«Рулетенбургъ» завершает и выигрывает

Спектаклем закрытия фестиваля «Достоевский. Точка. Омск» стал «Рулетенбургъ» московского театра «Школа драматического искусства» роману «Игрок».

191517 ноября 2021
«Рулетенбургъ» завершает и выигрывает

Театр, основанный легендарным Анатолием Васильевым, называют «игровым», противопоставляя это традиционному понятию «психологический». Однако, традиции русского театра здесь не отвергаются, а развиваются: новый театральный язык, стиль, поэтика рождаются в постоянном эксперименте, поиске, отсюда — понятие театра-школы.

Вот и спектакль «Рулетенбургъ» - результат эксперимента. Молодой режиссёр Евгения Тодорова - ученица А. Галибина и И. Яцко, учившихся, в свою очередь, у Васильева. Ещё студенткой ГИТИСа она начала работать помощником режиссёра в «ШДИ», можно сказать, росла в семье «Школы драматического искусства». К работе с этим текстом Достоевского приступила тоже ещё будучи студенткой, и вот в год 200-летия писателя выпустила спектакль уже как режиссёр этого театра.

1

Неожиданного здесь много. Высокомерный француз Де-Грие (Алексей Киселёв), появляется на гироскутере: он же выше существ, топчащих землю ногами. «Бабуленька» Антонида Васильевна (Анна Кузьминская) является под песни и пляски со свитой крепостных и шутов; здесь и хоругвь, и икона, и шутовские маски. А затем озорная бабуля ещё и на велосипед пересаживается. Генерал (Андрей Харенко) — словно ожившая карикатура: и мундир, и эполеты, и рыжие бакенбарды, и треуголка ему как будто великоваты. А может, он преувеличивает собственную значимость?

Да, умеренности здесь нет ни в ком и ни в чём. Но разве в Рулетенбурге, там, где на кон ставят всё, даже жизнь, может быть мера? Сценография спектакля устроена так, что само это место воспринимается как некая сущность, поглощающая души. Всё происходит на фоне сужающихся кругов, похожих и на круг рулетки, и на мишень в тире. Круги эти оказываются экраном, на который проецируется изображение места действия: то богатые интерьеры игорного дома, то лесная чаща, то синий свет потустороннего... Но в центре этих кругов всегда — чёрная воронка пустоты, и влекущая, и ужасающая.

Создатель этого мира Ольга Левенок — не только сценограф, но и автор компьютерной графики, и художник по костюмам, в которых используется её же роспись по тканям. Мадмуазель Бланш (Евгения Козина) облачена в наряд, на котором, как на картине, изображено прекрасное тело Венеры Милосской. Платье Полины (Анастасия Привалова) скрывает длинная золотая туника, принтованная символом чистоты — единорогом. Жилет чопорного англичанина мистера Астлея (Дмитрий Репин) украшает изображение циферблата Биг Бена. И так — с каждым костюмом: это и приращение смысла, характера, личности героя, и само по себе — произведение искусства. Настоящим произведением искусства стала тут и работа со светом. Не случайно при подведении итогов фестиваля за лучшую работу художника по свету награждён Тарас Михалевский.

Актёрское существование во всех этих обстоятельствах, конечно, не может быть размеренным. Кажется, выстраивается психологический рисунок роли, становятся понятны подтексты в отношениях героев, и вдруг — прыжок в фарс, в гротеск, в пластический этюд... Эта резкость как бы вскрывает пласты потаённого в человеке. Так всё время существуют в диалоге/дуэли Алексей Иванович (Анзори Шагидзе) и Полина (Анастасия Привалова).

А хрупкая маленькая «бабуленька», смерти которой ждут все наследники, оказывается самой живой, по-детски отчаянной, доходящей в своём бесстрашии до клоунады. Именно за смелое решение роли получила приз фестиваля молодая актриса Анна Кузминская.

Евгения Тодорова отмечена призом «Молодая режиссура». Приз зрительских симпатий вручили «Школе драматического искусства». Выходит, фестивальная рулетка оказалась для этого спектакля выигрышной: четыре приза!

2

 

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Наталии Чабан с сайта sdart.ru

Теги:ФестивальтеатрФедор Достоевский


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1448223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

56118 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

87803 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

216927 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх