Перекресток у Кристалла. Решения департамента транспорта и мировой опыт

Цель моей заметки — не в том, чтобы рассказать специалистам, что нужно делать, а поставить перед ними вопросы, которые возможно заставят их задуматься и скорректировать принятые решения.

352420 июля 2021
Перекресток у Кристалла. Решения департамента транспорта и мировой опыт

Утром 6 июня 2021 года 29-летний водитель «Мазды» в районе дома №44 на проспекте Мира влетел в ВАЗ, за рулем которого находился 48-летний мужчина, затем сбил двух пешеходов, стоявших на «островке безопасности» у «Кристалла», и снес светофор. Женщина пострадала несильно, мужчину госпитализировали с серьезными травмами. Водитель был в состоянии опьянения.

После этого происшествия Департамент транспорта принял решение изменить перекресток, чтобы предотвратить повторение подобных аварий. Что же будет делать департамент? А вот что:
1. Остановку общественного транспорта пренесут со стороны ТЦ «Европа» на сторону «Провианта».
2. Увеличат размер островка безопасности, на котором стояли пострадавшие пешеходы.

1

Сразу хочу сказать, что я не являюсь специалистом в области дорожного строительства и проектирования дорог. Цель моей заметки — не в том, чтобы рассказать специалистам, что нужно делать, а поставить перед ними вопросы, которые возможно заставят их задуматься и скорректировать принятые решения. Сначала попробуем разобрать предложенные дептрансом решения. Возможно, разбор будет не совсем корректным, потому что с конкретным решением, проектом или схемой департамент общественность еще не знакомил.

Какие последствия переноса остановки на другую сторону перекрестка? 

Странно, что это решение родилось именно после этой аварии, потому что направление движения в сторону Нефтяников в ней затронуто не было. Хорошо, может быть это мероприятие будет направлено на предупреждение аварий по другим сценариям.

Сейчас остановка общественного транспорта по движению в сторону Нефтяников находится между ТЦ «Европа» и улицей Химиков. Газельки и автобусы постоянно толкутся в районе остановки, снижая скорость потока на этом участке дороги. Что будет, когда остановка переедет? Трехполосная широкая дорога, можно ехать, не сбавляя скорости, не опасаясь, что с правой полосы выскочит газелька. И не будет в средней полосе крадущихся машин, которые пытаются объехать общественный транспорт на остановке и повернуть направо на Химиков.

А еще здесь неизменные спутники крупных остановочных пунктов — киоски. Для них нужен трафик. Уйдет трафик, они уйдут вслед за ним. Но куда? Там, куда планируют перенести остановку нет места для такого количества киосков.

Фото отсюда.

Таким образом, полагаю, что перенос остановки приведет к следующим последствиям:
— увеличится скорость трафика по улице Мира в направлении перекрестка с Химиков, что негативно повлияет на безопасность участников движения, увеличит аварийность;
— будет нанесен удар бизнесу киосков, расположенных на старом месте, либо они вынужденно перебегут на новое место, чем испортят облик улицы и сузят тротуар.

2

Какие последствия от увеличения островка безопасности?

К сожалению, пока неизвестно, как именно будет выглядеть обновленный островок, но в любом случае, уверен, что его увеличение повысит безопасность пешеходов.
В идеале, конечно, если бы он стал выглядеть примерно так:

Фото отсюда

Но увеличения размеров одного островка безопасности недостаточно! Для успокоения трафика необходимо сужать полосы, расширять все существующие островки на этом перекрестке и добавлять новые. Откуда такие мысли? Этому нас учит шведская концепция нулевой терпимости к смертности на дорогах — Vision Zero. В Швеции смертность на дорогах за последние 20 лет снизилась почти в 3 раза, поэтому, конечно, шведский опыт заслуживает внимания.

Что еще можно сделать?
Вот, примеры повышения безопасности в соответствии с концепцией Vision Zero:

Легко заметить, что на каждом из этих примеров происходит сужение доступного пространства для водителей — как реального, так и видимого. Полосы сужаются, добавляется разделительная разметка, светофоры, добавляются даже элементы благоустройства.

3

Давайте, посмотрим, что видел водитель, который несся в сторону Центра со стороны Нефтяников.

Те, кто ездит через этот перекресток, знают, что несмотря на разметку, зачастую прямо едут три ряда, а не два, и еще один поворачивает налево на улицу Химиков. Это очень широкая дорога с широкими полосами. И визуально пространство открыто, как на площади. Слева и справа парковки, визуально дорогу ничего не ограничивает, кроме скромного заборчика по правой стороне. Сужение ширины полос при сохранении их количества, предусмотренного разметкой (три), снизит скорость потока.
Предполагаю, что найдется много недовольных таким решением. А как же зимой, снег выпадет и полосы еще сильнее сузятся?! — спросят они. Но Швеция тоже не тропическая страна, от снегопада и несвоевременной уборки не спасет даже самая широкая полоса. При этом, я не прошу утрировать и сокращать полосы настолько, чтобы машины начинали притираться, вовсе нет.

Другой возможный вопрос — а почему три полосы, а не четыре, там и так всегда пробка?! Концепция Vision Zero прямо говорит о сокращении количества поло, и я с этим соглашусь, потому что пропускная способность проспекта Мира все равно не позволит пропустить тех, кто смог проскочить перекресток у Кристалла. Разница будет лишь в том, где стоять — на Кристалле или у Политеха — а время стояния в пробке останется неизменным. С другой стороны, вариант организации движения с четырьмя полосами со стороны Нефтяников тоже будет сопровождаться сужением полос. Возможно, этого уже будет достаточно для снижения аварийности. А может быть можно предусмотреть дополнительные меры для успокоения тарффика, например, отделить левую полосу движения разделительной полосой или правую сделать для общественного транспорта. Эти вопросы лучше адресовать к специалистам, к числу которых, как я уже говорил, сам я не отношусь.

Другой пример от экспертов, последователей шведской концепции, — обустройство общественного пространства на месте парковочного островка.

В Нью-Йорке опыт таких решений показал снижение скорости вблизи таких общественных пространств на 16%, а снижение травматизма — на 26%. Кроме того, омичи не избалованы общественными пространствами. Дополнительная зона отдыха повысит качество жизни горожан. Посмотрите на иллюстрацию ниже, почему бы не сделать островок безопасности у Кристалла со стороны Нефтяников также.

Другое стандартное решение по успокоению трафика — это приподнятые пешеходные переходы.

4

Эта фотография уже не из Нью-Йорка, а из Обнинска, в котором с 2017 по 2019 гг. приподняли 15 пешеходных переходов. Думаю, что наш город не хуже Обнинска и тоже может себе такое позволить.

У «Кристалла» же сейчас даже тротуар не приподнят над дорогой.

Фото отсюда

Островок безопасности со стороны Нефтяников отличается от дороги только цветом асфальта — два оттенка серого.
Приподнимать можно и нужно не только тротуар, но и весь перекресток.

Фото отсюда

При этом, приподнятая поверхность перекрестка выделяется ярким цветом.

Таким образом, комментарий к планам департамента транспорта получается такой:
1. Перенос остановки едва ли повысить безопасность участников движения, только испортит бизнес киоскам и облик города.
2. Расширение островка безопасности необходимо, и решение правильное, но недостаточное.
3. Необходимы меры по ограничению скорости на перекрестке, например, это могут быть приподнятые пешеходные переходы, добавление элементов благоустройства вдоль дорог вплоть до организации общественных пространств, сужение полос движения, отделение полос движения разметкой, разделительными полосами и т.п.

А главное, хотелось бы видеть последовательную системную работу по повышению безопасности на дорогах. Сейчас некоторые решения напоминает кампанейщину — то остановку перенесут, то проекционную зебру поставят.

 

Оригинал в ЖЖ автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

10.01.2022

Вы одобряете ввод вооруженных сил ОДКБ в Казахстан?

Уже проголосовало 17 человек

19.10.2021

Как вы относитесь к введению в Омской области QR-кодов?

Уже проголосовало 163 человека























Блог-пост

Ирина Жезмер

Анна Нартова

— Психолог

Игорь Попов

— депутат Законодательного Собрания Омской области


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ЛЮДИ ГОДА. Россия и мир. Преступление и наказание — после возвращения. Игрок или Идиот?

Да простит нас Федор Михайлович Достоевский, но — воспользовавшись тем, что и сам 200-летний юбиляр попал в наш топ людей года, мы не удержались от соблазна позаимствовать у него если не мотивы и канву, то хотя бы названия произведений. Так или иначе, Достоевский всегда актуален.

1036110 января 2022

Люди года- 2021. Год ушел. Кто (и где? и с чем?) остался?

Когда 12 месяцев назад все (ну почти) гнали прочь 2020 год — они ведь не вот этого всего ждали, наверное? Или, наоборот, у вас все было круто? Но вот и 2021-й — вне зависимости, оправдал ли он чьи-то надежды, превзошел или, наоборот, порушил — вписал себя в историю. И теперь «ВОмске» с помощью экспертов и читателей выясняет — чьими руками, словами и поступками.

1825207 января 2022

Кто достоин звания «Персона года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в третьем итоговом опросе 2021 года.

135606 января 2022

Кто из них достоин звания «Россиянин года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие во втором итоговом опросе 2021 года.

154906 января 2022

Кто достоин звания «Омич года – 2021»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в итоговом опросе 2021 года.

1962506 января 2022

Стиль жизни

Евгений Маргулис из «Машины времени» озвучил юбилей Ильи Иванова

Светские хроники

Евгений Маргулис из «Машины времени» озвучил юбилей Ильи Иванова

Легендарный блюзмен стал главной приглашенной звездой юбилейного вечера-«квартирника» в Омске.

2885712 декабря 2021
«Белая симфония» — праздник, который всегда зимой

Светские хроники

«Белая симфония» — праздник, который всегда зимой

Если и есть в этом безумно-пандемийном мире что-то постоянное, то это фестиваль «Белая симфония», который сочинили в Омске.

393230 ноября 2021
Миссис Омск-2021 стала многодетная мама

Светские хроники

Миссис Омск-2021 стала многодетная мама

Татьяна Малюкова — победительница конкурса «Миссис Омск 2021/2022».

368622 ноября 2021
«Работала поваром и продажником, а хотела в IT» — Оксана Слюсарь о своем пути к новой профессии

Story

«Работала поваром и продажником, а хотела в IT» — Оксана Слюсарь о своем пути к новой профессии

Омская выпускница онлайн-университета Skypro рассказала, как стала тестировщиком за три месяца и нашла первую работу за неделю.

46151016 ноября 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх