
Восемь снов Юрия Бутусова
Художника, как известно, «должно судить по законам, им самим над собою признанным». И не только по законам Бутусова (а здесь творческий метод режиссёра реализуется в полную силу), но и по законам Булгакова, давшего пьесе подзаголовок «Восемь снов» и таким образом легитимировавшего возможность фантасмагорической интерпретации.
119022 июня 2021
Спектакль Вахтанговского театра «Бег» — это спор со ставшим каноническим воплощением произведения Булгакова: фильмом Алова и Наумова. Допускаю, что режиссёр Юрий Бутусов и не думал вступать в этот спор, но в восприятии зрителей он неизбежен. Поэтому во время антракта гастрольного показа «Бега» в Омске в зале то и дело слышались реплики переговаривающихся зрителей: «Вот у Хлудова-Дворжецкого был взгляд!», «А помнишь Чарноту-Ульянова?», — ну и так далее.
Однако, художника, как известно, «должно судить по законам, им самим над собою признанным». И не только по законам Бутусова (а здесь творческий метод режиссёра реализуется в полную силу), но и по законам Булгакова, давшего пьесе подзаголовок «Восемь снов» и таким образом легитимировавшего возможность фантасмагорической интерпретации. Да ведь и основана пьеса не на личном опыте, а на воспоминаниях побывавшей в эмиграции жены писателя. Интерпретация травматичного опыта другого человека — это ли не фантазия?
Спектакль начинается с бега в прямом смысле: мимо погружённой в болезненный сон Серафимы проносятся люди, откуда-то доносятся обрывки фраз... Ощущение урагана, сметающего привычную жизнь, останется до конца спектакля.
Необычайно сложна сценография спектакля. Окраина родины, откуда вынуждены бежать «проигравшие», — это бессмысленное нагромождение фрагментов изломанной прошлой жизни, хаос, от которого они спасаются. Но Константинополь ещё страшнее: это пустая планета, в чёрном безвоздушном пространстве её небес видны такие же далёкие и пустынно-чуждые планеты... «Душный город!», — повторяют невольники этой вселенной.
Бег не прекращается и здесь, потому что теперь бегут они от самих себя, пряча боль в гриме «белого клоуна»: «Надо следить за своим лицом, чтобы никто не застал врасплох, чтобы не понял никто, как плох...». Этот побег мог бы удаться, но сны, сны...
Им ли это всё снится или уже нам, сегодняшним, если отплытие из Крыма сопровождается саундом «Океана Эльзы», вестовой Крапилин читает Маяковского, а Чарнота, приняв решение остаться в «душном городе», распевает залихватское: «Я остаюсь, чтобы жить!» «Чёрного обелиска»?..
Когда спектакль окончился, выходившие из театра притихшие зрители уже не вспоминали фильм. Театр сумел погрузить нас в свои сны и сделать их нашими.
2Оригинал в Facebook автора.
Фото:с сайта vakhtangov.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
09.08.2022
Вам нравится «Флора-2022»?
Уже проголосовало 5 человек
09.08.2022
Вам понравился День города — 2022?
Уже проголосовало 5 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 14 августа 2022 года
148013 августа 2022
Гороскоп на 13 августа 2022 года
137812 августа 2022
Гороскоп на 15 августа 2022 года
136114 августа 2022
Выбор редакции
Омский бизнес выступает против единого оператора цифровой наружной рекламы
145208 августа 2022
785108 августа 2022
5284320 июля 2022
17563310130
Записи автора
«Классно рассеивать споры искусства»
23618 августа 2022
75813 августа 2022
«Мурчат не за что-то. Мурчат просто так»
109630 июля 2022
102821 июля 2022
103916 июля 2022
Сдаётся крепость всё равно кому?
115514 июля 2022
«Граф Калиостро» материализовался в Омске
127712 июля 2022
Актёры Омского ЦСД сыграют в спектакле московского Театра.doc
112028 июня 2022
Очередь до фонтана – «Лужайкино» презентовало новинку
1157112 августа 2022
На выставке побывать и себя показать
245526 июля 2022
— директор правового холдинга «Закон»
— юрист
— Хозяйка Берлоги
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии