Скрипач не нужен?

Вначале своей лекции театральный критик Антон Алексеев спросил, есть ли среди присутствующих актёры. Оказалось, что его слушает чуть ли не половина труппы «Пятого». «Вам будет неприятно», — предупредил он и объяснил, что начнёт рассказывать о театре, в котором актёр... не нужен.

167709 февраля 2021
Скрипач не нужен?

«Пятый театр» начал готовить театральную общественность Омска к новым проектам экспериментальной сцены «Пространство 25». Сразу после премьеры перформанса «Это мы|Это вы» состоялась публичная лекция театроведа и театрального критика Антона Алексеева о современном театре.

Сама лекция стала своеобразным перформансом, поскольку то, что мы обычно называем презентацией, не только иллюстрировало рассказ лектора, но и провоцировало слушателей на эмоции (см. фото).

1

Вначале Антон спросил, есть ли среди присутствующих актёры. Оказалось, что его слушает чуть ли не половина труппы «Пятого». «Вам будет неприятно», — предупредил он и объяснил, что начнёт рассказывать о театре, в котором актёр... не нужен.

Сегодня «театр — это то, что само себя так называет», — заявил Антон. То, о чём он рассказывал, иллюстрировало этот тезис. Новые проекты рушат «четвёртую стену» между актёром и зрителем, делают зрителя действующим лицом и, порой, обходятся вовсе без участия актёра.

Театралы более-менее наслышаны о международном проекте «Rimini Protokoll», петербургском «Театр post», московском «Мобильном художественном театре», «Стопроцентном Воронеже», (а кому-то, возможно, повезло в них поучаствовать). Антон не только напомнил о них, но и рассказал, что бывают спектакли для одного зрителя, «квартирники», даже театр по телефону, QR-коду или в социальных сетях.

Например, молодой режиссёр Артём Томилов (он, кстати, тоже примет участие в работе «Пространства 25») на своей странице в Facebook сделал фейковый репост «сообщения» журнала «Собака.ру» о том, что «концептмейкер Томилов» назначен главным режиссёром Александринского театра. И поскольку сообщение имело вид вполне достоверный, то аудитория включилась в его комментирование. Это длилось ровно до тех пор, пока Томилов не сообщил, что «написал заявление и покидает пост по собственному желанию». Игра окончилась, но ведь пока она шла, Томилов играл роль главрежа, комментаторы — поклонников или противников назначения, читатели поста и комментариев стали зрителями этого спектакля.

Но если до недавнего времени такие проекты существовали автономно, то сейчас их включают в свою работу репертуарные театры. И «Пятый» бодро идёт в русле этой тенденции.

Пожалуй, самый важный вопрос задал лектору главный режиссёр «Пятого» Максим Кальсин: почему, по его мнению, театр пошёл по такому пути? Нет ли в этом коммерческого интереса? «Безусловно, есть», — ответил Антон. Ведь сегодня театр конкурирует за аудиторию с сериалами Netflix, геймерским опытом, самовыражением в соцсетях, а значит, должен предложить новой аудитории новые способы познания мира. Эту задачу и стремится решить «партиципаторное» — вовлекающее — искусство.

Так что же, теперь скрипач (актёр) не нужен? Нет! «Паратеатральные явления» (термин А. Алексеева) не отменяют всего, что мы давно любим и ценим в театре. Но, предлагая нам необычный опыт сотворчества, делают театр богаче. По крайней мере, хочется на это надеяться.

Как говорится, поживём — увидим!

2

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:из блога автора

Теги:театр"Пятый театр"эксперимент


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1560223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

64818 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

94803 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

224227 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх