Комикс про «Войцека»

В омском театре «Студия Л. Ермолаевой» — премьера, спектакль «Войцек».

1116112 апреля 2021
Комикс про «Войцека»

Зал пока не полон, что объясняется, видимо, малоизвестностью названия и автора пьесы, а на «кота в мешке» рядовой зритель не рвётся. А автор-то любопытный!

Георг Бюхнер, немецкий поэт и драматург, умер в 1837 году от тифа, не дожив и до 25 лет. Впрочем, современникам он, потомственный врач, был больше известен как автор учебника сравнительной анатомии и политический активист, провозгласивший: «Мир — хижинам, война — дворцам». Только в конце 19 века читающую публику привлекло издание его произведений с биографией автора, а вот в 20-м веке, особенно после Первой мировой, его произведения получили всеевропейскую популярность. Оказалось, что Бюхнер предвосхитил многое, что случилось в 20-м веке. В том же «Войцеке», например, главный герой, бесправный солдатик, становится объектом медицинских экспериментов. Такими объектами в фашистской Германии, как известно, были узники концлагерей...

1

Неоконченная пьеса «Войцек» и стала самым популярным произведением Бюхнера. Её не только ставят в театрах по всему миру, но и экранизируют (самый известный — фильм Вернера Херцога), есть даже опера и мюзикл.
Так почему бы в 21-м веке не быть комиксу? Тем более, что сюжет пьесы архетипичен и укладывается в три фразы: Он её любил. Она ему изменила. Он её убил. Да-да, «Кармен» и всё такое. Да, «маленький человек», да, бунтует, да силы его бунта хватает только на уничтожение самого близкого и дорогого, а не тех, кто считает его ничтожеством...

В общем, простоту фабулы создатели омского спектакля решили преодолеть затейливостью формы, предложив эстетику комикса (режиссёр — Виталий Романов). Во вселенную «Войцека» зритель попадает уже в фойе: здесь представлена серия графических работ художника спектакля Рустама Назирова — его интерпретация основных тем пьесы. На сцене же — обычный для этого театра граничащий с нищетой минимализм: два белых экрана, а между ними - небольшой подиум. За счёт световых эффектов, в основном, кислотных цветов мы видим, что происходит со скрывшимися за экранами персонажами. То есть значимые сцены спектакля зритель видит на экране как кинокомикс. Да и герои спектакля очень смахивают на героев комиксов: костюмы, пластика преувеличенно-выразительны. Танцевальные сцены под рок-композиции — особое удовольствие!

На офицерах — мундиры с погонами шире плеч, галунами и сверкающей оторочкой. Вот тамбурмажор (попросту — полковой барабанщик), соперник Войцека (Александр Тихонов): в белом мундире а ля гусарский доломан и красных революционных галифе при первом появлении среди местных дам уверенно демонстрирует умение управлять своим жезлом, символом Фрейд знает чего. А вот хозяин балагана (Евгений Сизов) — то ли добрый клоун, то ли Джокер, то ли отвязный циник, то ли недолюбленный ребёнок (на мой взгляд, самая удачная актёрская работа в этом спектакле). Или Доктор (Татьяна Жалнова): Войцек для неё не человек, а материал для эксперимента, да и сама она, как положено в комиксе — карикатура на учёного-злодея; ярко-красные туфли на шпильках — и символ доминирования, и орудие наказания, если материал нарушает условия эксперимента. Но при первой же попытке Войцека бунтовать с неё слетает вся карикатурность и остаётся одинокое достойное жалости существо...

Войцек же (Дмитрий Жалнов) жалок изначально. С втянутой в плечи головой он и с начальством разговаривает, и с любимой женщиной, и с другом. Его покорность судьбе, кажется, не знает границ. Этакий юродивый. Поэтому не вполне убеждает его бунт, не заметно, как копится ярость. Был такой всем поддакивающий милаха, и вдруг... Тем более, что нож у него появляется в момент, когда он пытается согреть Марию и никакой агрессии не проявляет.
Происходит это после покаянного монолога Марии (Полина Романова). Пожалуй, этот монолог — самая сильная сцена спектакля. Мария — единственный выпадающий из эстетики комикса персонаж, и это, кажется, не прокол, а сознательное решение постановщика. Она — настоящее, а не выдуманное существо, над ней нет земного суда. Судья ей — только она сама и Господь. Здесь — прямая параллель с раскаявшейся и прощённой Марией Магдалиной.

Но было ли у Войцека право вершить земной суд? Или он Марию от этого суда освобождает? Вот на эти-то ключевые вопросы спектакль ответа, увы, не даёт. Финал решён красиво: это танец освобождения Войцека от покорности. Правда, к сожалению, зритель не может воспринять его в полной мере из-за того, что пластический рисунок теряется на фоне тёмного задника, здесь бы постановщикам ещё со светом поработать. Может быть, тогда и будет понятно, оправдывают ли героя создатели спектакля или осуждают? Радуются высвобождению сокрушительной энергии или предупреждают об опасности?..

Оригинал в Facebook автора.

Автор:Елена Петрова

Фото:Городской драматический театр "Студия" Л.Ермолаевой

Теги:театрпремьера«Студия Л. Ермолаевой».

Новости по теме

Для впавших в уныние

27427 октября 2021

Метод Райкина

78423 октября 2021

Трибунала нет?

66922 октября 2021

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

19.10.2021

Как вы относитесь к введению в Омской области QR-кодов?

Уже проголосовало 25 человек

19.08.2021

А как вы сегодня оцениваете деятельность Леонида Полежаева на посту губернатора?

Уже проголосовало 153 человека

Записи автора























Блог-пост

Екатерина Кукина

— Преподаватель института математики ОмГУ

Елена Петрова

— омичка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Падаю в воду специально, чтобы понять все риски»

Story

«Падаю в воду специально, чтобы понять все риски»

Эквилибрист на свободной проволоке Вячеслав Санин знает, каково это — вмиг потяжелеть на десять килограммов, оставаясь при этом в прекрасной физической форме.

21627 октября 2021
«Из этой воды все выйдут сухими, и, конечно же, счастливыми»

Story

«Из этой воды все выйдут сухими, и, конечно же, счастливыми»

Виктория Олифирова, автор сценария и режиссер-постановщик новой программы «Одиссея», которая стартует в Омском государственном цирке 30 октября — о цирковом «роуд-муви», уникальных трюках и о воде как источнике не только жизни, но и ярких впечатлений.

127921 октября 2021
Путь омича в Большой цирк

Story

Путь омича в Большой цирк

«ВОмске» рассказывает, как простой паренек с Рабочих стал Заслуженным артистом России и лауреатом многочисленных международных конкурсов.

 

161811 октября 2021
Дело её вкуса

Story

Дело её вкуса

История Марии Хрищенко – пример того, что каждый при желании может сделать мир чуть красивее, если займется тем, что ему нравится.

3830210 сентября 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх