Проклятие знания

Это когда нам кажется, что другой человек не может не понимать, о чем мы говорим. Ведь это элементарно! 

84106 ноября 2021
Проклятие знания

Речь не о «Черном камне», и Волан-де-Морт здесь ни при чем. Это самое «проклятье» существует в нашей с вами обыденной жизни. И самое главное подтверждение этому — непонимание между людьми: преподавателем и студентом, начальником и подчиненным, заказчиком и исполнителем, мужем и женой, родителем и ребенком. Это когда нам кажется, что другой человек не может не понимать, о чем мы говорим. Ведь это элементарно! Этими знаниями, по нашему мнению, должны обладать все.

— Ты что, совсем тупой или специально меня бесишь? Задание легче легкого! Что тут непонятного?
— Не прикидывайся, ты все прекрасно знаешь! Или тебе на пальцах объяснить?

1

Взрослые зачастую уверены в том, что ребенок хитрит и манипулирует. А на самом деле он прекрасно осведомлен о том, что от него требуется. Особенно в этом плане страдает какой-нибудь среднестатистический первоклассник. От него требуется быть столь же прилежным и сообразительным, как его родитель в своем детстве. По крайней мере, именно в этом он убеждает ребенка.

— Я всегда слушалась родителей! Мне даже в голову не приходило, что я могу им врать и изворачиваться как ты!

Как все обстоит на самом деле, и действительно ли ребенок все хорошо понимает и просто выводит нас из себя?

«Проклятие знания» — одна из ошибок мышления, касающаяся суждений, принятия решений и, как следствие, поведения. Термин ввел в обращение британский психолог Робин Хогард. Когнитивная ошибка заключается в том, что более информированным людям очень сложно рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей. Зная что-то, имея определенный интеллектуальный опыт, сложно вообразить, что кто-то может этой информацией не обладать.

Профессору сложно понять первокурсника, родителю — ребенка. И тот и другой более опытной половине кажется ленивым, нерасторопным и бестолковым. На самом деле всё обстоит несколько иначе.

Другой человек вовсе не обладает нашим багажом знаний. И даже если мы не раз объясняли что-то ребенку, не значит, что он это теперь знает. Родители хотели бы, чтобы так было. Мы мыслим из своего взрослого мозга, не имея представления о том, что происходит в детском. Думать, как ребенок получается не у всех. Поэтому волна непонимания между самыми близкими людьми в некоторых семьях растет, набирая силу.

Интересные метаморфозы происходят и с нашими детскими воспоминаниями. Понимание того, что память — штука находчивая, у многих есть. Если мы забываем какие-то детали, наш мозг услужливо «дорисовывает» нам недостающий пазл. Даже если такого и вовсе не было. К примеру, как-то встречаясь с бывшими однокурсницами, мы делились воспоминаниями о былом. Какого же было наше изумление, когда мы поняли, что все помнят совершенно разные ситуации и детали. Восстановить единую картину оказалось невозможным. Как будто не в одном институте учились! Кроме того, что все мы акцентировали внимание на чем-то своем, так мы ещё и «выросли» за это время, приобрели свой опыт, проложили определенные «тропинки» нейронных связей.

Так вот, уверенные, что в нашем детстве отродясь не было непослушания и вранья, мы мягко говоря лукавим. Но не специально. Просто будучи ребенком, мы воспринимали окружающий мир мозгом, пока еще находящимся в процессе созревания, и реагировали исходя из него. А вот достаем мы свои детские воспоминания из хранилищ памяти уже зрелого, качественно другого мозга. Получается, воспоминания достраиваются, дополняются нашим взрослым опытом. И отличить, что и вправду было, от того, как бы нам хотелось, чтобы было на самом деле, не представляется возможным.

2

Что с этим делать?

  • Помнить о возможности такой ошибки мышления. Все не могут знать то же, что и вы.
  • Приводите примеры из реальной жизни, не ограничивайтесь сухими фактами.
  • Старайтесь расшифровывать термины и просите человека пересказать услышанное своими словами.
  • Представляйте себя на месте своего собеседника. Старайтесь учитывать его позицию, возраст и уровень знаний.
  • Почаще напоминайте себе, что ребенок не может мыслить, как взрослый, но имеет право думать по-своему.

Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте. 

Автор:Елена Суворова

Фото:Скриншот видео

Теги:Психологияотношения


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 3 человека

09.08.2022

Вам понравился День города — 2022?

Уже проголосовало 4 человека























Блог-пост

Анна Нартова

— Психолог

Светлана Дзюба

— Хозяйка Берлоги

Валентина Фоменко

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Ей снился её город...

Story

Ей снился её город...

7-го августа 2022 года она отмечала бы своё 60-летие – уникальная джазовая и эстрадная певица, солистка Омской филармонии Татьяна Абрамова /1962-2004/...

2428406 августа 2022
Именитый автогонщик Александр Фабрициус провёл в Омске АвтоЛедиБаттл

Светские хроники

Именитый автогонщик Александр Фабрициус провёл в Омске АвтоЛедиБаттл

Главным судьёй мероприятия, посвящённого четвёртой годовщине Комитета по развитию женского предпринимательства Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», стал начальник ГИБДД по городу Омску подполковник Сергей Лебедев. (ВИДЕО) 

268003 августа 2022
«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Откровенная история

«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Чем может помочь больному раком человек, который сам прошёл через онкологический диагноз.

8985321 июня 2022
Танец оловянного солдатика. Омская легенда

Story

Танец оловянного солдатика. Омская легенда

20 июня заслуженному артисту России Олегу Карповичу исполнилось бы 67…

7924121 июня 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх