Отцы и дети Карамазовы

Фестиваль «Золотая Маска» в Омске завершил программу «Достоевский и театр» спектаклем петербургского Малого драматического театра — театра Европы «Братья Карамазовы».

188108 июня 2021
Отцы и дети Карамазовы

И художественный руководитель театра Лев Додин, и актёры не раз рассказывали, что работа с текстом Достоевского шла более четырёх лет, что актёры перепробовали разные роли, что в процессе работы отпадали сюжетные линии и герои, в результате осталась семья Карамазовых, включая брата Смердякова, и Грушенька с Катериной Ивановной без которых семья эта будет, конечно, неполной. И что в итоге этой огромной работы увидели зрители?

Темноту сцены прорезает луч света, он «гуляет» по сцене, но выхватывает лишь чёрную пустоту (художник по свету Дамир Исмагилов). Наконец, в круге света оказывается сидящий на стуле человек в чёрном с небольшим чемоданом в руках. Вот он встаёт, достаёт из чемодана какие-то вещи, начинает переодеваться, меняя чёрное на чёрное. Света становится больше, мы видим провал в центре сцены. Люк, подполье, преисподняя? Оттуда один за другим появляются люди в чёрном, они заговаривают с человеком с чемоданом. Становится понятно, что это Алёша (Евгений Санников), вышедший из монастыря для «земного послушания», вернулся в дом отца, где и встречают его Фёдор Павлович (Игорь Иванов) и братья Дмитрий (Игорь Черневич) и Иван (Станислав Никольский). Оттуда же, из недр земных, появляются и Грушенька (Екатерина Тарасова), и Катерина Ивановна (Елизавета Боярская). Через некоторое время является ещё и Смердяков (Олег Рязанцев). Вот и всё.

1

Пространство сцены свободно, из реквизита — лишь разнокалиберные стулья, сваленные в кучу как символ хаоса в доме Карамазова (сценограф Александр Боровский). Есть ещё металлическая решётка, которая время от времени движется через всю сцену от одного портала к другому. Так надвигается на героев неизбежность. Надвигается под звуки фокстрота, фривольная мелодия которого кажется удивительно знакомой. И в какой-то момент герои запевают: «Раскинулось небо широко...» (мы-то знаем «Раскинулось море широко», но есть, оказывается и такой вариант).

Все семеро, практически, всё время на сцене, монолог любого превращается в полилог: его подхватывают остальные, продолжая рассказ как участники событий, о которых ведётся повествование, или споря с рассказчиком. Сыновья выясняют отношения то с родным отцом, вспоминая детскую брошенность, то с Отцом Небесным. Отец Карамазов непреклонен, помощи от него не будет никому. А Отец Небесный? Поможет ли? Поддержит ли? Или нет его вовсе и «всё дозволено»? Луч небесного света, порой, переливается в зал, значит, этот вопрос и к нам обращён?

Диссонанс внутри каждого и в отношениях всех со всеми обнажается, когда вновь звучит фокстрот, но на его фоне Митя затягивает бетховенскую «Оду к радости», которую постепенно подхватывают и остальные: «Люди — братья меж собой!». Однако для Карамазовых братство по «дурной крови» становится проклятием.

А вот Грушенька и Катерина Ивановна здесь — словно сёстры-близнецы понимают друг друга, поскольку обе жаждут власти, пожалуй, больше, чем любви. Грушенька даже «косплеит» Катерину Ивановну, пытаясь соблазнить Алёшу как когда-то Катерина Ивановна — Митю. Но Алёша, смирившийся было с карамазовским в себе, видит вдруг в ней лик Богородицы, к иконе которой когда-то поднимала его «блаженная» матушка.

Суд над Митей вершит отец: он предстаёт как судья, ведущий судебное заседание. Или судит Отец? Суд земной или небесный? Этот выбор делает каждый, и приговор себе каждый тоже выносит сам. Но Смердяковское: «Мы все и убили», — принимают все. Но раскаиваются ли? Нет, не верит этому Алёша и бунтует: «Я хочу сжечь этот город. Я подожгу и буду смотреть… А может быть, подожгу и сам со всеми останусь гореть – я ведь тоже этот город».

У Достоевского этих слов нет, но здесь они воспринимаются как неизбежность. Тем более, что остальные вместо покаяния затягивают под весёлый фокстрот «Раскинулось небо...», а затем и в разнузданную пляску пускаются. Тут и надвигается на героев неизбежность: охваченная пламенем металлическая решётка пересекает сцену, захватывая и поглощая в адском огне беснующихся. И снова тьма. Снова луч небесный обшаривает пустое пространство и... натыкается на человека в чёрном с небольшим чемоданом в руках. Всё, как в самом начале.

А может, ничего и не было? И всё это происходило только в голове автора? Может, это Достоевский со своими героями разговаривал? И с нами...

2

 

Оригинал в Facebook автора

Автор:Елена Петрова

Фото:с сайта mdt-dodin.ru

Теги:"Золотая маска"театр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

18 декабря

Гоголь — с нами

Гоголь — с нами

59624 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека

























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

123914 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

133807 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

1215105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

1051203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх