Опаленные «Грозой»

Cпектакль Магнитогорского драматического театра имени Пушкина, гастролирующего сейчас в Омске на площадке «Пятого театра», обжёг омских зрителей и неожиданностью трактовки классической пьесы Островского, и градусом работы актёрского ансамбля.

138524 мая 2021
Опаленные «Грозой»

Атмосфера в зрительном зале к концу представления накалилась так, что крики «браво» заглушали шум аплодисментов. Что же так впечатлило омичей? Попробую разобраться.

Золотомасочный спектакль поставлен петербургским режиссёром Львом Эренбургом ещё в 2007 году, но до сих пор свеж, поскольку во многом построен на актёрской импровизации. На встрече с журналистами и зрителями актёры рассказали, как, с одной стороны, спектакль рождался из бесконечных этюдов, с другой — режиссёр постепенно и как бы незаметно для актёров укладывал их находки в жёсткий общий рисунок спектакля. И внутри этой рамки до сих пор царит удивительная свобода, захватывающая зрителей.

1

Впрочем, и Островский здесь не классический. «Гроза» ведь первое произведение драматурга, с которым каждый знакомится ещё в школе и усваивает трактовку Добролюбова про «луч света» и «тёмное царство». А здесь этого противопоставления, вроде бы, и нет. Вернее, оно — внутри каждого героя: свет и тьма борются в каждой душе, и, что победит, предугадать невозможно.

Природные стихии воды и огня воплощают эту борьбу, а амплитуда душевных метаний героев передаётся в удивительной сценографии Алексея Вотякова. Со двора Кабановых мы то и дело попадаем на берег Волги и обратно благодаря перекинутым через дворовый частокол огромным доскам. В процессе действия актёры то поднимают их, и тогда они образуют скат избяного потолка; то опускают, «задвигая» дом и образуя крутой речной берег. И каждому приходится балансировать на этих досках-качелях, да не каждый удерживается. За ними — речной омут, отражение которого, как в небе, видит зритель. Да, здесь вода отражается в небе, а не наоборот, как мы все привыкли. В этом отражении мы и видим: барахтается в тёмной воде то один, то другой. А в какой-то момент крики «Горим!» материализуются: во дворе Кабановых вспыхивает настоящий огонь, который все бросаются заливать.

Жизнь города Калинова нам показана не в привычном хрестоматийном ракурсе. Про «жестокие нравы» речи нет. Наоборот, жители Калинова не купеческими делами озабочены, а миром-ладом в семьях. Вот Дикой (Пётр Ермаков) — у Островского «значительное лицо в городе», а здесь — человек, страдающий, что нет у него сына-наследника, и в бездетном Тихоне (Владимир Богданов) он видит родственную душу, с которой можно горе топить в вине. Результат этюдной работы актёров: «отрываются» от души! И Борис (Игорь Панов) здесь — не помощник в делах дядюшки Дикого, эта родственная связь вообще не показана. Катерину он любит глубоко и искренне, как ребёнка, жалея и лелея. Но связать свою жизнь с ней не может потому,... что погибает от чахотки, и уезжает-то из Калинова — умирать. А для изобретателя Кулигина (Андрей Бердников) технические достижения — не главное. Громоотвод нужен только потому, что Катерина боится грозы. Отвести от неё опасность — это, прежде всего, проявление нежности, сквозящей во всём, что он делает. Вот такие «нежные нравы» в городе Калинове.

Начинается спектакль банным днём в семье Кабановых: домочадцы дружно готовят друг другу банную утварь, моют друг друга, Катерина и Варя, болтая «о своём, о девичьем», омывают ноги в общем тазу, а мамаша Кабаниха заботливо стрижёт Тихону ногти. Тут же суетятся «приблудные» странницы, прислуга Глаша, — все свои, родные. И это так очевидно, что много слов не надо.

Текст Островского значительно урезан, зато есть характеры, которые проявляются гораздо полнее, чем в первоисточнике. Вот «девка в доме Кабановых» Глаша (Лира Лямкина): у Островского она существует на уровне «кушать подано», а здесь это беззаветно влюблённое в Тихона существо. Что только ни предпринимает она, чтобы приворожить любимого, чтобы стать ему нужной! Это и трогательно, и смешно, и столь значительно, что ставит любовную историю Глаши в один ряд с историями Вари и Катерины.

Линия Вари (Анастасия Якупова) и Кудряша (Данила Сочков), кстати, в значительной степени решена пластически. Да и к чему слова, когда страсть захлёстывает? Или замечательный дуэт/дуэль странниц Феклуши (Нина Филонова) и введённой режиссёром Матрёны (Марина Крюкова). Здесь и соперничество, и взаимная поддержка, и принятие. Да и Кабаниха-то (Надежда Лаврова) — никакой не монстр, всего лишь стремится, чтобы в доме всем было хорошо так, как она это понимает, как требует традиция, как завещано Всевышним. И когда её усилия идут прахом, она тоже бунтует, тоже готова расстаться с жизнью, обратив к Господу горький монолог (которого нет в пьесе). И это переживание богооставленности ничуть не меньше отчаяния Катерины.

2

Катерина же (Анна Дашук) здесь тоже не хрестоматийный «луч», а существо, в котором стихии света и тьмы, огня и воды борются наиболее ожесточённо. Её положение - самое шаткое. И она делает выбор: бросается в душевный омут, признаваясь калиновскому обществу в своей страсти. Само же падение в реку выглядит уже закономерностью, мы даже не слышим плеска воды. Но сердобольные калиновцы дружно вытаскивают Катерину, суетятся вокруг неё, долго, но безуспешно пытаются спасти, пока не начинают заедать волжские комары. Все отмахиваются от кровососов, тут уж и Катерина не выдерживает: хлопает себя по щеке. Так и выходят на аплодисменты...

Да и могло ли быть иначе? Нашу родную со школьных лет Катерину — не задушишь, не убьёшь. Сколько ещё «Гроз» прогремит на российской сцене! Пусть все они будут такими же неожиданными и интересными, как у магнитогорцев. И совсем другими)))

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото: с сайта Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина dramteatr.com

Теги:"Пятый театр"гастролиМагнитогорский драматический театр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

20.04.2022

Как вы относитесь к появлению электросамокатов в Омске?

Уже проголосовало 15 человек

09.04.2022

Где вы планируете отдыхать летом?

Уже проголосовало 19 человек























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Ольга Савельева

— попутчица


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Осилившая дорогу

2 мая 2022-го она отмечала бы 70-летие… Александра Илларионовна Юркова /1952 - 2015/… Легендарный театральный директор, стоявший у истоков создания Омского государственного драматического «Пятого театра»…

1398101 мая 2022

Стиль жизни

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Юре Чащину…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Юре Чащину…

…от состоявшегося предпринимателя, ресторатора, владельца торговых марок «Сибирский Провиант», «Два поэта» и «Осип Терлеев» (но об этом в письме – ни слова!)

4043521 апреля 2022
«Падает цена на нефть – и у мужа падает...»

Секс

«Падает цена на нефть – и у мужа падает...»

«Влияет ли экономический кризис на мужскую потенцию?» – с таким вопросом пришла на прием к сексологу Сергею Тимофееву супруга одного бизнесмена.

645811 апреля 2022
Мыслящие здраво. Евгений Смирнов

Здоровье

Мыслящие здраво. Евгений Смирнов

Чем дикий хрен полезнее огородного, как ходить по воде по 200 морских миль за ночь и по 20 км посуху за день, париться не по пустякам, а в японской бане и путешествовать с пользой для здоровья, рассказывает владелец салона мебели Koryna.

6903111 апреля 2022
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёже Денисенко...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёже Денисенко...

...от известного литератора и апологета омской культуры.

6010204 апреля 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх