Часто, требуя от детей реализации своих незыблемых правил, мы не учим их, как с ними справляться

Выглядит это так, как будто бы мы даём указания о начальном и конечном пунктах путешествия. То есть, ты сейчас в месте, где ничего не можешь сделать, а конечный пункт — полная автономность. Только маршрутную карту с подробным описанием шагов ребенок в дорогу не получает.

75508 апреля 2021
Часто, требуя от детей реализации своих незыблемых правил, мы не учим их, как с ними справляться

«…если человек не умеет водить машину, никто не посадит его в автомобиль одного с таким напутствием: «В добрый путь, дружок! Покатайся сам и поучись водить машину аккуратно и осторожно»… Поступать так было бы дико и совершенно безответственно».

Так Арнхильд Лаувенг в автобиографической книге «Завтра я всегда бывала львом» рассуждает о том, почему ее борьба с психическим заболеванием в подростковом возрасте была обречена на провал. В тот период своей жизни из-за измененного мышления она не могла и подумать, что можно научиться вырабатывать полезные стратегии, помогающие справиться с жизнью, внутренним хаосом и удручающей реальностью. Да и никто этому её не учил. Совсем никто. Поэтому она боролась, как могла, босыми ногами отгоняя кровожадных волков и стараясь беспрекословно выполнять приказы полоумного Капитана.

1

Что заставило меня застрять на этой цитате?

Иногда, общаясь с родителями на консультации, чувствуешь, что не хватает какого-то звена в семейном взаимодействии. Часто, требуя от детей реализации своих незыблемых правил, мы не учим их, как с ними справляться. Не показываем, что нужно сделать, чтобы первоклашке стать, к примеру, самостоятельным. Мы скорей, поторопимся указать на то, чего нет и то, что обязательно должно быть: «Ты ничего не можешь сделать сам»! «Ты должен справляться со своими уроками (конфликтами с одноклассниками, несобранностью, отсутствием желания учиться, посещать секцию тяжелой атлетики) — САМОСТОЯТЕЛЬНО! Никто не будет этого делать за тебя!»

Выглядит это так, как будто бы мы даём указания о начальном и конечном пунктах путешествия. То есть, ты сейчас в месте, где ничего не можешь сделать, а конечный пункт — полная автономность. Только маршрутную карту с подробным описанием шагов ребенок в дорогу не получает.

Ну и дальше, «дружок» рулит, как может и как сам понимает. Иногда нарушая правила, заезжая в тупик, получая травмы. Будто бы, играя в жмурки с завязанными глазами, пытается найти то, что удовлетворит наш родительский запрос.

Согласитесь, нельзя сразу маленькому спортсмену рвануть штангу с рекордным весом. Не получится сесть в автомобиль и просто поехать без опытного инструктора рядом, без освоения многих часов теории и практики. Маленькие шаги, соответствующие возрастным возможностям ребенка под руководством (и порой, с участием) взрослого — совершенно нормальный и естественный этап прохождения пути от начального пункта до цели.

Маршрутный лист для родителей:
1. Сначала рассказываем ребенку о том, что такое эта самостоятельность и по каким признакам можно понять, что достиг ее.
2. Пробуем делать вместе первые самостоятельные шаги (создаем условия, подбадриваем, поддерживаем).
3. Доверяем совсем небольшое и безопасное дело, с которым может справиться ребенок и получить опыт успешности.
4. Поощряем желаемое поведение и гордимся самостоятельными действиями (корректируем мягко, если нужно).
5. Доверяем ответственное дело, за которое будет отвечать только ребенок (например, кормление питомца, наличие хлеба, молока в доме, порядок в собственной одежде, в рюкзаке).
6. Даем понять, что дела, которые ребенок делает самостоятельно очень важны для всей семьи.
7. Постепенно увеличиваем зону самостоятельности ребенка.

И да, пока ребенок осваивает этот путь, родитель тихонько «колесит» рядом, наблюдая как растут на приборной доске родительского авто показатели терпения и поддержки. В добрый путь!

 

2

Оригинал поста здесь.

Автор:Елена Суворова

Фото:из блога автора

Теги:психологиявоспитание


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 53 человека

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 186 человек

Психолог 











Блог-пост

Елена Завьялова

— омичка

Максим Мироненко

— Абориген

Елена Завьялова

— омичка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

4032208 февраля 2021

Стиль жизни

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

3837408 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

1450105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

2049130 марта 2021
Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Кредо

Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Большое интервью с «музыкальным полиглотом», укротителем диких гитар, бессменным дирижером Омского государственного цирка, Заслуженным работником культуры Омской области.

401130 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх