Для большинства родителей такое известие — гром среди ясного неба

Иногда о «чем-то» предупреждали родственники, «что-то» замечали учителя и близкие знакомые, да и вы сами могли наблюдать, как у ребенка улетучиваются друзья из-за невозможности договориться. Все это не вызывало особых переживаний, ведь подростковый возраст — он такой: колючий, с погружением в себя, особо эмоциональный. Переживем, перерастем.

210314 августа 2021
Для большинства родителей такое известие  — гром среди ясного неба

Для большинства родителей известие о психическом расстройстве у ребенка — гром среди ясного неба. Несмотря на то, что ранние проявления вполне могли случаться, их воспринимали как «просто такой характер», «весь в дедушку», «интроверт» или «чересчур чувствительный». Иногда о «чем-то» предупреждали родственники, «что-то» замечали учителя и близкие знакомые, да и вы сами могли наблюдать, как у ребенка улетучиваются друзья из-за невозможности договориться. Все это не вызывало особых переживаний, ведь подростковый возраст — он такой: колючий, с погружением в себя, особо эмоциональный. Переживем, перерастем.

К сожалению, не всегда это получается. В принятии психиатрического диагноза есть пугающая неотвратимость. Это так, потому что осознаваемая реальность не оставляет шансов не замечать это, закрыть глаза, отгородиться от принятия нужных решений. По сути, принятие родителями психиатрического диагноза ребенка проходит все пять стадий переживания горя, начиная от отрицания самого факта до неизбежного его принятия.

1

«Этого не может быть!», «С моим ребенком этого точно не может случится!», «Это какая-то ошибка!» — первая стадия принятия в действии. Эмоции родителей понятны и уважаемы в полной мере. Ведь счастливый образ ребенка, заботливо создаваемый в родительской голове, вдруг начинает сильно раскачиваться, теряя четкость и сбивая настройки золотого сечения будущего счастья.

«Как можно не понимать, что с ребенком все в порядке?», «Врачи ничего не смыслят!», «Сами пейте свои таблетки! Никакой госпитализации, вы о чем?!» Вторая стадия совершенно справедливая, ведь родителю свойственно защищать своего детеныша от любой опасности. В своем гневе он может остановить поезд, если это нужно будет сделать. Проверено эволюцией.

«Хорошо, давайте мы сдадим ваши анализы, сходим еще к разным специалистам», «Мы согласны пить препараты, только если от них будет лучше», «Скажите, все ведь не так страшно, на самом деле?» С изворотливостью Иуды «выторговываются» гарантии и какие-то послабления. Радикально принять реальность — не представляется возможным. Давайте мы чуть-чуть, по чайной ложке в день будем свыкаться с этой реальностью. И это нормально. Мозг должен принять к сведению новые настройки и научиться действовать с учетом их в прежних обстоятельствах.

Удержаться «на плаву» в это время очень трудно. Потому что стадия депрессии накрывает колпаком, когда возникает ощущение, что ты не понимаешь и не слышишь происходящего вокруг. Кажется, что все уже никогда не будет прежним. Боль. Тоска. Безысходность. Жалость. Это то самое, что составляет четвертую стадию, а именно, само горевание. Воспоминания счастливого детства ребенка проносятся вихрем в голове, обдавая каким-то жарким и будто бы совсем незнакомым ветром. Не верил, не замечал или не хотел верить и замечать? Появляются понимание и сопереживание к себе. Эмоции сделали свою работу, эмоции могут уходить.

«Что можно сделать, доктор?», «Как помочь ребенку не чувствовать той душевной боли, которая есть сейчас?». «Это может случится с каждым. Это не приговор. Это те данные, которые важно принять во внимание в реконструкции желанного образа своего взрослеющего ребенка».

Когда понимаешь, что находишься в реальности, в сегодняшнем моменте и прошлые убеждения и отрицания уже не имеют над тобой власти, можно продумывать план действий. Отлично, когда стадия принятия не только примиряет с реальностью, но и становится активной, наполняется спокойной родительской силой и позитивом. Тогда можно выстроить конструктивное взаимодействие с врачами, учителями, с ребенком, в конце концов.

Можно помочь себе надеть пресловутую «кислородную маску» сначала на себя, поправив свое пошатнувшееся здоровье, потом заниматься ребенком. Конечно, нужно надеяться на лучшее, и даже подвергать здравому сомнению заключения врачей. Конечно, нужно исследовать и мониторить. Но при этом не уходить от реальности, предпринимать меры, быть ответственным, но гибким родителем, давать поддержку и верить в успех.

«Нечто совсем иное. Подростки и психическое здоровье». Так называется книга Арнхильд Лаувенг, не понаслышке знакомой с данной темой.

Читаю каждую главу медленно — в памяти всплывают моменты консультаций. Страх ходить в школу, нежелание общаться и одновременное желание иметь близкого друга, отсутствие сил на что-либо или безумное желание активных действий, непонимание себя и непринятие своих ужасных мыслей, чувство вины за психическое здоровье своей подруги, боязнь разочаровать родителей, растерянность от осознания, что с тобой что-то не так.

2

Описание подростковых страхов, фобий, психических расстройств даны автором с точки зрения детского мышления и восприятия, порой причудливых и нелогичных. Это не набор симптомов, соответствующих международной классификации, это мягкая и тонкая путеводная нить в мир таких обычных и совсем не обычных подростков, ведущих ежедневную войну с маленькими и большими проявлениями психических расстройств.

Для чего нужна терапия, что делают в больнице, чем помогают таблетки, кто может заболеть психическим расстройством и как продолжать жить, получив официальный диагноз? Все это тоже изложено в книге: понятно и доходчиво, для подростков и родителей, их друзей и любимых, психологов и учителей.

Читаю книгу медленно, будто ступаю по неизведанному дну реки. Нащупываю каждый камешек под ногами. И чувствую, что с новым шагом прибавляется смелость идти дальше. Если вы «застряли» на пути к принятию, берите в помощь книгу и поддержку психолога.

 

Оригинал во Вконтакте


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

93219 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

325201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

326701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6700101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх