ХХ век. Легенда
Из гастрольных спектаклей Тюменского БДТ только литературная основа «Новеченто» не была мне знакома, поэтому любопытство вызывала не интерпретация сюжета, а история как таковая.
139815 сентября 2021
Она необыкновенна настолько, что стала предметом интереса телешоу. Собственно, участниками ток-шоу чувствуют себя временами и зрители. Ещё до последнего звонка, пока они рассаживаются, на сцене уже включены несколько телевизоров, по ним идут, создавая белый шум, диснеевские мультики. Но вот свет в зале гаснет, а на экране — новая программа — «Сегодня вечером». Звучит проникновенная мелодия, и ведущий спрашивает гостя, известен ли ему автор музыки? Кому она может принадлежать? Гость в студии, музыкант, вспоминает важную часть своей жизни, проведённую на пассажирском лайнере «Вирджиния», где он играл в корабельном оркестре, развлекая пассажиров.
Вместе с ним, трубачом Тимом Туни (Сергей Осинцев), мы переносимся на пароход, курсировавший из Европы в Америку, где он познакомился и подружился с пианистом-виртуозом, который провёл на этом лайнере всю жизнь. Здесь его, младенца, нашли в ящике для грузов в первый день ХХ века и нарекли Новеченто — [Тысяча] девятисотый или Двадцатое столетие. Здесь он чудом освоил игру на рояле, здесь начал играть музыку своего сердца, здесь слушал песни пассажиров, путешествовавших в трюме, здесь покорял мелодиями сердца пассажиров первого класса...
1Но новеченто — это не только наименование столетия, а прежде всего — течение в итальянском искусстве начала ХХ века, названное по аналогии с кватроченто, чинквеченто, обозначавшими 15-й и 16-й века в культуре; а ведь это — эпоха Возрождения, вершина классического итальянского искусства, признанная всем миром! Значит, новеченто — это ещё и неоклассика, задача которой — преодолеть модернизм, экспрессионизм, футуризм и прочие «измы». Не случайно, кстати, в спектакле пианист Новеченто побеждает в творческой дуэли знаменитого джазового музыканта, причём, даже не имея понятия о том, что такое «дуэль». Ведь джаз для Европы того времени — такой же «изм», значит, надо сбросить его с корабля неоклассики!
Спектакль поставлен по произведению нашего современника Алессандро Барикко — не только писателя и драматурга, но и музыкального критика. Это взгляд сегодняшнего человека на новеченто как явление. Он, похоже, признаёт, что его лучшие образцы — прекрасны, но в то же время показывает, что они никак не связаны с современностью, с миром актуальной культуры. Не случайно Новеченто так ни разу и не решился сойти с борта своего корабля. Он предпочёл остаться на палубе, даже когда старушку «Вирджинию» отправили в последнее плавание, чтобы отжившее своё судно взлетело на воздух прямо посреди океана.
У Барикко это — метафора судьбы неоклассицизма, взявшегося как бы ниоткуда, искусственно взращенного для противопоставления всему прочему в культуре и вынужденного существовать в изоляции. И как бы ни был прекрасен этот подкидыш, долго ему не прожить...
В спектакле Сергея Захарина Новеченто — это, конечно, ХХ век. Век великих переселений и великих войн. Век технического прогресса, породившего монстра телевидения с его ток-шоу. Век-корабль, попавший в шторм времени. Справится ли с ним команда?
Команда создателей спектакля справляется блестяще. При том, что весь спектакль — это монолог Туни-Осинцева, пластический рисунок истории дополняется и развивается ансамблем актёров (трио Игорь Гутманис, Виталий Илюшкин, Василий Цивинский). Они — то задорные оркестранты, то солидные пассажиры первого класса, то борющиеся со штормом матросы... Кукла, трость, цилиндр в руках актёров могут означать кого угодно: и младенца Новеченто, и его названного отца, и звезду джаза... Свет, декорации тоже становятся элементом пластического решения спектакля: трепещет надутый ветром парус, движется по сцене рояль, как живое существо, влекомое лучом света,...
И, конечно, музыка! Музыка Фаустаса Латенаса, композитора, известного омским театралам по спектаклям Вахтанговского театра. Здесь его мелодии становятся воплощением Новеченто, ХХ века, странного и прекрасного. Его время прошло, а мы всё плывём...
Оригинал в Facebook автора.
2Фото:ТБДТ
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 94 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 91 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 13 марта 2024 года
103612 марта 2024
Итоги недели с Екатериной Вахрушевой
938213 марта 2024
Выбор редакции
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1066129 февраля 2024
346815 февраля 2024
3911114 февраля 2024
31821412224
Записи автора
Невеселая, но смешная жизнь советской интеллигенции
38313 марта 2024
«Она захватывает пространство»
50508 марта 2024
66605 марта 2024
«Кого хочу я осчастливить, тому спасенья больше нет»
46002 марта 2024
44901 марта 2024
Всё смешалось в доме Звездинцевых
53527 февраля 2024
62924 февраля 2024
— журналист
— Писатель, журналист
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии