...В связи с заявкой Москвы на проведение Экспо в 2030 году
Guess what, тоже поделюсь своими наблюдениями от Экспо в Дубае. Очень нестыдно за родину, но вот… в чем именно наш продукт — понятно не вполне.
164811 января 2022
В целом классная развлекуха, настоящий международный праздник, интересная архитектура — точно стоит посетить. Многие уже высказались, сформулирую тут несколько неархитектурных и отчасти профессиональных размышлений, в том числе в связи с заявкой Москвы на проведение Экспо в 2030 году.
1. Целевая аудитория — стремительно молодеет — кажется, что теперь это 12-16 лет: развлечения, геймификация, подача материала, экраны, ростовые куклы. В Милане в 2015-м все выглядело повзрослее. В этом, безусловно, есть туристическая логика и понятная польза для детей и подростков, которые узнают много нового, в том числе о существовании некоторых стран. Может быть, это результат национальных предпочтений — Дубай в целом развлекательный и блестящий довольно.
12. Типы павильонов — если грубо, то все павильоны можно разделить на три типа по темам: устойчивость и технологии (развитые страны), туризм и культура (открывающиеся страны Востока и Юга), промтовары и народные промыслы (небогатые страны). Плюс официальные павильоны, главные для большой тематической зоны выставки.
3. Россия — очень нестыдно за родину. Качественная архитектура, увлекательная и технологичная экспозиция про мозг и русских нейроученых, вал народу. Проблема, впрочем, в том, что Россия играет на поле развитых стран как продавец интеллектуальных продуктов (см. пункт 2), а в чем именно наш продукт — понятно не вполне. У европейских стран ответ простой — устойчивость. У нас такой дежурной темы нет. Возможно, России стоило бы больше рассказать о себе как о турнаправлении, о разнообразии и красоте, о людях. А этого я там как раз и не заметил, про страну как-то особенно ничего и не было, то есть, грубо говоря, это мог быть павильон любой другой богатой страны, только смени вывеску. Пришлось скучать по родине в павильоне Финляндии (сделанном, к слову, с аллюзией на айсберг), насмотревшись их полупроводников, развалиться в темном кинозальчике и смотреть фильм про почти русскую зиму и скупую северную природу.
4. Неудачи и скукота — официальные павильоны Экспо — Мобильность, Устойчивость, Возможности. Честно говоря, не понравился и павильон ОАЭ: тема создания эмиратов и развития Дубая не раскрыта. Официальные павильоны большие, богатые, но сделаны совсем уж для детей, слабоватый контент, официозный мессидж. К слову, у Экспо вроде бы есть стремление определить и выдержать общую тему, но в реальности это не особенно заметно: темы Экспо нет даже на официальном мерче, включая путеводитель по Экспо. С моей точки зрения, в этом отношении Миланское Экспо про еду (feeding the planet кажется) было очень понятно и интересно сформулировано, но профессионалы считают, что это слишком узкая тема для большого Экспо.
5. Открытие и восторг — павильоны стран глобального юга и боксы небогатых стран (если нет возможности строить отдельный павильон, стране выдается помещение во вполне симпатичных стандартных павильонах). Когда в павильонах-блокбастерах утомляешься от экранов и чувства неотвратимости наступления устойчивого будущего, очень приятно зайти в павильоны стран, о которых ты знаешь мало или слышишь в основном плохое.
6. В моем личном топе по интересности, качеству экспозиции, архитектуре, комбинации медиатехнологий и артефактов — Саудовская Аравия, Пакистан, Марокко. В этот раз заметны качественно, со вкусом сделанные павильоны стран, так сказать, находящихся вне периметра нашего традиционного внимания. Есть и отдельный кайф ходить в боксы совсем небогатых небольших стран. Это, как правило, лавка сувениров или выставка продукции, как, например, у всемирной пошивочной Бангладеша, но там, как правило, есть и попытка более широкого высказывания про страну. И это невероятно колоритно, выглядит очень неподдельно и, кажется, соответствует историческому духу Экспо как площадки. В целом от этого конкретного ближневосточного Экспо, возникает ощущение, что Восток, Азия и Африка находятся на подъеме (по крайней мере некоторые ключевые страны) и это вполне вдохновляющее чувство.
27. Общение и люди — одно из главных удовольствий международного ивента для меня, это возможность встретить настоящих людей из всех возможных стран мира, перекинуться ними парой слов: с неожиданно словоохотливой дамой из павильона Финляндии про дизайн-образование в стране, с кокни-дядечкой в британском павильоне про искусственный интеллект, с папуановогвинейцем про рынок сбыта их натуральной резины (шмат таковой лежит рядом в целлофане, решили не распаковывать, а то пахнуть будет). Этому же общению и погружению в ощущение страны вполне помогают рестораны национальной кухни в павильонах, где тебя обслуживают официанты из этих стран и можно перекинуться с ними парой слов на их родном языке. Но в целом кажется, что фактор личного общения здорово недооценен и недоиспользован на Экспо. Не знаю, насколько этому помогает деловая и культурная программа, но вряд ли это продумано для широкой публики. Тут есть о чем подумать — от каких-то непринужденных форматов для общения до тематических встреч и бесед: про образование, про бизнес, про культуру.
8. Принимающий город — Дубай — очень подходящее место для Экспо: очень международный город, в трех-четырех часах лета живет треть населения планеты, причем это и Африка, и Азия, и Ближний Восток, комфортная предсказуемая погода зимой и на полгода, город-отель, англоговорящий персонал, мощная девелоперско-строительная машина, дух нового и быстрорастущего города (то же, что и Экспо). Допускаю, что следующим в списке городам — от Осаки до Москвы — будет по разным причинам сложнее
9. Будущее Экспо — кажется, что есть интересные развилки как для формата экспо в целом, так и для конкретных стран и городов его проводящих: работать на широкую публику (как туристический аттракцион) или на профессиональную (если речь об отраслевых выставках, то тут хватает конкуренции, с другой стороны, например, в сфере технологий устойчивости такой площадки, видимо, нет), возможные новые роли и ниши Экспо — например, в закрытом на карантин мире она сработала как неожиданно востребованный симулятор международного туризма, или — не хочу уходить в пафос, — но все же некоторая площадка или даже институт развития, которая будет прицельно способствовать улучшению международных отношений, принятию конкретных решений, развитию технологий и отраслей, в том числе через долгосрочные программы. Наконец, география или геополитика: Дубай в большой степени сыграл как витрина поднимающегося глобального юга. А что в этом смысле сможет предложить Осака (my guess — голос стареющего человечества)? А Москва?
Оригинал в facebook автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 101 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 95 человек
Самое читаемое
«Потенциал есть, но нужно обелять рынок»
900115 апреля 2024
Четыре строчки про главное. Про вопросы, на которые трудно ответить
87313 апреля 2024
Анекдот в картинках и не только. Выпуск от 12.04.2024
82412 апреля 2024
Выбор редакции
74629 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
137117 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1632129 февраля 2024
16121
Глава консалтинговой компании Frontier, в прошлом — программный директор Московского урбанистического форума и АНО «Сколково Форум», директор проектов и преподаватель Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
— психолог
— Психолог
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии