля.

Но если до недавнего времени такие проекты существовали автономно, то сейчас их включают в свою работу репертуарные театры. И «Пятый» бодро идёт в русле этой тенденции.

Пожалуй, самый важный вопрос задал лектору главный режиссёр «Пятого» Максим Кальсин: почему, по его мнению, театр пошёл по такому пути? Нет ли в этом коммерческого интереса? «Безусловно, есть», — ответил Антон. Ведь сегодня театр конкурирует за аудиторию с сериалами Netflix, геймерским опытом, самовыражением в соцсетях, а значит, должен предложить новой аудитории новые способы познания мира. Эту задачу и стремится решить «партиципаторное» — вовлекающее — искусство.

Так что же, теперь скрипач (актёр) не нужен? Нет! «Паратеатральные явления» (термин А. Алексеева) не отменяют всего, что мы давно любим и ценим в театре. Но, предлагая нам необычный опыт сотворчества, делают театр богаче. По крайней мере, хочется на это надеяться.

Как говорится, поживём — увидим!

2

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:из блога автора

Теги:театр"Пятый театр"эксперимент


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 48 человек

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 182 человека











Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Инна Динкелаккер – Сергею Милютину: «Уровень тестостерона мужчины зависит от уровня эстрогенов женщины, которая с ним рядом»

Гинеколог и эндокринолог Инна Динкелаккер в «Интервью по цепочке» отвечает предпринимателю Сергею Милютину (Медэкспорт-Северная Звезда, аптеки «Фармакопейка») на вопросы о генетических паспортах, медицине будущего, гормонозаместительной терапии и о том, что не так с понятием «биохакинг».

3708322 марта 2021

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

3895208 февраля 2021

Стиль жизни

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

1228105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

1822130 марта 2021
Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Кредо

Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Большое интервью с «музыкальным полиглотом», укротителем диких гитар, бессменным дирижером Омского государственного цирка, Заслуженным работником культуры Омской области.

381830 марта 2021
Екатерина Запашная: «Впервые могу говорить об этом»

Story

Екатерина Запашная: «Впервые могу говорить об этом»

Когда фамилия не дар, а испытание.

5159805 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх