Не исчезай

Честно скажу, не ожидала, что новый проект «Пятого театра» произведёт на меня такое сильное впечатление! Какой-то бывший омич, некий Артём Томилов, обретающийся ныне в Питере, «концептмейкер» и «трендсеттер» (как он сам себя называет) расскажет о себе, любимом, в экспериментальном «Пространстве 25». Спектакль так и называется: «Артём Томилов». Скромно, что уж!

157915 мая 2021
Не исчезай

Жанр определён как «автофикшн», то есть, как объясняют в театре, «на пересечении сразу нескольких опытов письма: мемуары, дневниковые заметки, документальная проза, эссе». Значит, автор текста, лежащего в основе спектакля — сам Артём Томилов, источник повествования — его собственная жизнь. Герой нашего времени, ага.

1

Но, то литература, а то — театр. Как этот поток сознания структурировать? Как сделать его нужным зрителю? Это уже — задача режиссёра Артёма Томилова. Справится? Вот с этим вопросом и определённой долей скепсиса я и отправилась на генеральную репетицию спектакля.

Играют его в фойе второго этажа, у одной стены — зрительские ряды, у другой - диваны, баблы, стулья, на которых располагаются актёры. Мы с ними в одном пространстве. Ну, может, они чуть раскованнее нас: расселись в свободных позах, одеты как-то по-домашнему, кто-то даже прилёг на мягкий бабл, чтобы подремать, «пока не требует к священной жертве»... Справа - странноватое сооружение, некое подобие сцены с бархатными шторами (занавесом это не назовёшь!), настолько маленькое, что там, конечно, поместится лишь один актёр, а выйти на помост он сможет, только пригнувшись. Игрушка!

И вдруг из-за этих штор появляется прекрасная Мария Долганёва, вся в белом, и своим красивым низким голосом начинает рассказывать, как «я, Атрём Томилов», с юных лет мечтал выйти на сцену «Пятого театра». Душа героя? Когда она спускается с подиума, рассказ подхватывают другие актёры. Все они — коллективный Артём Томилов, а каждый — какая-то его ипостась. Елизавета Кухтина в детской пижамке-леопарде, конечно, абсолютно инфантильный Артём Томилов, существо, способное не опоздать на самолёт только при посторонней помощи; Дмитрий Макаров - Артём Томилов, который делится воспоминаниями об отце да и становится его проявлением в сыне; Олеся Шилякова воплощает то, что автор хочет сказать о маме. Ксения Огарь — та ипостась героя, которая борется с самим собой, с собственной ленью и вообще — «за справедливость», а Василий Кондрашин воплощает ту самую лень, которую попробуй, побори!

Повествование о жизни героя не имеет хронологии: что вспомнил в данный момент, о том и рассказывает коллективный Томилов. Это может быть и вчерашний сон, и история из детства. Впрочем, это так знакомо! Кто не любит рассказать по поводу и без байку из собственной жизни?

И, надо сказать, в этих рассказах Артём Томилов себя не жалеет! Чего стоят воспоминания о Кордном посёлке середины 90-х: подростки сбиваются в «банды», выживают по бандитским законам. Любой может стать и жертвой, и обидчиком. На каждой из этих сторон побывал и Артём Томилов, а сегодня он публично рассказывает об этом, чтобы «заплатить за ту дурость» тем, кого обижал, и простить тех, кто обижал его. Мужественный шаг! Впрочем, уехать их Кордного можно, но Кордный не уедет из тебя. И Питер не станет родным, пока там не появятся омские друзья и круглосуточный «Киборг», где сигареты — поштучно. Нельзя исчезнуть из Омска, всего лишь преодолев пару тысяч километров! Об этом и спектакль.

Интересно, что чёртова дюжина актёров, участников спектакля — это и коллективный Артём Томилов, и, собственно, наблюдатели за его жизнью. Такие же, как мы, зрители. Они так же, как и мы, хохочут над «приколами», порой, комментируют происходящее. Вот Атрём Томилов-Олег Меньшиков показывает, как он разбирал архив театра. «Первый курс!», - смеются над этюдом коллеги. Такое впечатление, что многие монологи они, как и мы, сегодня слышат впервые. Может, и правда, спектакль в его целом собирают только на генеральной репетиции? Если нет — это то, про что говорят «гениальная актёрская игра». Этот приём дарит зрителю необычный опыт эмоционального единения с актёрами. Пространство не делится на зал и сцену, мы проживаем все истории вместе. Даже ради такого необычного опыта стоит идти на спектакль. Впрочем, это только первый акт.

Второй акт совсем другой. Если в первом герой бесстрашно раскрывался в самых разных ипостасях, то во втором он скрывается за разными ролями, что, конечно, часть жизни человека театра. «Сцена» переезжает в центр зала и актёры выходят на эту сцену «в образе», каждый в своём. Теперь байки из жизни героя звучат пафосно и торжественно. Вот Татьяна Крылова рассказывает о встречах с родственниками, словно декламирует стихи в прозе; Елена Заиграева — Арлекин, закатывающий глаза и заламывающий руки, Станислав Горенбахер — кошка, рассказывающая о сложном отношении к победам «Авангарда», а Владимир Куражев — йог, стремящийся смиренно принимать омские реалии. Анна Сотникова по ходу рассказа общается с натянутой на руку куклой, а Александра Урдуханова рассказывает, как отнеслись к идее проекта коллеги по театру: не все его приняли и захотели в нём участвовать, но автор относится к этому с пониманием и принятием. Все эти типажи повествуют о сегодняшних впечатлениях Артёма Томилова, вернувшегося в Омск через 15 лет. Что-то его пугает, что-то возмущает, что-то нравится, что-то восхищает. Это его «место силы», поэтому сюда нельзя не возвращаться!

2

Впрочем, актёрский стёб постепенно и как-то естественно переходит в трагический регистр, когда сначала Василий Кондрашин рассказывает, как парень из Кордного начал учиться на факультете культуры и искусств, как в его жизни появилась Татьяна Казакова, мастер курса и одна из основательниц «Пятого». А затем тему подхватывает Мария Долганёва, и её слова, пожалуй, не только отношение Артёма Томилова к учителю, но и её собственное, и всех актёров «Пятого»: боль потери заполняет пространство...

Спектакль — выяснение отношений с городом и с самим собой, с собственной юностью. Поймала себя на мысли, что хотела бы посмотреть этот спектакль ещё раз с «поуехавшими» друзьями и сыновьями. А потом обсудить.

Когда возвращалась из театра, почему-то крутились в голове строчки «поуехавшего» из Сибири и состоявшегося в столице и в мире Евгения Евтушенко:
Не исчезай… Исчезнув из меня, развоплотясь, ты из себя исчезнешь...

Не исчезайте, любимые люди, даже если вы далеко, оставайтесь в моей душе! И пусть остаётся в ваших душах этот нелепый и прекрасный город!

 

Оригинал в Facebook автора

 

Автор:Елена Петрова

Фото:Из блога автора

Теги:Пятый театрпремьера

Новости по теме

Для впавших в уныние

111327 октября 2021

Метод Райкина

136923 октября 2021

Трибунала нет?

106622 октября 2021

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

10.01.2022

Вы одобряете ввод вооруженных сил ОДКБ в Казахстан?

Уже проголосовало 27 человек

19.10.2021

Как вы относитесь к введению в Омской области QR-кодов?

Уже проголосовало 173 человека
























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ЛЮДИ ГОДА. Россия и мир. Преступление и наказание — после возвращения. Игрок или Идиот?

Да простит нас Федор Михайлович Достоевский, но — воспользовавшись тем, что и сам 200-летний юбиляр попал в наш топ людей года, мы не удержались от соблазна позаимствовать у него если не мотивы и канву, то хотя бы названия произведений. Так или иначе, Достоевский всегда актуален.

1369110 января 2022

Люди года- 2021. Год ушел. Кто (и где? и с чем?) остался?

Когда 12 месяцев назад все (ну почти) гнали прочь 2020 год — они ведь не вот этого всего ждали, наверное? Или, наоборот, у вас все было круто? Но вот и 2021-й — вне зависимости, оправдал ли он чьи-то надежды, превзошел или, наоборот, порушил — вписал себя в историю. И теперь «ВОмске» с помощью экспертов и читателей выясняет — чьими руками, словами и поступками.

2122207 января 2022

Кто достоин звания «Персона года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в третьем итоговом опросе 2021 года.

168906 января 2022

Кто из них достоин звания «Россиянин года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие во втором итоговом опросе 2021 года.

189306 января 2022

Кто достоин звания «Омич года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в итоговом опросе 2021 года.

2333506 января 2022

Стиль жизни

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Саше Тимофеечеву…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Саше Тимофеечеву…

…или тринадцать выводов к 54 году гендиректора компании «Альком».

3672219 января 2022
Евгений Маргулис из «Машины времени» озвучил юбилей Ильи Иванова

Светские хроники

Евгений Маргулис из «Машины времени» озвучил юбилей Ильи Иванова

Легендарный блюзмен стал главной приглашенной звездой юбилейного вечера-«квартирника» в Омске.

3114712 декабря 2021
«Белая симфония» — праздник, который всегда зимой

Светские хроники

«Белая симфония» — праздник, который всегда зимой

Если и есть в этом безумно-пандемийном мире что-то постоянное, то это фестиваль «Белая симфония», который сочинили в Омске.

423130 ноября 2021
Миссис Омск-2021 стала многодетная мама

Светские хроники

Миссис Омск-2021 стала многодетная мама

Татьяна Малюкова — победительница конкурса «Миссис Омск 2021/2022».

388122 ноября 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх