«Чего боятся современные околотридцатилетние пары?»

В отличие от подопытных крыс Том и Джемма добровольно пришли в агентство. Чем было обусловлено их поведение? Истинным желанием иметь каноническую семейную жизнь или следование социально-культурным надстройкам о том «как надо»?

94625 сентября 2021
«Чего боятся современные околотридцатилетние пары?»

Уютный дом в пригороде с лужайкой на заднем дворе, вечно голубое небо и ежедневное обеспечение всем необходимым — ну чем не рай для молодой семьи? Однако герои фантастического триллера «Вивариум» под авторством Лоркана Финнегана с этим не согласятся. Несмотря на свою жанровую принадлежность фильм представляет собой попытку аллегорического осмысления социально острых тем и даёт своеобразный ответ на вопрос: «Чего боятся современные околотридцатилетние пары?»

Том и Джемма пока не женаты: им не присуща импульсивность в вопросах семьи и брака, поэтому они решают подойти к выбору своего будущего дома весьма основательно и обращаются в агентство по недвижимости. С самого начала мы наблюдаем зарождение тревоги у героев, которая на сюжетном уровне объясняется знакомством пары с крайне странным агентом Мартином. Расписав все прелести жизни в микрорайоне под названием «Йондер», агент приглашает Тома и Джемму осмотреть недвижимость в живую.

1

Когда они оказываются на территории «Йондера», их поражает в буквальном смысле сказочность этого места: все дома выглядят одинаково, идеально чистые улицы и голубое небо с неподвижными облаками. В доме номер девять есть все, чтобы остаться. Остаться навсегда... Неведомым образом агент исчезает, а Том и Джемма пытаются выбраться из лабиринта природных декораций — но все тщетно, и они решают переночевать в нем. Так и не найдя выхода, пара постепенно приходит к отчаянию, предпринимая крайние меры по уничтожению «дома мечты». Однако метафору нельзя уничтожить, и дом остаётся на своём месте. Но вскоре на пороге, где всегда внезапно оказывался ящик с провиантом, они находят младенца и записку: «Вырастите и будете свободны».

Пушкинское преувеличение «И рос он не по дням, а по часам» в фильме приобретает устрашающий подтекст: «ребёнок» действительно растёт крайне быстро, постоянно требуя еды жутким ором. А с возрастом он начинает внушать все больший ужас. Том и Джемма, пропасть между которыми разрастается с каждым днём все сильнее, пытаются справиться с этим, как могут: он, озлобленный и отстранённый, изо дня в день уходит на задний двор, чтобы заниматься бессмысленным трудом, она не оставляет попыток наладить контакт с ребёнком, при этом каждый раз демонстративно подчёркивая — «Я не твоя мать».

Внешний сюрреализм фильма к своей кульминации приобретает абсурдистские и местами мистические черты. Нам лишь намекают на чужеродное происхождение «нежеланного» ребёнка. Следует учесть, что стремление во что бы то ни стало разгадать сюжетообразующие загадки, скорее, отвлечёт от главного аналитического акта — интерпретации и анализа проблемы.

По сути, Финнегану удалось изобразить то, о чем многие пары многозначительно умалчивают — страх рутины и ответственности за жизнь маленького существа, убежденное отчаяние от мысли, что семья — это плен, развитие холодности и отчуждения при появлении детей, истощение физических и моральных ресурсов. Внезапный сюжетный поворот отправляет зрителю ясный посыл — эта ситуация столь распространена, что не оставляет родителям никаких шансов на спасение. Вместе с тем режиссёр намеренно театрально изображает существование пары (еда не имеет вкуса, облака не двигаются) не позволяя зрителю ни на минуту забыть тот факт, что мы имеем дело не с объективной реальностью, а представлениями и страхами общества.

Вивариум — это понятие, заимствованное из научно-исследовательского мира. Так называют специальные места, в которых создаются определённые условия для проведения экспериментов и наблюдения за испытуемыми животными.

Название в полной мере отражает научную спецификацию с одной лишь оговоркой — в отличие от подопытных крыс Том и Джемма добровольно пришли в агентство. Чем было обусловлено их поведение? Истинным желанием иметь каноническую семейную жизнь или следование социально-культурным надстройкам о том «как надо»?

 

Оригинал Вконтакте.

2

Автор:Юлия Купрейкина

Фото:скриншот видео

Теги:психологиякиноотношения


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 марта

130 юбилейных событий

130 юбилейных событий

12527 марта 2024

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

86505 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

50907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 97 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 93 человека



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

3445101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

3826221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

5379218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10823204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх