Непотопляемый ковчег

Показ документального фильма «Ковчег Римаса» прошёл в Центре «Эрмитаж-Сибирь» в разгар гастролей театра Вахтангова в Омске, и это отличный подарок поклонникам театра.

137822 июня 2021
Непотопляемый ковчег

На экране — хребты кавказских гор, синее южное небо, каменистые горные тропинки... Так начинается документальный фильм о... Римасе Туминасе, художественном руководителе театра имени Вахтангова. И не только потому, что авторы фильма «Ковчег Римаса» — Елена Мамонтова и Игорь Вахитов — брали первые интервью у своего героя во Владикавказе, где театр тогда гастролировал. Прежде всего потому, что для Римаса Владимировича важен диалог с создателем театра Евгением Вахтанговым. Здесь, на его родине, кажется, появляется возможность понять, почувствовать природные, народные, метафизические истоки его творческого метода.

Не забыты в фильме и продолжатели дела Вахтангова — Рубен Симонов, Михаил Ульянов. Кстати, оказывается, именно Михаил Александрович пригласил Туминаса в Вахтанговский театр — узнала об этом из фильма. А кому, как не ему, понимать, какой художник сможет достойно продолжить его дело и дело его предшественников?

1

Но Туминас не просто поддерживает традиции, он их развивает, а это бывает не всегда. Чаще новый худрук создаёт на старом месте совсем новый, абсолютно «свой» театр, и тут есть удачные примеры, скажем, «Электротеатр Станиславский» на месте театра имени Станиславского или «ГогольЦентр» на месте театра имени Гоголя. Сегодня можно сказать, что и Вахтанговский театр — это театр Туминаса, но именно как продолжателя, а не разрушителя.

Его актёры, воспитанные на «Принцессе Турандот» Вахтангова, и в гротесковых ролях-масках умеют оставаться психологически достоверными. Это не случайность, не остатки «старой школы», а результат главного принципа Туминаса в работе с актёрами: «Займись актёрами, а не собой», - в этом он видит свою миссию. В фильме есть интервью с Владимиром Симоновым, Алексеем Гуськовым, Виктором Сухоруковым о том, как с ними режиссёр работает. К каждому, судя по их рассказам, у него свой подход, но результат единый: слаженный актёрский ансамбль в каждом спектакле.

В одном из интервью Римас Владимирович говорит о «литературном театре», о том, что открыть зрителю автора важнее, чем показать самого себя. Все режиссёрские решения — ради приближения к автору. Приближения и с дистанции сегодняшнего дня, и с дистанции вечности. Да, театр для него — ковчег, который хранит человека от падения в бездну. И он как рулевой этого ковчега ответственен, прежде всего, перед высшим началом, удерживающим ковчег над бездной.

В одном из эпизодов фильма Елена Мамонтова вспоминает, как когда-то её поразила мысль Бердяева о том, что не только человеку необходим Бог, но и Богу нужен человек. Это воспоминание не случайно: в Туминасе она увидела именно такого нужного Богу человека: художника, ответственного перед Небом. И не в религиозной конфессии дело, не в христианстве или язычестве, а в бескомпромиссной требовательности художника к самому себе. Туминас, например, отказывается переходить из репетиционного зала на сцену, даже когда спектакль, казалось бы готов, если считает, что его пока не должны видеть Там.

Показ прошёл в Центре «Эрмитаж-Сибирь» в разгар гастролей театра Вахтангова в Омске, и это отличный подарок поклонникам театра. Но, честно говоря, хотелось бы продолжения. Об этом говорили и зрители на обсуждении фильма. Интересно было бы понять, например, чем руководствуется Римас Владимирович, приглашая в театр того или иного режиссёра? Есть ли у этих очень разных художников что-то, по его мнению, общее, важное для него?

С сожалением Елена Станиславовна Мамонтова говорила о том, что творческая группа готова к продолжению проекта (в проекте «Театрон», изначально поддержанном телеканалом «Продвижение», уже четыре фильма), но в данный момент средств на это нет. Банально, обидно, но это так.

Тешу себя простодушной надеждой, что этот текст увидит некий состоятельный театрал и поможет продолжить проект. «Блажен, кто верует!». А что ещё остаётся?

 

2

Оригинал в Facebook автора. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 марта

130 юбилейных событий

130 юбилейных событий

12927 марта 2024

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

86705 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

50907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 97 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 93 человека



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

3452101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

3833221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

5386218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10830204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх