«Кто не поет, того отпевают»
Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.
156925 августа 2021
Три девушки в чёрном на фоне чёрного задника сцены. Гаснет свет в зале. Первая затягивает грустный напев. Над её головой загораются титры: «Это мой голос. Я выросла в городе. Я не фольклорист». Напев подхватывает вторая девушка. И снова титры: «Это мой голос. Я выросла в деревне. Я не фольклорист». Песню поддерживает третья. И опять надпись: «Это мой голос. Я выросла в пригороде. Я не фольклорист».
Так начинается спектакль (или перформанс? Создатели сами не до конца это определили) новосибирского арт-пространства «Мастерская Крикливого и Панькова». «Ещё один» фестиваль омскго ЦСД продолжили «Коромысли». В этом странном названии суть проекта: нам предлагают не столько этнографические диковины вроде коромысла и прялки, сколько мысли о том, что значит для нас, сегодняшних, возникшие столетия назад песни. И что вообще мы понимаем под «народной традицией»? «Мы пойдём с конём» или «Катюшу»? А так ли это?
1Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.
Девушки поют, а титры над их головами создают контекст, обрастающий смыслами в головах слушателей. Чем была песня раньше? Таким же развлечением, как сегодня? Или обязательной составляющей любого жизненного процесса? Пряла ли девушка, замуж ли её выдавали, прощалась ли с ней перед смертью мать, — всё это воплощалось в песне, сопровождалось ею. Голос тогда получали табуированные ныне темы, такие, как смерть, например. Сейчас люди делятся на исполнителей и слушателей, а всего лишь столетие назад пели все. «Кто не поёт, того отпевают», - сообщили по этому поводу титры...
Вместе с исполнительницами мы, «не фольклористы», продирались к сути народной песни. И когда, неожиданно быстро, титры сообщили, что настало время последней песни, с этим примиряло только одно: нам предложили подпеть, «помычать» её мелодию. И зал сначала тихо-тихо, а потом всё увереннее «замычал». Да, мы пели, значит, мы ещё живы...
Очень заинтересованным было обсуждение спектакля. Режиссёр Полина Кардымон рассказала, что готовить его помогала фольклорист-профессионал, что значительная часть материала собрана в фольклорных экспедициях.
А зрители на редкость открыто делились переживаниями. Многие почувствовали животворную мощь того, что совсем не хочется называть мёртвым словом «традиция». Это жизненная сила народа, которую сохраняют и дарят нам «Коромысли».
«Мастерская Крикливого и Панькова» сегодня, 25 августа, покажет на омском фестивале независимых театров вторую часть этого проекта - «Сыра земля». Зрителями будут и театральные критики: им предстоит принять решение о выдвижении спектакля на премию «Золотая маска».
2
Оригинал в Facebook автора.
Фото:С сайта lab4dram.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 101 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 95 человек
Самое читаемое
«Потенциал есть, но нужно обелять рынок»
936115 апреля 2024
Четыре строчки про главное. Про вопросы, на которые трудно ответить
90113 апреля 2024
Анекдот в картинках и не только. Выпуск от 12.04.2024
85112 апреля 2024
Выбор редакции
74829 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
137317 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1635129 февраля 2024
31821412224
Записи автора
36515 апреля 2024
43113 апреля 2024
54911 апреля 2024
47608 апреля 2024
Пятое пришествие «Мистера Икс»
57402 апреля 2024
60301 апреля 2024
51931 марта 2024
Роковая лисица живёт в каждом из нас?
90928 марта 2024
— психолог
— Коуч, психолог
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии