ХХ век. Легенда

Из гастрольных спектаклей Тюменского БДТ только литературная основа «Новеченто» не была мне знакома, поэтому любопытство вызывала не интерпретация сюжета, а история как таковая.

140615 сентября 2021
ХХ век. Легенда

Она необыкновенна настолько, что стала предметом интереса телешоу. Собственно, участниками ток-шоу чувствуют себя временами и зрители. Ещё до последнего звонка, пока они рассаживаются, на сцене уже включены несколько телевизоров, по ним идут, создавая белый шум, диснеевские мультики. Но вот свет в зале гаснет, а на экране — новая программа — «Сегодня вечером». Звучит проникновенная мелодия, и ведущий спрашивает гостя, известен ли ему автор музыки? Кому она может принадлежать? Гость в студии, музыкант, вспоминает важную часть своей жизни, проведённую на пассажирском лайнере «Вирджиния», где он играл в корабельном оркестре, развлекая пассажиров.

Вместе с ним, трубачом Тимом Туни (Сергей Осинцев), мы переносимся на пароход, курсировавший из Европы в Америку, где он познакомился и подружился с пианистом-виртуозом, который провёл на этом лайнере всю жизнь. Здесь его, младенца, нашли в ящике для грузов в первый день ХХ века и нарекли Новеченто — [Тысяча] девятисотый или Двадцатое столетие. Здесь он чудом освоил игру на рояле, здесь начал играть музыку своего сердца, здесь слушал песни пассажиров, путешествовавших в трюме, здесь покорял мелодиями сердца пассажиров первого класса...

1

Но новеченто — это не только наименование столетия, а прежде всего — течение в итальянском искусстве начала ХХ века, названное по аналогии с кватроченто, чинквеченто, обозначавшими 15-й и 16-й века в культуре; а ведь это — эпоха Возрождения, вершина классического итальянского искусства, признанная всем миром! Значит, новеченто — это ещё и неоклассика, задача которой — преодолеть модернизм, экспрессионизм, футуризм и прочие «измы». Не случайно, кстати, в спектакле пианист Новеченто побеждает в творческой дуэли знаменитого джазового музыканта, причём, даже не имея понятия о том, что такое «дуэль». Ведь джаз для Европы того времени — такой же «изм», значит, надо сбросить его с корабля неоклассики!

Спектакль поставлен по произведению нашего современника Алессандро Барикко — не только писателя и драматурга, но и музыкального критика. Это взгляд сегодняшнего человека на новеченто как явление. Он, похоже, признаёт, что его лучшие образцы — прекрасны, но в то же время показывает, что они никак не связаны с современностью, с миром актуальной культуры. Не случайно Новеченто так ни разу и не решился сойти с борта своего корабля. Он предпочёл остаться на палубе, даже когда старушку «Вирджинию» отправили в последнее плавание, чтобы отжившее своё судно взлетело на воздух прямо посреди океана.

У Барикко это — метафора судьбы неоклассицизма, взявшегося как бы ниоткуда, искусственно взращенного для противопоставления всему прочему в культуре и вынужденного существовать в изоляции. И как бы ни был прекрасен этот подкидыш, долго ему не прожить...

В спектакле Сергея Захарина Новеченто — это, конечно, ХХ век. Век великих переселений и великих войн. Век технического прогресса, породившего монстра телевидения с его ток-шоу. Век-корабль, попавший в шторм времени. Справится ли с ним команда?

Команда создателей спектакля справляется блестяще. При том, что весь спектакль — это монолог Туни-Осинцева, пластический рисунок истории дополняется и развивается ансамблем актёров (трио Игорь Гутманис, Виталий Илюшкин, Василий Цивинский). Они — то задорные оркестранты, то солидные пассажиры первого класса, то борющиеся со штормом матросы... Кукла, трость, цилиндр в руках актёров могут означать кого угодно: и младенца Новеченто, и его названного отца, и звезду джаза... Свет, декорации тоже становятся элементом пластического решения спектакля: трепещет надутый ветром парус, движется по сцене рояль, как живое существо, влекомое лучом света,...

И, конечно, музыка! Музыка Фаустаса Латенаса, композитора, известного омским театралам по спектаклям Вахтанговского театра. Здесь его мелодии становятся воплощением Новеченто, ХХ века, странного и прекрасного. Его время прошло, а мы всё плывём...

 

Оригинал в Facebook автора. 

2

Автор:Елена Петрова

Фото:ТБДТ

Теги:театргастроли


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек

Записи автора



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

82019 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

315501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

316901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6613101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх