Владимир Гуркин: «ДОМ – это и есть смысл жизни!..»

Он оставил яркий след в культуре Омска: в 1976 - 1983 годы был актёром Омского театра драмы, здесь же были поставлены его пьесы «Зажигаю днём свечу…» и «Любовь и голуби». Он оставил яркий след в культуре России. Актёр, драматург, сценарист, режиссёр, член Союза писателей России, почётный гражданин города Черемхово Владимир Гуркин… 13-го сентября ему исполнилось бы 70 лет…

4207112 сентября 2021
Владимир Гуркин: «ДОМ – это и есть смысл жизни!..»

…И с каждым годом всё больше и больше договорить хочется. В принципе, никогда-то и не получалось этого — договорить (весело-расшабашные послеспектаклевые встречи и домоактёровские капустники конца 1970-х — начала 1980-х, «тусовочные» встречи на разных фестивалях, гастролях, конкурсах и лабораториях в Иркутске, Москве, Омске)… Как там у Левитанского?

Собирались наскоро, обнимались ласково,
Пели, балагурили, пили и курили.
День прошёл — как не было.
Не поговорили…

…Хотя, один разговор был «договорённым». Или мне просто так кажется, потому что фрагмент той беседы опубликован в «Вечернем Омске» (уже ближе к концу разговора я достал диктофон и сказал: мол, давай-ка и для газеты что-нибудь скажешь, для рубрики «Гостиная «Вечёрки»). Это был июньский вечер 1994-го, незадолго до начала гастрольного и премьерного спектакля МХАТа по пьесе Гуркина «Плач в пригоршню». Сидели на знаменитой скамеечке, что напротив театрального служебного входа. Признался Володе, что стал мучительно воспринимать быстротечность Времени, и особенно когда листаю свой блокнот с телефонными номерами, в котором с каждым годом всё больше и больше зачёркнутых номеров (а тогда, только за минувшие пять лет — сколько потерь невосполнимых в Омске театральном! Татьяна Ожигова, Ножери Чонишвили, Артур Хайкин, Борис Каширин, Сергей Рудзинский, Всеволод Лукьянов…). Реакция Гуркина на мой «посыл» была спокойно-мудрой. А говорить он начал о том, что боль — неотъемлемая часть жизни и судьбы, и это надо принять как данность, равно как и то, что несправедливость — такая же неотъемлемая часть судьбы и жизни. (Так же спокойно он отреагировал спустя несколько лет на мою обеспокоенность его здоровьем, когда в Иркутске на «вампиловском» фестивале я впервые увидел Володю прихрамывающим, с тростью в руках)…

Июнь 1994-го…

— Ты не станешь возражать, если в газете будет напечатана фотография 1980-го года, где ты — на репетиции твоей первой пьесы «Зажигаю днём свечу…», вместе с Татьяной Ожиговой, Колей Чиндяйкиным?

— Как же я могу возражать?! Ты ведь сам понимаешь, что Омск в моей судьбе занимает совершенно особое место. Но это, скорее, не чувство ностальгии. А чувство грусти оттого, что проходит молодость. В этом городе так много молодых лет было!..

— Спектакль «Плач в пригоршню» — праздник для тебя? Этап?

— Я думаю, что всякое нормально «сделанное дело» — это этап. Ну а поскольку оно сделано, то, как следствие, становится уже и праздником.

— Володя, «возрастной» вопрос: что ты испытал в тот период, когда тебя перестали в прессе упоминать в «обойме» молодых драматургов?

— Ничего абсолютно. Меня это вообще не волнует — упоминают меня или не упоминают. Я не кокетничаю, это действительно так. И могу тебе признаться, что я придерживаюсь такой теории: о художественном произведении (каком угодно: рассказ, пьеса, картина и прочее, и прочее) — хорошо бы, если б вообще не знали, кто его автор. Сам мастер знает (ну, естественно, плюс узкий круг профессионалов), — и этого вполне достаточно.

— У тебя напечатано всё из написанного?

— Нет, конечно. Не напечатаны «Зажигаю днём свечу...», «Музыканты», «Любовь и голуби», одна сказка...

— Но ты, помнится, несколько лет назад говорил, что в 91-м выйдет твой сборник пьес.

— Моя книга оказалась «жертвой перестройки»...

— Можешь не продолжать. Кстати, о «Свече». Кто-нибудь, кроме омской драмы в 80-м, поставил эту пьесу?

— Никто. Но я думаю так: если пьеса востребуется временем, обстоятельствами, ситуацией, — она сама «выйдет» на свет божий.

— А может, в ней сегодня что-то кажется устаревшим? Нет желания кое-что изменить, переписать?..

— Вообще переписывать — у меня никогда не возникает желания. Я, признаться, и не умею переписывать, и не хочу. Переписывать сделанное раньше — это равносильно тому, что ты сфотографировался в 18 лет, красивый и кудрявый, а потом в 40 лет начинаешь возвращать себя оттуда, красивого и кудрявого. А зачем? Ретушировать себя, тогдашнего? Но ведь это фальшь.

— Ты не предлагал свой «Плач в пригоршню» в когда-то родную для тебя омскую драму?

— Серёжа, но ведь ты, наверное, уже понял, что я никогда и нико­му свои произведения не предлагаю.

— Володя, уже второй зво­нок на спектакль прозвенел. Давай о самом главном...

— Самое главное в этой жизни — любить жизнь! Она не может быть только плохой, она не может быть только чёрной, только страшной. Для меня жизнь — понятие космическое. Поэтому самое главное — любить жизнь. И благодарить Бога за то, что она тебе дадена.

Плач в пригоршню…

…Почему-то всё время не любил (и сейчас не люблю), когда, говоря о Гуркине, все тут же восклицали (и продолжают) как о самом знаковом: «Автор сценария культового фильма «Любовь и голуби»!..». Нет, всё вроде бы верно — действительно «знаково» с точки зрения судьбы. Но бог с ним, с кинофильмом, который сам Гуркин воспринимал с большущими оговорками, — важнее другое: родился в Омской драме в 1982-м спектакль Геннадия Тростянецкого «Любовь и голуби», и лучших «Голубей» не было и не будет.

Да и, плюс к тому, с точки зрения быта, — «Голуби» для Владимира вообще судьбоносными стали: история с московской пропиской Гуркина — это ведь потрясающая «живая легенда». Если не знаете, — со слов Володи расскажу коротенько. Был Гуркин на банкете, где собралась столичная элита, зашёл разговор о кинематографе, и мэр Москвы Лужков признался, что его любимый фильм — «Любовь и голуби». И кто-то из гостей возьми да скажи: «А вот, между прочим, и сам автор этого фильма». Лужкова познакомили с Гуркиным. Через несколько минут мэр выяснил, что у самого популярного драматурга страны нет «ни кола, ни двора». Ахать и охать по этому поводу Лужков не стал, а просто дело сделал: уже через несколько дней Гуркин получил квартиру в Москве…

И всё же не «Любовь и голуби» главное, не «комедиографичное»! Знаковое в Володе — «Плач в пригоршню» (можно и без кавычек)! И те, кто смотрел этот спектакль МХАТа, — я думаю, согласятся со мной. И пьеса, и спектакль (жанр: «роман для театра»; более тридцати действующих лиц!) в постановке Дмитрия Брусникина — размышление о поколении, о том высоком и светлом, что связывает каждого из нас с землёй нашей, с Россией. До сих пор помню крик главного героя Сашки, вернувшегося в деревню спустя четверть века, вернувшегося в отчий дом: «Милые мои!.. Что наделали!.. Что с вами наделали?.. Нет совести… Понимаете? У них нет… А Бог есть?..».

…Любил Володя Гуркин слушать мои рассказы о спектаклях по его пьесам, поставленных в народных театрах Омской области (а мне довелось посмотреть за полтора десятка лет в составе жюри областного фестиваля «Театральные встречи» с десяток «Голубей» и «Прибайкальских кадрилей»). Слушал, смеялся, радовался, что в деревнях любят ставить и смотреть спектакли по его пьесам…

Всколыхнулся в памяти 2010-й год. Фестиваль «Театральные встречи» в Седельниково, на котором сразу два народных театра (Исилькульский и Седельниковский) показали свои сценические версии пьесы Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас», и оба стали лауреатами…

А через несколько дней после фестиваля не стало Владимира Гуркина… И в программки этих спектаклей была впечатана скорбная строка: «Памяти драматурга…».

Плач в пригоршню…

…А каким счастливым был Володя, когда появлялся на спектаклях Омской драмы, которые в других городах показывались!.. Держу в руках любительскую фотографию («щёлкал» Сергей Чонишвили), сделанную в Центральном Доме актёра на фуршете после спектакля Омского академического театра драмы «Живой труп», показанного в рамках фестиваля «Золотая маска». Гуркин вместе с женой Людой Худаш; а я (совершенно чётко помню!) только что рассказывал им «о влиянии Гуркина на развитие народных театров Омской области»…

…Сохранился в моих старых журналистских блокнотах диалог 2002-го:

— Второй год нового века… Явился ли миру в новом веке «новый Гуркин»?

— Ну, Серёжа, это всё-таки не мне определять. А вот по поводу того, что изменилось во взглядах с приходом «новой эры»… Очень многое. Но не по отношению к каким-то глобальным категориям, которые, согласись, всё сильнее и сильнее определяются заповедями божьими. Чтобы не «оскотинеть», чтобы быть человеком, — надо с собой бороться очень сильно в нынешние времена. К сожалению, многие забыли, что они «по образу и подобию своему» — люди… Очень обострённо начал понимать: если хочешь сохранить что-то человеческое в себе, в своём деле, — нужно жить хотя бы «близко» к заповедям. А в идеале бы — соблюдать их!

— «Тема Дома» — одна из главных во всех твоих пьесах. И даже в инсценировке по «Доктору Живаго»...

— Прости за высокие слова, но Человеку, у которого есть Дом (даже в символическом смысле), — есть смысл жить. Если у человека нет чувства Дома — это несчастный, трагический человек… Дом — это и есть смысл жизни!...

Ты знаешь, вспомнился вдруг случай из детства — как мы переезжали из своего дома на новое место. Сидим мы на телеге со скарбом, лошадь уже тронулась — и вдруг бабушка как вскрикнет: «Ой, подождите! Я же его забыла!..». Родители говорят: «Да кого забыла-то?». «Да его, хозяина забыла!». Остановились. Бабушка побежала обратно, в пустой дом — и через минуту возвращается и как будто что-то несёт в фартуке, подбегает к телеге — и словно кого-то отпускает из фартука, прямо в скарб, и говорит мне: «Домовой там, Вовка, домовой!». Я глазёнки распахнул, спрашиваю: «А какой он, бабушка?». «Да обыкновенный, — отвечает. — Сидит на печке, плачет, серенький такой, обиженный, что забыли его…». Ну как такое можно забыть!?

…От неожиданности вздрогнул, разбирая старые папки с письмами. Давным-давно позабытый пожелтевший листок, на котором — почерком Гуркина — перечень действующих лиц пьесы «Музыканты». Тут же вспомнилось: конец 1980-х, Володя просит меня передать режиссёру Любови Ермолаевой (тогда театр «Студия» был ещё Народным Театром Поэзии) свою новую пьесу «Музыканты». Даёт мне пьесу отпечатанную, а первой страницы (с действующими лицами) — нет. Я ему говорю про это, и Гуркин тут же берёт лист бумаги: «Сейчас, от руки напишу»…

Я потом, помню, этот листок отпечатал, приложил к пьесе, отнёс Любови Иосифовне… Ермолаева в «Музыкантов», что называется, влюбилась: «Завораживало всё: смещение Времён, суеты и Вечности, проблем сегодняшних и непреходящих!.. И художник Ольга Верёвкина сделала потрясающие декорации: посерёдке — сосна огромная, под колосники уходящая, а вокруг — фрагменты декораций; и зрители тоже располагались на сцене «фрагментарно»; а музыканты появлялись на фоне огромнейшего опущенного «пожарного» занавеса!..». И спектакль в Народном Театре Поэзии — состоялся, пусть даже и прошёл он всего несколько раз (возникла проблема с актёром, исполняющим главную роль, а замены — не было). И не смог посмотреть Гуркин своих «Музыкантов». Но другой спектакль в театре «Студия» спустя пятнадцать лет посмотрел (вместе с участниками Лаборатории современной драматургии при театре драмы) — «Золотой человек», поставленный режиссёром Светланой Жиденовой по его пьесе-сказке. И был очень доволен. И счастлив!.. Ах, золотой человек!..

 …Не договорили, Володя!..

Так и жили — наскоро,
и дружили наскоро,
не жалея тратили,
не скупясь дарили.
Жизнь прошла — как не было.
Не поговорили…

…Разговариваю сегодня с твоими пьесами. И с финалов начинаю. Как-то так получилось, что ты, сам того не ведая, приучил меня к финалам «приглядываться»; может, именно с того момента приучил, когда объяснял, что «несправедливость — такая же неотъемлемая часть судьбы и жизни» (а смерть — это ведь и есть несправедливость!). И вот открываю я «Плач в пригоршню», последнюю страничку. Читаю — и про всех нас думаю. Про всех. Про людей. Строчки, где ты и сам про себя пишешь, Володя: «Придёт пора — ветер тёплый, чистый омоет тело твоё, и встретит тебя Старец Серебряный. Возьмёт за руку робкого, счастливого… Через леса прохладные, сквозь листву звонкую, солнцем пробитую, над полями, лугами зелёными, над реками чистыми — в синеве небесной полетите. Потом — вода большая, покойная: ни морщинки на ней, ни слезинки случайной — всё задумано, всё загадано. Переведёт тебя батюшка к берегу высокому, а на берегу люди милые ждут тебя. Всех их ты знаешь, все тебя ведают, ждут, неспешного, с сердцами светлыми, тобою полными…»


P.S. В городе Черемхово Иркутской области, который Володя считал своей «малой Родиной», его имя присвоено Черемховскому драматическому театру; именем Гуркина назван бульвар; перед театром установлена скульптура в память о трёх драматургах, прославивших Черемхово: на лавочке — бронзовая статуя Владимира Гуркина, рядом стоят Михаил Варфоломеев и Александр Вампилов…

P.P.S. …А в минувший четверг получил я приглашение из Черемховского театра. Благодарно смотрю на него и очень жалею, что никак не получится у меня побывать на спектакле, посвящённом памяти Гуркина. Прости, Володя!..

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из архива Музея Омского академического театра драмы, Музея театрального искусства г. Омска, архива автора

Теги:памятьВладимир Гуркин


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

29621 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

28222 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

984104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3479114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4550210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6327106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1053812 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх