ХХ век. Легенда

Из гастрольных спектаклей Тюменского БДТ только литературная основа «Новеченто» не была мне знакома, поэтому любопытство вызывала не интерпретация сюжета, а история как таковая.

107114 сентября 2021
ХХ век. Легенда

Она необыкновенна настолько, что стала предметом интереса телешоу. Собственно, участниками ток-шоу чувствуют себя временами и зрители. Ещё до последнего звонка, пока они рассаживаются, на сцене уже включены несколько телевизоров, по ним идут, создавая белый шум, диснеевские мультики. Но вот свет в зале гаснет, а на экране — новая программа — «Сегодня вечером». Звучит проникновенная мелодия, и ведущий спрашивает гостя, известен ли ему автор музыки? Кому она может принадлежать? Гость в студии, музыкант, вспоминает важную часть своей жизни, проведённую на пассажирском лайнере «Вирджиния», где он играл в корабельном оркестре, развлекая пассажиров.

Вместе с ним, трубачом Тимом Туни (Сергей Осинцев), мы переносимся на пароход, курсировавший из Европы в Америку, где он познакомился и подружился с пианистом-виртуозом, который провёл на этом лайнере всю жизнь. Здесь его, младенца, нашли в ящике для грузов в первый день ХХ века и нарекли Новеченто — [Тысяча] девятисотый или Двадцатое столетие. Здесь он чудом освоил игру на рояле, здесь начал играть музыку своего сердца, здесь слушал песни пассажиров, путешествовавших в трюме, здесь покорял мелодиями сердца пассажиров первого класса...

1

Но новеченто — это не только наименование столетия, а прежде всего — течение в итальянском искусстве начала ХХ века, названное по аналогии с кватроченто, чинквеченто, обозначавшими 15-й и 16-й века в культуре; а ведь это — эпоха Возрождения, вершина классического итальянского искусства, признанная всем миром! Значит, новеченто — это ещё и неоклассика, задача которой — преодолеть модернизм, экспрессионизм, футуризм и прочие «измы». Не случайно, кстати, в спектакле пианист Новеченто побеждает в творческой дуэли знаменитого джазового музыканта, причём, даже не имея понятия о том, что такое «дуэль». Ведь джаз для Европы того времени — такой же «изм», значит, надо сбросить его с корабля неоклассики!

Спектакль поставлен по произведению нашего современника Алессандро Барикко — не только писателя и драматурга, но и музыкального критика. Это взгляд сегодняшнего человека на новеченто как явление. Он, похоже, признаёт, что его лучшие образцы — прекрасны, но в то же время показывает, что они никак не связаны с современностью, с миром актуальной культуры. Не случайно Новеченто так ни разу и не решился сойти с борта своего корабля. Он предпочёл остаться на палубе, даже когда старушку «Вирджинию» отправили в последнее плавание, чтобы отжившее своё судно взлетело на воздух прямо посреди океана.

У Барикко это — метафора судьбы неоклассицизма, взявшегося как бы ниоткуда, искусственно взращенного для противопоставления всему прочему в культуре и вынужденного существовать в изоляции. И как бы ни был прекрасен этот подкидыш, долго ему не прожить...

В спектакле Сергея Захарина Новеченто — это, конечно, ХХ век. Век великих переселений и великих войн. Век технического прогресса, породившего монстра телевидения с его ток-шоу. Век-корабль, попавший в шторм времени. Справится ли с ним команда?

Команда создателей спектакля справляется блестяще. При том, что весь спектакль — это монолог Туни-Осинцева, пластический рисунок истории дополняется и развивается ансамблем актёров (трио Игорь Гутманис, Виталий Илюшкин, Василий Цивинский). Они — то задорные оркестранты, то солидные пассажиры первого класса, то борющиеся со штормом матросы... Кукла, трость, цилиндр в руках актёров могут означать кого угодно: и младенца Новеченто, и его названного отца, и звезду джаза... Свет, декорации тоже становятся элементом пластического решения спектакля: трепещет надутый ветром парус, движется по сцене рояль, как живое существо, влекомое лучом света,...

И, конечно, музыка! Музыка Фаустаса Латенаса, композитора, известного омским театралам по спектаклям Вахтанговского театра. Здесь его мелодии становятся воплощением Новеченто, ХХ века, странного и прекрасного. Его время прошло, а мы всё плывём...

 

Оригинал в Facebook автора. 

2

Автор:Елена Петрова

Фото:ТБДТ

Теги:театргастроли


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

19.08.2021

А как вы сегодня оцениваете деятельность Леонида Полежаева на посту губернатора?

Уже проголосовало 123 человека

09.08.2021

А вам в этом году понравилась «Флора»?

Уже проголосовало 99 человек

Записи автора

«Доспех» бога

62114 октября 2021

Театр «Изнутри»

73314 октября 2021

Буду погибать молодым?

104728 сентября 2021

У них все получится!

85822 сентября 2021

Невозможность жить

102913 сентября 2021

Предвыборное

128011 сентября 2021






















Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Путь омича в Большой цирк

Story

Путь омича в Большой цирк

«ВОмске» рассказывает, как простой паренек с Рабочих стал Заслуженным артистом России и лауреатом многочисленных международных конкурсов.

 

97211 октября 2021
Золотая мечта Владимира Шалака

Story

Золотая мечта Владимира Шалака

…Великолепная эрудиция. Редкая память на имена, даты, события. Королевская пунктуальность. И это несовременное благородство в манере держаться. Держаться спокойно, интеллигентно и достойно на фоне бессмысленной суеты и легкой истерики…

152921606 октября 2021
Если с другом вышел в цирк, или Собаки на все времена

Story

Если с другом вышел в цирк, или Собаки на все времена

11 сентября впервые на манеже Омского цирка в роли артистов выступили «терапевты» повышенной лохматости, сверхпушистой хвостатости и наидобрейшей мордатости, с которыми можно и нужно было обниматься, петь, танцевать и просто валяться, задрав кверху лапы и ноги.

2769113 сентября 2021
Дело её вкуса

Story

Дело её вкуса

История Марии Хрищенко – пример того, что каждый при желании может сделать мир чуть красивее, если займется тем, что ему нравится.

3334210 сентября 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх