Двое в лодке, не стесняясь медведей

В начале сентября у нас с мужем случился долгожданный отпуск вдвоём. Слава давно мечтал сплавиться по речке Кондома в Кемеровской области, где живёт наша родня. А ещё весной мы купили байдарку, и хотелось обкатать её где-то кроме Иртыша.

155710 ноября 2021

Романтика — так романтика. Нашли на карте одноимённую деревню Кондома. От неё до пос. Мундыбаш по реке больше 100 км и ни одной деревни, сплошная тайга. И бобры, и клещи, и хорьки, и мы) Конечной точкой маршрута стала д. Подкатунь. Итого 125 км по реке за пять дней.

Ещё там полно медведей — считай, уже Горная Шория. А мы набрали и сало копчёное, запашистое, и колбасу. Да и сами мы тоже ничего... В общем, было немножко тревожно. Беспокоились и за то, насколько проходима река в сентябре и не слишком ли она обмелела. В нашем случае проверить это можно было только опытным путём.

На двоих три 80-литровых рюкзака: два с вещами, один — с байдаркой; пакет с пирожками от любимой тёти и белая шляпа — пожалуй, единственный атрибут цивильного отдыха во всей этой картине...

По-правильному, нужно было бы ещё взять спасательные жилеты. Но после видео, на котором в районе пос. Мундыбаш собака переходит нашу реку вброд, мы рискнули сплавляться без них.

До места старта добирались сначала на электричке, потом на уазике-буханке — река и деревня на ее берегу находятся в 30км от ж/д станции. А ведь оттуда тоже люди ездят на работу в город...

Кондома — не самое популярное место сплавов. По словам водителя, мы были третьими чудаками, которых он в этом сезоне забрасывал на реку. Пара часов ушла на то, чтобы собрать лодку, распихать вещи по гермомешкам и попить чай. Глубина реки в месте старта заставила нас отнести лодку ближе к середине русла, где вода доходила хотя бы до середины икры. Наконец, 6 сентября в 11:30 мы начали наш триумфальный сплав и мой первый автономный поход.

С погодой нам здорово повезло: +25, солнечно. Красота кругом и никого кроме уток и цапли. В первый день по плану мы должны были пройти 30 км, а в идеале и до 40. Но не тут-то было... Мелководья становилось всё больше, всё чаще приходилось вылезать, и по щиколотку в воде, с лодкой на верёвочке, шлёпать по скользким камням до более глубоководных мест. Единственное, что утешало нас в эти минуты, так это отсутствие спасательных жилетов, сделавших бы эту картину ещё более комичной.

Раз уж сели на мель..

На более глубоких участках русло реки было усеяно большими валунами, между которыми приходилось лавировать. Но более коварными оказались подводные камни. Несколько раз мы крепко налетали на них, а один раз едва не перевернулись, пока не научились угадывать их по лёгкой ряби на поверхности воды. Тут должна последовать красивая метафора о лодке семейной жизни, также налетающей на различные жизненные обстоятельства и семейный быт... В таком случае начало нашего сплава можно сравнить с медовым месяцем, когда двое только залезли в лодку, счастья у них полные штаны, а впереди долгожданное путешествие, которое будет каким угодно, только не таким как его представляли).

В процессе создания этой фотографии у меня уплыли тапки. Еле догнали.

Что касается меня, то с моей нерешительностью опыт штурмана (я сидела впереди, Слава правил кормой) был весьма полезен. Оперативно оценивать ситуацию, принимать решение и чётко озвучивать направление движения – это те необходимые на сплаве навыки, которых в первый день у меня не было. Но каждый жалобный швырк о дно лодки добавлял опыта, так что, забегая вперёд, скажу: к четвёртому дню сплава мы с мужем таки стали неплохой командой и он научился понимать меня без слов, по одному только выражению спины. Жаль только, что сплав к тому моменту подошёл к концу)

По итогу первого дня вместо запланированных 30 мы прошли 22 км, из них значительную часть — пешком) Разбили лагерь на симпатичной отмели, откупорили бутылочку вина и слились с природой.

Вторник, 7 сентября

Все приличные люди в 9 утра уже давно на работе или на учёбе. А я просыпаюсь в палатке от неприлично летнего солнышка и понимаю, что первый раз за две недели как следует выспалась. Пока муж охотится за утренними туманами, неспешно потягиваюсь и готовлю кофе, режу сыр и копчёное сало.

Мы — туристо, мы туристо, мы туристо-гедонисто….)))

А впереди — река, солнце и ещё четыре дня тишины и красоты.

Это ли не счастье?

Спокойствие, только спокойствие

На второй день характер реки изменился: она стала более проходимой и полноводной, но по-прежнему не давала заскучать: местами — широкая, со скалами и соснами по берегам и глубиной 2-3 метра, а уже за следующим поворотом — шум переката и нужно быстро сориентироваться, с какой стороны его лучше пройти, чтобы не сесть на мель. Примерно так:

Вода чистая, прозрачная, там и тут играет рыба. Днём купались, а руки и ноги к вечеру не только загорели, но и сгорели...

Там и тут по берегам места рыбацких стоянок с костровищем и дровишками, но самих рыбаков мы встретили в тот день лишь один раз, благо поход пришёлся на рабочие будни.

Под вечер, в лучах заката, мы выплыли в настоящую «долину камней» под сенью величественной скалы. Многовековые валуны — и наша лёгкая лодочка, лавирующая между ними...

Подходящее для стоянки место удалось найти только после заката, когда уже стало довольно прохладно. Тем приятнее было отогреваться у костра и читать «Сказы» Бориса Шергина. Язык его — тёплый, живой, смешной и трогательный, сам не хуже костра согревает и рассеивает мрак. Читаешь — и у самого то «во взорах печаль», то «смехи на щеках играют».

Среда, 8 сентября

С утра варила кашку, паром из кастрюльки затянуло всю реку…

А как кашка сварилась — так и солнышко выглянуло.

Перед тем, как забраться в лодку, увидели на берегу следы, похожие на медвежьи. Хорошо, что вечером не разглядели...

Третий день шли бодро и весело, несколько раз купались. Я даже подумала, что если бы мне предложили выбирать — отдохнуть где-нибудь в Сочи на море или вот так, на Кондоме — я бы предпочла реку. Тишина, красота, запах реки и сосен, шум воды и НИКОГО. Наверное, я воробушек-социофобушек: подальше от людей — поближе к природе.

Под вечер проплывали место, называемое Белая Гора. Фото и видео прилагается.

Тут река делает петлю в 5 км, но перекаты на ней дают хорошую скорость, так что завершили день с ветерком.

И всё бы ничего, но на горизонте появились две мрачные тучки начали резво двигаться в нашу сторону, что-то громыхая себе под нос.

Не теряя ни минуты, мы высадились на уютной отмели, окружённой кустами, оперативно разгрузили лодку, поставили палатку и закидали туда всё, что могло промокнуть. Если бы это были соревнования по скоростному сбору палаток, мы бы без сомнения заняли первое место.

Второпях я забыла телефон на баллоне внутри лодки, и, когда мы переворачивали её, он шлёпнулся на мокрое дно и потерял сознание. Видя такое дело, мрачные тучки позлорадствовали и обошли нас стороной: этой жертвы им оказалось достаточно.

А мы не стали огорчаться. Напекли картохи в углях, почитали в палатке Джерома и легли спать. Вопреки обыкновению, я долго не могла уснуть. В плеске реки мне то и дело слышались шаги: «шлёп-шлёп-шлёп-шлёп». В конце концов я не выдержала, достала баллончик Рефтамида и от души побрызгала им в тамбур палатки. Не пытайтесь понять логику блондинки, но мне и правда полегчало. Раз муж терпеть не может этот запах, то потенциального медведя он стопудово отпугнёт…)))

Четверг, 9 сентября

Ночью заладил дождик. Мы выспались от души, позавтракали, попили кофе не выходя из палатки, и отлично провели время в компании Джорджа, Гарриса и Монморанси, сплавляясь вверх по Темзе.

Ближе к 12 дождик закончился, палаточку обдуло ветром, и мы выползли из своих коконов собирать вещи и двигаться дальше по маршруту. Сегодня нам не грозило обгореть, и мы оделись потеплее.

Как я уже говорила, к четвёртому дню похода мы отлично сработались как команда, понимали друг друга с полуслова и довольно изящно проходили все сомнительные по глубине места. Не напрягаясь прошли 20 км и встали в 5 км от пос. Мундыбаш.

Место для ночёвки нашли случайно: заметили с реки узенькую тропинку к воде, зачалились и под скалой обнаружили обжитую стоянку с ровными площадками под палатки, костровищем и дровами. Брать чужие дрова не стали, натаскали своих. Это была самая спокойная ночь из всех — рядом ничего не хлюпало и не шуршало)

Пятница, 10 сентября

Слава-Соколиный Глаз ещё с вечера разглядел высоко на скале какую-то табличку, и с утра мы полезли её разглядывать. На табличке было имя скалолаза, погибшего в 2008 году, а сама скала — снизу этого не было видно — оказалась местом тренировок и соревнований скалолазов: по всей стенке уходили вверх трассы, помеченные разными цветами.

Видите трассу на скале? А она есть)

Облазив это место, решили подняться на саму гору, с которой должен был открываться хороший вид. Не всё же грести) Нашли пологую тропинку и минут за 25 добрались до стихийной смотровой площадки.

Пробежка на гору была только разминкой: сегодня мы должны были завершить водную часть похода и со всем скарбом подняться на Подкатунские Утёсы — живописные сопки рядом с деревней Подкатунь. В 2018 году мы были там во время Первомайского велопробега, и с тех пор это место запало нам в душу .

К обеду мы проплыли пос. Мундыбаш, где одноимённая речка впадает в Кондому, а потом ещё 10 км плыли вдоль железной дороги и дачных посёлков. Поймали себя на мысли, что за 4 дня отвыкли от людей.

Основная, водная часть похода подошла к концу. Наша байдарочка попрощалась с Кондомой, была вытащена на берег, просушена, разобрана и упакована в рюкзак. А мы не прощались с рекой. За те 5 дней, что мы по ней плыли, в ней купались и из неё пили, мы сами уже на 70% состояли из Кондомы.

Вещи из гермомешков перекочевали обратно в рюкзаки, так что снова получилось 3 рюкзака весом около 25 кг каждый (при том, что общий вес уменьшился килограмм на 8 за счёт еды).

Теперь нам предстояло пройти 5 км в горку, набрав 260 м высоты. Отчаянный муж навесил на себя два рюкзака, я взяла рюкзак, вёсла и воду, и мы двинулись в путь. Но уже поднявшись на насыпь ж/д станции возле посёлка мы осознали, что переоценили свои силы и фига с два мы затащимся на утёс со всем этим добром. Недолго думая, мы решили спрятать рюкзак с лодкой в лесополосе возле железки, чтобы забрать его на обратном пути. Убедившись в отсутствии свидетелей, Слава тщательно замаскировал нашу драгоценную лодочку. Со стороны это выглядело так, как будто мы прячем труп. Ещё бы! 60 тысяч на дороге не валяются, зато валяются по кустом возле железки…

Это непростое решение облегчило нам жизнь на 25 кг и мы зашагали бодрее. Для меня эта заброска стала мини-версией полноценного похода в горы с рюкзаком в натуральный размер. И очень скоро я пришла к выводу, что горные походы — это не моё. К утёсу вела грунтовая дорога с ощутимым подъемом, каждые метров 50 приходилось останавливаться, чтобы отдышаться. Но за полтора часа нужно было успеть подняться — панорама в лучах заката сама себя не сфотографирует. И мы таки успели! За несколько минут до того, как солнышко окончательно спряталось)

Фото с первомая 2018

Последние минуты закатного солнца

Вид с утёса прекрасен. Не менее прекрасным оказалось звёздное небо, какого в Омске не увидишь. В темноте мы услышали, как кто-то газует неподалёку, как будто забуксовала машина. Вскоре на поляну выехали два мотоцикла: два парня и девушка. Поздоровались, оказалось — отдыхали на соседней поляне. «Услышали шум с вашей поляны, подумали — вдруг медведь. Вот и решили погазовать на всякий случай». Спасибо, ребята, мы ведь целый день не вспоминали про медведей...

Парни оказались шахтёрами из Малиновки, что в 30 км оттуда. Мило побеседовали, показали нам, где растёт дикий лук, посоветовали посмотреть разлом в скале в Кузедеево, вниз по течению, ещё погазовали напоследок и улетели в темноту. А мы остались наедине с мыслями о медведе внутри и звёздным небом над головой. Ещё посидели у костра, почитали книжку, полюбовались, как в темноте светящейся змеёй проползает под утёсом поезд, а перед сном жахнули сигнальную ракету, которую дал нам с собой друг. Было красиво) Это была наша последняя ночёвка в этом походе.

Утром Слава поохотился на рассвет и мы стали собираться — погода портилась, а нам хотелось дойти 5 км до станции по сухой дороге.

С горы добежали куда быстрее) Откопали в кустах лодочку, дождались электричку и поехали обратно в Осинники, ещё пару дней погостить у родных и попариться в баньке.

А на другой день все вместе поехали в то самое Кузедеево, смотреть разлом) И правда, интересный геологический объект в виде коридора в скальной породе.

Сказать, что мы довольны этим отпуском — это ничего не сказать. Отдохнуть, побыть вдвоём, налюбоваться красотой и надышаться чистым воздухом, наплаваться на лодочке, так что ещё неделю болели руки, исполнить несколько давних желаний, ухватить лето за хвост, накупаться и загореть, повидаться с родными — и всё это за полторы недели!

А ещё поход — это идеальная социальная дистанция и профилактика всего…

И да пребудет с вами Рефтамид! ;-)

Больше фотографий в альбоме.