Ставший яркой вехой в истории Омска театрального

Концовка ноября… Омск театральный вспоминает про легендарного российского режиссёра, который с серединки 1980-х и почти до окончания 20-го века был главным режиссёром Омского театра для детей и молодёжи (ТЮЗ), про режиссёра, который отметил бы 26-го ноября нынешнего года 75-летие со дня своего рождения… Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Рубанов /1946-2014/.

275725 ноября 2021
Ставший яркой вехой в истории Омска театрального

...Познакомились в середине 1980-х в Барнауле, на театральном фестивале-семинаре, куда я был приглашён как завлит Омского ТЮЗа. Рубанов тогда работал в Свердловском ТЮЗе. «На ты» перешли сразу. Хорошо помню, как по возвращении в Омск сказал актёру и заведующему труппой Игорю Абрамову: «Вот бы нам такого режиссёра! Потрясающая харизма: просто смотришь на него — и видишь, чувствуешь: он знает, чего он хочет, и он знает, как это сделать! И такое ощущение, что он видит — насквозь!»…

Я отлично понимаю, почему Дмитрий Астрахан приглашал Рубанова быть редактором своих фильмов: логика, вкус, высокоразвитое чувство Драматургии, Слова и Музыки (кстати, скрипкой и флейтой Рубанов владел почти виртуозно). И ещё вот это — видение НАСКВОЗЬ! (О, как харизматичен был Рубанов в одном из эпизодов фильма Алексея Германа «Трудно быть богом»!).

…В истории Омского ТЮЗа «рубановский период» — одна из ярких страниц. Пожалуй, так же, как «период Владимира Соколова» 1960-х, когда в театральной России уже начали синонимизировать наш ТЮЗ с понятием «Театр Соколова». В этом-то, наверное, всё и дело… Всё дело в том, что… Как бы сформулировать-то?.. Существует концептуальное утверждение, не раз озвученное многими деятелями театра: максимум полётно-творческого «главрежства» — семь лет. Дальше — либо уход в другой театр, либо строительство СВОЕГО театра. У Рубанова, начиная с начала 1990-х, — уже не продолжение истории ТЮЗа, уже не просто очередные спектакли, уже — СВОЙ театр. Другое дело, — когда это происходит изначально (театр Фоменко, театр Васильева, театр Афанасьева, театр Женовача и т.д.); но когда со СВОИМ театром начинаешь вписываться в продолжающуюся и имеющую свои традиции историю — конфликт, наверное, неизбежен…

…Нет, стоп! Я ни в коей мере не хочу касаться конфликтной ситуации Омского ТЮЗа на переломе веков, результатом которой стал уход Рубанова из театра. Это я просто сам для себя пытаюсь понять: может, действительно алгоритм для «периода» режиссёрской судьбы в одном театре — семь лет?... За первые полвека (с 1937-го) в Омском ТЮЗе сменилось 16 (!) главных режиссёров. Рубанов был первым, кто, блистательно пройдя первую семилетку, пошёл на «второй срок» (период его «главрежства» — 1986-2000)…

…Когда в 2014-м его не стало, — на странице в «Контакте» у бывшего ведущего актёра ТЮЗа Андрея Захаренко появились пронзительные слова прощания с режиссёром: «Моему Мастеру Владимиру Рубанову! Вечная память и Царствие небесное! Спасибо за ПРОФЕССИЮ!!! Буду помнить всегда Ваши советы... «Только партнёр!.. Вижу, слышу, оцениваю, реагирую!.. Не ври себе! Верь себе и партнёру!..». И ещё Андрей вспоминает совершенно убойно-ироничную афористику Рубанова: «Единственная убедительная причина неприхода на спектакль — это справка о смерти, и то — за три дня до спектакля»...

…О нём когда-нибудь будет создана книга воспоминаний. Не сомневаюсь. О нём, заслуженном деятеле искусств России Владимире Рубанове, окончившем и актёрский, и  режиссёрский факультеты ЛГИТМиКа, работавшем в театрах Риги, Кишинёва, Свердловска, Санкт-Петербурга… А главное — в Омске… И я вспоминаю «период Рубанова»… И позволяю себе «самоцитату» — фрагмент «Гекзаметра Судьбы» из книги «Крылатая судьба театра», изданной в 2012-м году к 75-летию Омского ТЮЗа:

…Мощный «рубановский» старт: «Пролетарская мельница счастья»,
и (в яркой форме «Театра в фойе») «Укрощенье строптивой»,
и «Одержимая» (Марка Галесника смелая пьеса).  
Словно ва-банк ТЮЗ пошёл, ставя остро вопросы, проблемы…
Далее Сидоров Саша, актёр, пишет пьесу «В Багдаде…» —
ставит Рубанов спектакль, и опять в кассе нету билетов!..

…А «за окном» — девяностые годы XX века.
ТЮЗ «держит планку»: энергия, поиск, азарт и победы!..
«Десятилетка» — как творческий вихрь! Фестивали, гастроли:
Алма-Ата и Свердловск, «Новосиб», Оренбург и Воронеж;
в ТЮЗе впервые «окошко в Европу» прорублено было
(это Италия, это Болгария, Турция, Польша).

На постановках — «загран»-режиссёры, средь них — Ютта Шуберт,
Ханс Трентельман и Вигáно… А вскоре в «Цилиндре» Филиппо
омская труппа играла в альянсе с французским актёром —
с áленом Сеско-Резья́… Всё и вправду — как вихрь событийный:.
«Золушка», «Ви́шневый сад», «Сердце», «Урфин», «Алёша», «Ути́нка»…
«И приближался миллениум…» — будущий скажет историк…

Ниже — несколько фотографий знаковых «рубановских» омских спектаклей: «Вишневый сад», «Алёша», «Цилиндр», «Утиная охота» … Помните?..

«Вишневый сад», 1991

«Алеша», 1995

«Цилиндр», 1996

«Утиная охота», 1997

…«У него был гамбургский счёт и по отношению к артистам, и по отношению к своей работе, — вспоминал в одном из интервью заслуженный артист России, бывший ведущий актёр Омского ТЮЗа Сергей Оленберг, считающий «Ути́нку» («Утиную охоту») лучшим спектаклем Рубанова. — Кредо Владимира Александровича: «Если всё будет хорошо, — мы получим праздник Театра. А если всё будет плохо, — мы получим просто хороший спектакль». Мы к нему относились как к безоговорочному авторитету, а он своё право на это ежедневно доказывал. В собственной же неправоте сам всегда признавался».

…Да, о нём, «театральном Акеле», непременно будет создана книга воспоминаний. О Мастере, строящем драматический театр (тогда и в программках начало появляться: «Омский драматический театр для детей и молодёжи»). О Мастере с драматической судьбой… И вспоминать Владимира Рубанова будут десятки, сотни талантливых людей — актёров, композиторов, художников, режиссёров.

«Он обладал редким даром — собрать вокруг себя талантливых людей, — говорит композитор Сергей Долгушин, написавший музыку ко многим спектаклям Рубанова. — А ещё — умение общаться с людьми, умение добиваться того, что ему нужно. Иногда это бывало на «повышенных тонах», но артисты на него никогда не обижались. Потому что он был Мастер. Я бы даже так сказал: Мастер высшей пробы!..».

…Листаю домашний альбом. Несколько эксклюзивных фотографий с французским «уклоном». Снимки сделаны во Франции, куда Владимир Рубанов и директор ТЮЗа Валентина Соколова были приглашены для участия в работе 12-го Всемирного конгресса АССИТЕЖ (моя жена Наташа принимала участие в этой поездке как переводчик).

…Перебираю программки спектаклей. Вспомнился (да и не забывался) 1992-й. Мне передали записку от Рубанова (я в то время уже не работал в ТЮЗе): мол, срочно нужна помощь — стихи к песням для спектакля «Золушка». Встретились, переговорили. Володя коротко и чётко рассказал о концепции спектакля. В общем, уже через пару недель я пришёл к нему с песенным «блоком». Замечаний у Рубанова не было. А когда расставались, он вдруг как-то грустно (печально даже) сказал: «А самое большое тебе спасибо — за песню-монолог Золушки, за Время, которое превращается в золу…»

Вот эти строчки из песни:

Где вы, добрые люди?
                    Или нет вас в помине?
Или все вы сегодня
                    собрали́сь на балу?..
Моё грустное Время
                    уголёчком в камине
Потихоньку сгорает,
                    превращаясь в  золу…

 

P.S. И ещё — фрагмент из интервью Владимира Рубанова, которое он дал газете «Димитровград» в 2010 году. Как будто сегодня сказано:

 «…Вот опять: «Модернизация страны, рывок в развитии…» Но без развития Культуры эти планы реализовать не получится. Хочу привести простой пример. В Финляндии после развала СССР разразился настоящий кризис. Но в короткое время страна вышла на самые передовые позиции в Европе. А когда стали анализировать причины подъёма Финляндии, то выяснилось: каждый второй финн занимается хоровым пением, а каждый третий играет в любительских театрах. То есть они зарядили нацию на культурное развитие общества — и получили всестороннее развитие страны.
…Нам всем жизненно необходимо помнить, что мы – наследники не только Великой Победы, но и великой Культуры».

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из архивов Омского ТЮЗа и личного архива автора

Теги:Владимир РубановпамятьтеатрТЮЗ


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 марта

130 юбилейных событий

130 юбилейных событий

16827 марта 2024

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

88505 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

50907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 97 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 93 человека



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Елена Петрова

— омичка

Оксана Дубонос

— домохозяйка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

3550101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

3920221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

5475218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10918204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх