Можете назвать вид деятельности, который заставляет ваше сердце биться чаще?

Доводилось ли вам когда-нибудь слышать мотивирующие призывы вроде: «нужно найти своё место в жизни», «надо чаще прислушиваться к себе», «достаточно обрести себя, и жизнь наладится»?

106401 октября 2021
Можете назвать вид деятельности, который заставляет ваше сердце биться чаще?

Уверена, многим эти выражения уже успели набить оскомину. Во многом потому, что стремления исполнить эти эфемерные рекомендации часто не имеют материалистического обоснования. Человек пытается представить образ, ощущения того, что даст ему этот пресловутый поиск себя, но чувства эти едва уловимы и хрупки под воздействием многочисленных жизненных факторов, имеющих вполне осязаемую природу.

Однако сдаваться так просто человечество не привыкло, и в попытке удержать и запечатлеть волнующие образы мы помещаем их в понятные и доступные нам формы: от языка до искусства. Чаще всего, обсуждая своё место на профессиональном поприще, люди используют слово «призвание», наделяя его поэтическими, почти недостижимыми идеалами воплощения собственной жизни. При этом биологи, эволюционисты, психологи регулярно подчёркивают единство психического устройства всех людей на планете. И как же тогда объяснить, что одним людям суждено найти своё призвание, а другим так и не удаётся «обрести себя» в этом мире полном возможностей? Не иначе, как влиянием злого рока, неблагоприятных жизненных обстоятельств или коварного умысла окружающих. Но позвольте мне раскрыть другую, на мой взгляд, куда более реальную причину того, отчего многих людей настигает чувство гнетущей потерянности.

1

Я начну, пожалуй, с самого распространённого убеждения относительно призвания. Большая часть нашего общества приписывает этому феномену чуть ли не магическую, сверхъестественную природу. А людей, которым посчастливилось «найти своё место в жизни», относят к когорте особенных, таких, кому ниспослан некий дар свыше. Мне представляется это весьма романтической историей, но малоэффективной с точки зрения самомотивации. Установка на воздействие внешней силы не позволяет человеку взять ответственность за свою жизнь на себя. Можно провести не один десяток лет в ожидании, когда же снизойдёт вдохновение, наблюдая за теми, кто то и дело примеряет на себя разные роли.

Но что если рассмотреть призвание не как волшебную силу, которой наделены только избранные, а как предпочтительную форму удовлетворения потребностей отдельно взятого индивида с учётом присущих только ему особенностей функционирования психического аппарата? Иными словами, призвание отражает ту форму профессиональной самореализации, которую мы выбираем с учётом наших способностей. И здесь, как мне кажется, скрывается подвох. Насколько объективно мы оцениваем свои способности?

Разумеется, чтобы сложить хоть какое-то представление о своих умениях, нам необходимо сравнить результаты своей деятельности с чужими. В этот момент многие рискуют попасть в ловушку своего искаженного восприятия и начать сопоставлять свои достижения с теми, чей успех по субъективным критериям ярче и значительней. Таким образом, человек как бы оказывается на измерительной шкале в положении «ноль», в то время как все остальные далеко впереди, недостижимы. Но стоит развернуться в противоположную сторону, как можно убедиться, что позади нас есть те, кто аналогичную деятельность выполняет менее эффективно, чем мы сами. И тогда картина мира становится шире, объёмнее, а мы понимаем, что, в сущности, расположились где-то посередине. Это ли не повод, чтобы устремиться вперёд?

Если честно, мне даже нравится выражение о познании самого себя, но только в том случае, если это познание происходит не в театральном мире постановочной нирваны, а в реальных действиях и наблюдениях за своим организмом. Всякую деятельность можно превратить в творчество, привнеся в рутину дел созидательный азарт. Вспомните, как ведёт себя ребёнок, когда увлечён своим занятием: он по-деловому возбуждён, чрезмерно сосредоточен, что даже не реагирует на обращение к нему, а в завершении образа нелепо высовывает язык. В этот момент он пребывает в состоянии полного погружения, будто растворяется в своём деле. Но даже будучи взрослыми, мы в силах испытывать подобное, вплоть до высунутого языка. Когда что-то по-настоящему увлекает нас, организм реагирует учащенным сердцебиением и дыханием, расширенными зрачками, повышенной мышечной активностью. В этот момент другие физиологические потребности остаются незамеченными, пробиваясь к высшим мозговым центрам только когда достигают критического уровня неудовлетворённости. Неважно, описываем мы это состояние языком биологии или поэзии, важно — уловить его, поймать момент, чтобы сказать: «Вот оно!» Такое состояние присуще абсолютно всем людям с той лишь разницей, что одни улавливают его за собой и продолжают развивать, а другие упускают или не придают значение.

Наконец, немаловажным аспектом в оценке истинности призвания является усталость от проделанной работы. Та нереалистичность, которая присуща поэтической трактовке этого феномена, не допускает мысли, что человека может настичь утомление от любимой работы. А меж тем, может и настигает. И чем больше человек отдаётся своей страсти, тем более уставшим и даже опустошённым он оказывается, ведь ему пришлось затратить колоссальное количество своих психических и физических ресурсов. Ни одна, даже самая выраженная способность не может застраховать человека от усталости, ошибок и разочарования. Всякий труд, который в своём осуществлении поддерживался дофаминовым топливом, достигает своего результата двумя состояниями: эйфорией от осознания своего созидательного «могущества» и приятной усталостью, закономерно приходящей вместе с расслаблением.

Если же взглянуть в самое сердце слова «призвание», то можно обнаружить, что оно восходит к словам «призвать», «звать», «зов». Как мы понимаем, что кто-то зовёт нас, когда оказались в шумной толчее? Вероятно, откликаемся на сигналы: голос, произносящий наше имя, жесты внимания и приглашения, наконец, движение в нашу сторону. В ситуации выбора жизненного пути мы тоже можем обращать внимание на сигналы. На сигналы нашего организма, наше поведение. Почему, к примеру, я завидую знакомой, которую пригласили работать иллюстратором в крупное издательство, но вот перспектива стать учёным-вирусологом меня не привлекает? Согласна, пример излишне контрастный, но он наглядно демонстрирует, какие мы разные в своих уникальных способах удовлетворять свои желания.

А вы можете назвать вид деятельности, который заставляет ваше сердце биться чаще?

Оригинал в ВКонтакте

2

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

86419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

319201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

320201 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6647101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх