
Восемь снов Юрия Бутусова
Художника, как известно, «должно судить по законам, им самим над собою признанным». И не только по законам Бутусова (а здесь творческий метод режиссёра реализуется в полную силу), но и по законам Булгакова, давшего пьесе подзаголовок «Восемь снов» и таким образом легитимировавшего возможность фантасмагорической интерпретации.
154622 июня 2021
Спектакль Вахтанговского театра «Бег» — это спор со ставшим каноническим воплощением произведения Булгакова: фильмом Алова и Наумова. Допускаю, что режиссёр Юрий Бутусов и не думал вступать в этот спор, но в восприятии зрителей он неизбежен. Поэтому во время антракта гастрольного показа «Бега» в Омске в зале то и дело слышались реплики переговаривающихся зрителей: «Вот у Хлудова-Дворжецкого был взгляд!», «А помнишь Чарноту-Ульянова?», — ну и так далее.
Однако, художника, как известно, «должно судить по законам, им самим над собою признанным». И не только по законам Бутусова (а здесь творческий метод режиссёра реализуется в полную силу), но и по законам Булгакова, давшего пьесе подзаголовок «Восемь снов» и таким образом легитимировавшего возможность фантасмагорической интерпретации. Да ведь и основана пьеса не на личном опыте, а на воспоминаниях побывавшей в эмиграции жены писателя. Интерпретация травматичного опыта другого человека — это ли не фантазия?
1Спектакль начинается с бега в прямом смысле: мимо погружённой в болезненный сон Серафимы проносятся люди, откуда-то доносятся обрывки фраз... Ощущение урагана, сметающего привычную жизнь, останется до конца спектакля.
Необычайно сложна сценография спектакля. Окраина родины, откуда вынуждены бежать «проигравшие», — это бессмысленное нагромождение фрагментов изломанной прошлой жизни, хаос, от которого они спасаются. Но Константинополь ещё страшнее: это пустая планета, в чёрном безвоздушном пространстве её небес видны такие же далёкие и пустынно-чуждые планеты... «Душный город!», — повторяют невольники этой вселенной.
Бег не прекращается и здесь, потому что теперь бегут они от самих себя, пряча боль в гриме «белого клоуна»: «Надо следить за своим лицом, чтобы никто не застал врасплох, чтобы не понял никто, как плох...». Этот побег мог бы удаться, но сны, сны...
Им ли это всё снится или уже нам, сегодняшним, если отплытие из Крыма сопровождается саундом «Океана Эльзы», вестовой Крапилин читает Маяковского, а Чарнота, приняв решение остаться в «душном городе», распевает залихватское: «Я остаюсь, чтобы жить!» «Чёрного обелиска»?..
Когда спектакль окончился, выходившие из театра притихшие зрители уже не вспоминали фильм. Театр сумел погрузить нас в свои сны и сделать их нашими.
Оригинал в Facebook автора.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 17 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 166 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
393919 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
214906 мая 2025
31821412224
Записи автора
15002 июля 2025
23101 июля 2025
«Несёт меня лиса за тёмные леса!»
47225 июня 2025
62215 июня 2025
«Да, я, злодей. А кто здесь не злодей?»
72713 июня 2025
56211 июня 2025
68803 июня 2025
76302 июня 2025
— омичка
— попутчица
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии