О нейминге

Продуманная самобытность и уникальность имени вашего бизнеса наряду с другими инвестициями в него помогут сформировать положительное мнение у клиента.

588114 сентября 2021
О нейминге

Пару дней назад, проезжая мимо здания очередного будущего торгового центра, моё внимание привлекла появившаяся на нем вывеска. В оформлении не было ничего вызывающего, но вот само название отличалось вонзившейся мне в сознание нелепостью и трудностью произношения. Я задумалась: на что опирались маркетологи при нэйминге места, которое в умах жителей «спальника» должно ассоциироваться с чем-то простым, понятным и доступным? Почему это название вызывает у меня усмешку и вместе с тем рождает диссонанс в восприятии места? «Очевидно, дело в психолингвистических факторах» — заключила я и отправилась писать этот пост.

Помните известную поговорку: как корабль назовёшь, так он и поплывёт? Разумеется, к бизнесу это имеет непосредственное отношение. Первое, с чем взаимодействует клиент/потребитель продукта или услуги — это название, пренебрегать которым означает рождать у клиента сомнения при выборе предпочтений. Имена, названия фирм и брендов — по сути, обычные слова, помещённые в специфический контекст, а значит, обрабатываются мозгом при помощи типичных программ мышления. Нашему мозгу важно все: какие звуки использованы в слове, как они расположены по отношению друг к другу, в каких грамматических отношениях находятся сами слова и, наконец, социо-культурный контекст их применения.

1

Функциональные свойства слов можно представить на примере какого-нибудь сосуда, ну хотя бы чайника, который имеет видимую форму, а также содержание, «определяемое контекстом». Бывают «чайники», в которых может быть только вода — это однозначные слова; а может быть, что «чайник» многозначный, и тогда в нем запросто окажется не только вода, но и заварка, кофейный напиток или компот — зависит от ситуации. На этом свойстве нередко строится игра слов, так часто используемая в нейминге.

Но что если мы возьмём чайник и решим проявить креатив, наполнив его землей и усадив в него кактус. Такой чайник окажется в витрине цветочного магазина и будет служить декоративным инструментом для привлечения покупателей. Мы поместили предмет с определенной функцией в несвойственную этой функции среду для создания эффекта оригинальности. То же делают маркетологи (или индивидуальные предприниматели) с привычными словами в необычном контексте, когда хотят с помощью имени привлечь внимание публики. Вспомните хотя бы название некогда популярной группы «Иванушки-International» как отражение кризиса национальных идей в 90-х в купе с ориентацией на «западные ценности».

Ориентация на культурный контекст в наши дни также является немаловажным фактором. К примеру, использование сейчас в русскоязычном пространстве англицизмов в названии тяготеет к потребности добавить организации статусности, внушить потребителю, что качество продуктов и услуг приближается к элитному. Часто это действительно так: большинство дорогой парфюмерии и косметики продаётся в магазинах с иностранными словами (особенно французского происхождения) в названии, звучание которых вызывает у потребителя заданный образный ряд.

Всевозможные «плазы», «моллы», «сити» в нашем сознании гармонично сочетаются с образом большого города или хотя бы центральной его частью, где сосредоточена деловая и культурная жизнь горожан. Однако те же слова, помещённые в иной контекст, который представлен аудиторией другого рода, может отпугнуть потенциальных потребителей.

При выборе названия для своего дела крайне важно ориентироваться на запросы потребителя: что он хочет получить с помощью ваших услуг. «Прибавку» в социальном статусе? Тогда в названии его привлечёт установка на элитарность, возможно, проявление идеи маскулинности. Хочется восхищения? Транслируйте соответствующий образ, который уже вызывает эти эмоции. Ну а может потенциальному клиенту важна безопасность? Тогда языковые средства должны работать на доверие и определенность.

Путаница в амбициях руководства и игнорирование особенностей среды часто рождает «неуклюжие» с грамматической и фонетической точки зрения названия, которые «не работают» на публику. Прежде всего название будет вызывать у потребителя те ассоциации, которые продиктованы его опытом (памятью), а не опытом руководства. В названии салона красоты именем его «хозяйки» нет ничего предосудительного до тех пор, пока ее имя не напомнит потенциальной клиентке имя любовницы ее мужа. Конечно, я утрирую, но этот пример хорошая иллюстрация к тезису выше.

Не спешите гнаться за трендами в мире нэйминга. Продуманная самобытность и уникальность имени вашего бизнеса наряду с другими инвестициями в него помогут сформировать положительное мнение у клиента.

Ярчайшим примером удачного нэйминга в истории стало появление всем известного названия фирмы Sony. Основанная ещё в 1946 году, изначально она называлась «Токийская телекоммуникационно-промышленная компания». Однако даже в сокращённом виде ее название было труднопроизносимым для зарубежных партнёров. Тогда основатель фирмы Акио Морита решил соединить латинское слово «sonus» (звук), отражающее непосредственную техническую направленность фирмы, и английское выражение «sonny boys», в японском контексте означавшее «малолетние гении». Кроме того, создатель компании руководствовался идеей придумать слово, которого нет ни в одном языке мира. Забавно, но теперь слово «Сони» знакомо обитателям всего земного шара и вызывает определённые ассоциации с качеством и престижностью выпускаемых продуктов.

2

 

Оригинал Вконтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

10.01.2022

Вы одобряете ввод вооруженных сил ОДКБ в Казахстан?

Уже проголосовало 39 человек

19.10.2021

Как вы относитесь к введению в Омской области QR-кодов?

Уже проголосовало 187 человек























Блог-пост

Алла Боссарт

— Журналист

Илья Латыпов

— психолог

Юлия Купрейкина

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Люди года-2021. ОМСК. И дать, и взять, уйти, найтись и жить по нотам

Они такие разные — чарующие глаголом и бьющие без промаха, ведущие вперед и активисты «слева»,  отставники и назначенцы, взяточники и благотворители, настоящие герои и сомнительные, оказывается, субъекты (а порой даже и объекты), — но все таки они вместе!.. в нашем топе людей-событий прошедшего 2021 года.

127717 января 2022

ЛЮДИ ГОДА. Россия и мир. Преступление и наказание — после возвращения. Игрок или Идиот?

Да простит нас Федор Михайлович Достоевский, но — воспользовавшись тем, что и сам 200-летний юбиляр попал в наш топ людей года, мы не удержались от соблазна позаимствовать у него если не мотивы и канву, то хотя бы названия произведений. Так или иначе, Достоевский всегда актуален.

1824110 января 2022

Люди года- 2021. Год ушел. Кто (и где? и с чем?) остался?

Когда 12 месяцев назад все (ну почти) гнали прочь 2020 год — они ведь не вот этого всего ждали, наверное? Или, наоборот, у вас все было круто? Но вот и 2021-й — вне зависимости, оправдал ли он чьи-то надежды, превзошел или, наоборот, порушил — вписал себя в историю. И теперь «ВОмске» с помощью экспертов и читателей выясняет — чьими руками, словами и поступками.

2571207 января 2022

Стиль жизни

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Татьяне Тарасовой…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Татьяне Тарасовой…

…от хозяйки вегетарианского кафе «Говинда», мировоззрение которой за эти годы полностью поменялось.

675325 января 2022
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Алексею Платонову…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Алексею Платонову…

…или десять выводов к 48 годам владельца сети мобильной электроники iZЮМ, автора книги «Прозрей - или мы вернем тебе деньги».

4432223 января 2022
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Саше Тимофеечеву…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Саше Тимофеечеву…

…или тринадцать выводов к 54 году гендиректора компании «Альком».

4131219 января 2022
Евгений Маргулис из «Машины времени» озвучил юбилей Ильи Иванова

Светские хроники

Евгений Маргулис из «Машины времени» озвучил юбилей Ильи Иванова

Легендарный блюзмен стал главной приглашенной звездой юбилейного вечера-«квартирника» в Омске.

3504712 декабря 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх