Две байки про керамические заводы, на которых я работала

Никому бы в голову не пришло, что симпатичная девка двадцати с небольшим лет в девять вечера гуляет в обнимку с десятилитровым барабаном в половину своего веса по коридору и мечтает смолоть удивительную вожделенную глазурь. Кто бы в это поверил?

90816 ноября 2021
Две байки про керамические заводы, на которых я работала

***

Свою трудовую деятельность я начала на предприятии художественных промыслов, в цехе росписи. Меня никто не хотел брать в ученики (план, то-сё, неохота возиться с малолетним дарованием). Женщины отвернулись от меня. Но была там одна тётя Маша. Она была малюсенькая, с крошечными ручками и грустными глазами. Она согласилась. До обеда она меня не замечала, и я просто слонялась по цехам: смотрела, как огромные женщины в резиновых перчатках, купают в чанах с глазурью керамические вазы; как движется двадцатипятиметровая тоннельная печь и как другие женщины зашвыривают на неё противни с картошкой (это обед так жарили на заводе), или с семечками. Как мужики с длиннющими клюшками в руках, гипс точат на станках или глину забрасывают в мельницы. Все смеются, поют и матерятся. Это была очумелая жизнь, с запахами шликера, угарного газа, жжёных семечек, грохотом и скрежетом оборудования. Величие процесса меня завораживало.

1

Потом наступало «святое время» — все кушали. А тётя Маша уходила в лесок, чтобы там втихаря чекушечку распить. И вот после этого начиналось моё счастие. Тётя Маша оживала, розовела и садилась со мной заниматься. Расписывала она как Бог. Подглазурку крутила, как пела. Именно она научила меня всем видам мазковой росписи, классификации соцветий и бутонов. Научила выколачивать ручные кисти. Несколько кисточек ручной работы, «оживок», она мне подарила. До сих пор их храню и пишу ими только по большим праздникам. Они живы и в рабочем состоянии, им лет 30.

И ещё, она постепенно рассказала мне свою историю. Она мечтала стать художником в юности и уехать учиться в абрамцевское училище. Собирала вырезки из журналов и срисовывала всё подряд. Но, её родители не пустили. Вместо этого замуж выдали. А муж постепенно спился и утонул.
Такие дела.

Я смотрела на тётю Машу, думала о «Тупейном художнике» Лескова и о том, что так нельзя. Вот выучусь и стану главным художником завода... а замуж пока не пойду.

***

Раз уж о заводе вспомнила, ещё история. Правда, уже с другого завода.

После института я нашла себе завод. СССР распался, работать было негде, лепить — тем более. А лепить нужно было много, часто, неистово. Жажда. О мастерской можно было и не мечтать, одно решение — найти завод, сдаться туда и там лепить. Но заводы то, вместе со страной — тюить... Нашёлся-таки частный завод. Его владелец почему-то решил, что в самые голодные и смутные времена народу более всего нужны горшки для жаркого, свиньи-копилки и вазы с лепниной. Меня взяли туда разработчиком образцов и гончаром (оказалось, что никто, кроме меня, этим искусством на заводе не владел). За это я имела право вечерами и по ночам заниматься творчеством. Правда, обжигать моё «творчество» никто не хотел. Народ без боли на него смотреть не мог, а печники, они вообще, зарплату получали по выработке. Им моё творчество по классовым соображениям было чуждо. Поэтому я сначала стеснялась, а потом «пошла в народ»: научилась быть приветливой, понимать людей, уметь с ними разговаривать и прочее.

На заводе было много странного. Никто не оказывался там по призванию (кроме нас с дядей Витей — модельщиком). Всем рабочим было всё равно, где работать: на птицефабрике или на керамическом заводе. Лишь бы работать. Да ещё эти копилки... Мне кажется, всякие такие копилки усугубляют ненависть к любым видам изобразительного искусства, вообще. Но у меня тоже возникла цель — стремление к ней было не менее сильным, чем ненависть рабочих к работе. Я желала быть художником. Постепенно, мы подружились со всеми, кто там работал. Я научилась понимать людей, а люди увидели, что не такая уж я и плохая: работяга, не конфликтна, петь могу.

На заводе были уморительные плакаты. Их сочинял директор, лично. Там было (ей-ей, именно так): «ШТРАФЫ!!! Опоздание на рабочее место — 10 руб. Прогул — увольнение. Окурок на рабочем месте — 10 руб. Мат на рабочем месте — 15 руб.»

2

Однажды я крутилась возле барабанов с глазурью — шёл помол. Парень Гена, главный по этим барабанам, строил мне глазки и не знал, что желаю я не с ним, на свидание, а смолоть глазурь-кракле. Мечта. Вижу цель, не вижу препятствий. Он, в конце концов сказал: «Ладно. Давай поставим твою глазурь на помол. Только барабан иди сама отмывать, меня ломает».

О барабане: это фарфоровый десятилитровый бидон, внутри на треть заполненный фарфоровыми же, шарами. Весит эта радость прилично, но нам и это не препятственно. У нас — цель. И потащила я этот барабан в туалет, отмывать. И конечно, мокрый, скользкий барабан выскользнул из рук и разбил унитаз. Я испугалась, стала соображать, что же делать, сколько стоит унитаз и как сказать директору, о том, что это я отличилась. Поскольку был глубокий вечер, решила наутро пойти с повинной. А утро встретило нас ОБЩЕЗАВОДСКИМ СОБРАНИЕМ. Все работники завода собрались в печном, работа была прекращена и обсуждалось какое-то ЧП. Я попала на заседание стачечного комитета. Выступал директор: «Внимание! У нас на предприятии произошло ЧП. Вчера или сегодня утром кто-то неизвестный, проник в женский туалет и разбил там унитаз!!! Товарищи женщины, или это вы? Что можно делать с унитазом в женском туалете, чтобы его разбить??? Вы, золотом, что ли, гадите???»

Начался гогот, улюлюканья и всеобщее оживление. Директор: «Пусть тот, кто это сделал, сейчас признается. При всех. А то мы его всё равно найдём и будет хуже!» И опять всеобщее одобрение, оживление и смех. «Ну вот уж теперь дудки, не найдёте! — думаю я. — Теперь не признаюсь. Ни за что. Это унизительно и противно в этом участвовать. Чё хотите теперь, не признаюсь... Чтобы вот так выйти, перед всеми и признаться? На потеху». И на всякий случай отодвинулась подальше, за печь. Сделала отсутствующее и мечтательное лицо, мол, чё с меня взять, я художница, дура-дурой, малахольная. Да на меня бы никто и не подумал. Никому бы в голову не пришло, что симпатичная девка двадцати с небольшим лет в девять вечера гуляет в обнимку с десятилитровым барабаном в половину своего веса по коридору и мечтает смолоть удивительную вожделенную глазурь. Кто бы в это поверил?

...Спустя двадцать лет, пожилой бывший директор этого завода пришел на мою выставку. И я набралась храбрости и призналась, наконец, насчёт унитаза. Он вспомнил. И простил меня. Мы обнялись.

 

Оригинал в Facebook автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 72 человека

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 176 человек

Записи автора

























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Анна Нартова

— Психолог

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

434331 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

479020 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

1334204 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

1405803 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх