Как молоденькие иностранные исследователи получили доступ даже к засекреченным фондам

Консультируя аспирантов Стенфордского университета, я заметил, что у них есть ссылки и на документы из наших партийных архивов. Как американцы попали в эти архивы? Даже мы, профессиональные историки, не могли там работать, если не были членами КПСС.

143822 августа 2021
Как молоденькие иностранные исследователи получили доступ даже к засекреченным фондам

Оказавшись в 1990 году в Стэнфордском университете я, в частности, консультировал аспирантов, которые исследовали историю России. Их вопросы очень удивляли. И не тем, что аспиранты что-то не знали, а тем, что вопросы выдавали совсем другой менталитет человека. Русский-то язык они добросовестно выучили и материал собрали, но мыслили-то они по-своему. Особенно это касалось тем по истории советского периода. Американцы никак не могли понять логику действий и властей и людей. Поэтому они пытались «перевести» всё изученное на свой язык, изложить всё на свой лад. Порой это получалось смешно, и мне часто приходилось сдерживать улыбку, чтобы не обидеть молодого ученого. Ну, очень многое они не могли понять в советской истории, что тут поделаешь?! И я в короткой консультации, конечно, не мог помочь им уяснить глубинные причины многих событий у нас. Они ведь, бедные, не изучали «историю КПСС» и «научный коммунизм». В общем, лишний раз убеждался: «умом Россию не понять».

Консультируя аспирантов, я заметил, что у них есть ссылки и на документы из наших партийных архивов. Как американцы попали в эти архивы? Даже мы, профессиональные историки, не могли там работать, если не были членами КПСС. И цензура там была свирепая, круче, чем в обычных исторических архивах. Даже в обычных государственных архивах был такой порядок: все ваши выписки из документов во время работы хранились только в сейфе архива, а когда вы заканчивали работу, то все записи тщательно вычитывали особые сотрудники и вырезали оттуда всё, что им не понравилось, что не может быть, по их мнению, предано огласке. А представляю, что творилось в партийных архивах. Да и вообще, получение разрешения на работу в партийном архиве даже для отечественных историков – это такая морока, такие длинные проверки тебя на благонадежность, такая волокита, что я, например, вообще ни разу туда так и не попал. А тут молоденькие иностранные исследователи получают доступ даже к засекреченным фондам. Но оказалось, что все ссылки у аспирантов только на один архив – Смоленский областной партийный архив.

1

В 1941 году советские и партийные органы при эвакуации городов первым делом вывозили партийные архивы и документы НКВД. А вот со Смоленским не успели. И он достался немцам. Затем его захватили американцы и поместили в Национальный архив США. Только в середине 50-х годов они оповестили всех, что архив у них. На базе документов из этих фондов были проведены исследования американскими историками. И вырисовалась весьма неприглядная картина политики Компартии на местах. Было выявлено и опубликовано много убедительных и достоверных данных о раскулачивании, о насильственной коллективизации, о массовых репрессиях. Причем все выводы имели под собой серьезную доказательную документальную базу. Советское руководство оказалось в двусмысленном положении: с одной стороны, оно хотело получит архив обратно, а с другой, после выхода трудов историков, разоблачающих античеловеческую политику коммунистов, оно было вынуждено объявить все документы архива фальшивкой. И в 1958 году, когда американцы предложили СССР вернуть архив, наше правительство отреклось от него.
А потом в 1963 году вдруг опять потребовало его возвращения. А зачем его возвращать, если это фальшивка?

P.S. Смоленский архив вернули в 2002 году.

 

Оригинал в Facebook автора

Автор:Александр Минжуренко

Фото:Из блога автора

Теги:Историяархив


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

245501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

248601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5947101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6165221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх