Суд идет!

Доводилось ли вам, друзья мои, участвовать в судебном заседании в качестве присяжных? Думаю, что у большинства такого опыта нет. А я вчера приняла участие в суде присяжных, побывав на премьере в «Пятом театре».

234404 июля 2021
Суд идет!

Режиссёр Дмитрий Лимбос впервые в России поставил спектакль «Процесс» по пьесе Фердинанда фон Шираха «Террор». Даже по тому, что название спектакля отличается от названия пьесы, можно предположить, что здесь внимание привлечено не столько к ставшей предметом судебного разбирательства истории, сколько к процессу её рассмотрения в суде. Так и есть.

Уже входя в зрительный зал, мы понимаем, что на самом деле попали в зал судебных заседаний: на сцене — подчёркнуто типичный интерьер такого зала (художник — Фёдор Шмелькин). Но вот на авансцену в чёрной судейской мантии выходит Председатель (Татьяна Крылова) и объявляет, что судебное решение будет вынесено по результату голосования присяжных, а это — все, кто сейчас в зале. Так из зрителей все мы превращаемся в участников процесса. И когда Председатель провозглашает: «Прошу всех встать!», — зал c воодушевлением поднимается, условия игры приняты.

1

Впрочем, игра ли это? Каждому зрителю приходится на самом деле прожить эту историю вместе с участниками процесса, чтобы сделать свой выбор. Исходные данные становятся ясны сразу: судят военного лётчика Ларса Коха (Евгений Фоминцев), уничтожившего захваченный террористом-смертником гражданский самолёт, который тот направил в сторону стадиона, где на футбольный матч собрались 70 тысяч болельщиков. При этом приказ на уничтожение лайнера он не получал, поскольку такой приказ противоречил бы действующей Конституции. Поэтому сейчас его обвиняют «в преднамеренном убийстве 164 человек» — пассажиров, среди которых были, конечно, и дети малые.

Ну а дальше — как в любом судебном заседании: дуэль прокурора (Мария Долганёва) и адвоката (Дмитрий Макаров), допросы свидетелей и обвиняемого. Возможно, стороннему наблюдателю в какие-то моменты стало бы скучновато: Председатель дотошно вникает в юридические и процессуальные тонкости. Но ведь мы — присяжные, значит, все эти детали касаются и нас, любая из них так или иначе может повлиять на решение каждого! Поэтому зал напряжённо внимает происходящему.

И тут перед каждым встают вопросы, поднимаемые участниками процесса. Был бы Кох столь же решителен, если бы в этом гражданском самолёте находились его жена и сын? Могли ли пассажиры сами обезвредить террориста и спастись, если бы самолёт не был сбит? Можно ли жертвовать жизнями одних, превратив их в орудие спасения других? Имел ли право Кох действовать в этих обстоятельствах не по закону?

Крупные планы всех выступающих в судебном заседании выводятся на экраны, поэтому любая эмоция каждого из них считывается и учитывается «присяжными». Но даже то, что мы видим не на экране, а только на сцене, «на общем плане», тоже воздействует сильно. Например, то, как Ларс Кох воспринимает выступление свидетеля и со-истца, жены одного из погибших (Анна Сотникова). И то, как она, не в силах справиться с эмоциями, выплёскивает на обвиняемого стакан воды. Это для Коха — сильнее пощёчины и, может быть, сильнее самого сурового приговора.

Но вот наступает момент принятия решения. Каждому надо сделать выбор: считаешь, что Кох виновен — выходишь из зала в одни двери, считаешь, что невиновен — в другие. А специальные люди считают количество выходящих в каждые двери. У нас в выходе для тех, кто считает, что Кох невиновен, образовалась приличная очередь. Признаюсь, я была среди немногих не вышедших из зала воздержавшихся: не смогла взять на себя право судить этого человека. Впрочем, была бы не против специального определения суда по поводу ответственности тех, кто должен был, но не организовал эвакуацию людей со стадиона. Но это уже — вопрос к драматургу...

Когда присяжные вернулись в зал, Председатель огласила результаты коллективной работы: за то, что Кох виновен, проголосовали 84 человека, за то, что невиновен — 158. Почти столько же, сколько погибло в том злополучном лайнере. Тут же обвиняемый под всеобщие аплодисменты был освобождён из-под стражи. Простил ли себя он сам? Вряд ли: покидать зал суда Кох не торопился...

2

Впрочем, в другой раз решение присяжных может оказаться иным: «Процессом» «Пятый» не только завершает нынешний сезон, но и откроет следующий.

В России спектакль по этой пьесе фон Шираха поставлен впервые, но она много ставилась по всему миру, есть даже сайт terror.theater, где показана статистика зрительских приговоров. В «Пятом» уверяют, что «результаты голосования омичей попадут на мировую карту моральных суждений и впервые представят Россию». Так что теперь у любого совершеннолетнего омича есть возможность стать присяжным и заявить свою позицию по этому делу.

 

Оригинал в Facebook автора

Автор:Елена Петрова

Фото:с сайта 5ththeatreomsk.ru

Теги:театр«Пятый театр»премьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

27906 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

469103 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

71809 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

187106 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

224229 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх