Про Матрицу-4

Фильм — интересный, актуальный и стоит того, чтобы потратить на него свое время! Но получить удовольствие от него можно при выполнении нескольких условий.

141813 января 2022
Про Матрицу-4

Ее еще мало кто видел, но разочарованных отзывов в интернете уже тьма. Причем странное дело: отзывы в Сети есть, а в соцсетях — практически нет. Многие мои знакомые из-за этого решили, что фильм не стоит их внимания. Возможно, они и правы. Но не из-за того, что фильм плохой, а по другой причине. Об этом расскажу ниже. Но сначала, дабы спойлеры ушли «под кат», выскажу свое мнение: фильм — интересный, актуальный и стоит того, чтобы потратить на него свое время! Но получить удовольствие от него можно при выполнении нескольких условий:

а) вы помните / смотрели предыдущие Матрицы;
б) вы не считаете Матрицы прежде всего крутыми боевиками;
в) вы любите мыслить самостоятельно. Всем остальным смотреть тоже не возбраняется — хотя бы для того, чтобы составить свое собственное мнение, но ваши впечатления, скорее всего, будут менее позитивными.

1

наташа, вставай, мы там все уронили

Я прочитал кучу негативных отзывов на разных сайтах, и понял, что все их писали люди довольно молодые. Те, кто считает трилогию про Матрицу культовым экшн-боевиком, а ее философию — в лучшем случае идеологической основой кибер-анархизма, в худшем — отражением классовой борьбы неомарксистов. Это те самые геймеры, что резались в онлайн-Матрицу последние 15 лет, примеряя на себя роль Нео, Морфеусов и Тринити. Тот офисный планктон, который был «разбужен» первой Матрицей от своих пубертатных интересов накануне Миллениума (и затем снова «усыплен» рутиной собственной жизни, слегка смягченной всевозможными конспирологическими теоремами). И конечно — те самые «активные кинозрители», которые фанатеют от марвелловских комиксов и выносят кинотеатральные кассы на премьерах очередных саг о супергероях. К слову, вышедший за неделю до Матрицы 4 кинокомикс «Человек-паук» собрал уже в 12 раз больше сборов: 106 млн долл vs 1,3 миллиарда!

Вот эти самые ценители анимированных экшнов, поставившие новому «пауку» 8,4 балла на Кинопоиске (такой рейтинг обычно у мультфильмов, подростковых сериалов и коммерческих «хитов» с кучей суперзвезд), и «уронили» рейтинг новой Матрицы до 5,9… И я их прекрасно понимаю: даже на фоне менее захватывающих эпопей последних 20 лет драчки в Матрице 4, как и прочие спецэффекты смотрятся архаично и неконкурентоспособно. В этом, пожалуй, самый большой минус «Воскрешения». Впрочем, драчек в фильме очень мало (ну а что вы хотели от 57-летнего Киану?!), так что об этом быстро забываешь. А если сначала пересмотреть трилогию, и только затем - 4-й фильм, то разницы вообще нет: да, в заглавном фильме братья Вачовски сильно потратились на анимацию и геймдизайн, но сами драки и там, и в 4-м фильме примерно одинаково поставлены. В 4-м просто совсем не на это сделан упор. И совсем по-другому ходят камеры. А люди – люди двигаются абсолютно так же. Тарантино скучает и зевает и там, и там – кровищи-то нет! Но каждому своё.

ожидание армагеддона

Но давайте о сути. Какими бы ни были конспирологические теории о смысле трилогии, и что бы сегодня о своем произведении ни говорили сами Вачовски, это всё софистика и казуистика. Мне интереснее рассмотреть фильм с антропологической и культурологической точки зрения. Всё же гениальные произведения всегда отражают цивилизацию в моменте, даже если рассматривают ее как бы сверху, Над. Данте в своей «Божественной комедии» описывает реальных своих знакомых. Пушкин в сказках обрисовывает тогдашний государственный строй со скрупулезной точностью. Все творцы вдохновляются тем, что видят в реальной жизни. Так и Матрица 1-3, являясь вымышленной вселенной, впитала и собрала все чаяния и страхи общества перед грядущим Миллениумом.

В трилогии люди живут под гнетом Искусственного интеллекта, поработившего цивилизацию. Вспомните, о чем были большинство фантастических фильмов 1990-2000-х годов, когда в обиходе стали появляться первые умные устройства, Интернет стал проникать в обычные квартиры по всему миру, появились новые электронные системы шпионажа, разведки, добычи информации. Люди тогда боялись, что ИИ, который имел пока что очень небольшие мощности и возможности, сможет так эволюционировать, что захватит власть над человечеством. Вопрос был только в источниках энергии для такого контроля. Вот создатели Матрицы и предложили свой вариант. Люди против машин. Против прогресса и технологий. Вполне себе стандартное противостояние технократов и почвенников. Пусть и в таком, апокалиптическом виде.

эпоха тиктока

Однако за эти 20 лет на планете все изменилось. Как раз благодаря развитию технологий. Теперь люди не боятся интернета, умные устройства лежат у каждого в кармане, а в мегаполисах — и сами дома теперь стали «умными». Теперь искусственный интеллект отвечает на голосовые и браузерные вопросы, ведет нас по маршруту, водит беспилотные автомобили и самолеты, изучает геологию Земли и просторы космоса и многое-многое другое. «Машины» стали частью нашей жизни, а для некоторых — и частью собственных организмов. Мы уже не можем жить без машин и ИИ. А машины — без нас. Никакой войны между видами не произошло. Все страхи, связанные с контролем, теперь направлены не на ИИ, а на тех, кто этот ИИ использует «по назначению». Вот в каком мире должна была появиться Матрица 4. И, как и прежде, всё это — метафизика места и времени в моменте - отражено в ней: сентиенты — умные машины – теперь друзья человека. Война окончена, и новые технологии есть как у машин, так и у людей. Причем умные настолько, что даже Программы могут выходить из Матрицы и обретать антропоморфный образ! Т.е. программу и человека в Матрице 4 уже почти не разъединить (чуть не сказал — не отличить).

2

Да, отдельные страхи у людей еще остались. Мы помним совсем недавние «виртуальные битвы», связанные с 5G или чипами. Да, эти страхи разделяют общественность и сейчас на «технократов» и «почвенников». Но что более интересно: Вачовски — сами представители того поколения, что верили в противостояние машин и людей. Частью своего сознания они еще там, в горниле третьей, аналоговой промреволюции. «Цифра» для них, может, и стала привычной, но изменившиеся социальные договоры – правила игры в виде цифровой, сетевой глобализации, публичности, мемности, нативности, мобильности – всё это для них чуждо и непонятно. Что нашло отражение в прекрасном монологе состарившегося и потрепанного Меровингена, еще 20 лет назад бывшего властителем информационного мира, а ныне – списанного за ненадобностью. Его функция в новом мире – рудимент: в эпоху глобальных соцсетей и «свободного интернета» уже никому не нужно платить за посредничество, за доступ к информации или ресурсам. Информация теперь стихийна и распространяется быстрее любого вируса. И Меровинген вопит в беззубой ярости: «У нас был стиль, а вы заменили это на тиктока-ютуба-вики-фейсбука гавно». А если вспомнить, что Вачовски еще несколько лет назад ругали общемировой тренд на сиквелы и приквелы известных франшиз, заявляя, что продолжать Матрицу было бы очень стремно, и смэтчить их слова с тезисами Меровингена, который тоже, мягко говоря, не в восторге от этого тренда, то можно утверждать, что большую часть своих потаенных страхов и эмоций по поводу прогресса и развития мировой культуры Вачовски вложили именно в этого персонажа.

избранный или иуда?

Впрочем, этот же персонаж (очевидно, являясь «закадровым голосом автора») заявил и то, что у картины будет спин-офф. Ок, никто и не сомневался.
Правда, у спин-оффа может быть весьма удручающая судьба. Дело в том, что пока Вачовски стебут коммерческий кинематограф, работающий сегодня исключительно под запросы зумеров и поздних миллениалов (как и вся e-commerce), фундаментальная основа их собственной франшизы — Киану Ривз, Нео — на днях встречался с представителями Марвелла и согласился войти в их вселенную одним из героев. Как тебе такое, Илон Маск? Пока еще это только медийные утки. Но если случится, то Матрицу ждет либо судьба того же приунывшего Меровингена, либо — пыльное место на марвелловской свалке, к Пифии не ходи. Однако не будем забегать вперед.

для избранных

Если основная дихотомия машины — люди устарела, то какой же главный фильмообразующий конфликт в 4-й Матрице? Всё верно, это — пассионарность сетевого сообщества и все сопутствующие хорошо нам с вами знакомые явления. Нео из трилогии боролся за то, чтобы освободить людей от гнета Матрицы. Но когда он спас мир, поля с «человеками-батарейками» остались. Зеон был разрушен. А в новом городе Ио не сказать, что сильно прибавилось людей. Почему так? Если мы вспомним первого «иуду» из Матрицы, который чуть не убил всех героев, то его монолог о «счастии в неведеньи» — всё ещё один из краеугольных камней. Теперь не один человек считает так, многие люди, получившие возможность выбора, отказались от пробуждения. И «боты», новые персонажи, появившиеся в фильме — это то, как видит Вачовски мир сегодня. Боты – это символ тех сетевых жителей, которые ведутся на любые маркетинговые активности, включаются во всевозможные марафоны, постят мемы и по любому поводу начинают строчить свои комментарии. Это уже даже не люди, это тривиальные программы без воли и интеллекта, которыми можно легко манипулировать, считает Вачовски. Поэтому боты так легко превращаются в «рой»: по команде они активируются на любой кипиш и даже без колебаний готовы разбиться оземь, превратившись в живые «бомбы» - лишь бы исполнить задачу. Это те самые «люди-функции», реальный психосоциальный феномен, о котором я много писал ранее.

Вообще, весь фильм напичкан олдскульной черной иронией и стёбом по поводу эпохи тотального маркетинга, определяющего поведение и мнения людей. Здесь и фокус-группы, по итогам которых определяются судьбы персонажей будущей игры (мы это, кстати, умеем делать: кому надо, обращайтесь!), и обсуждение мемов, фанатских гипотез, и пр. Матрица 4 — это вообще про дикий ржач (с толикой сожаления и печали) Вачовски над сильно отупевшей, на ее взгляд, сетевой общественностью. И немножко над собой, над своими героями и прежними идеями, над прежней серьезностью и пафосом. Чего только стоит эпизод, когда Нео, уже вернув себе Силу, пытается впервые взлететь – и не может, комично подпрыгивая на каких-то полметра… Множество смешных и очень смешных постмодернистских тегов – главное богатство этой серии. И именно поэтому оголтелая братия геймеров и марвелловских фанов, не представляющая свою жизнь без мемов, трендов, сториз, марафонов, роликов и комментариев, так жестко восприняла основной посыл Вачовски. Потому что это был именно «посыл». Кто ж будет радоваться, когда его шлют, да еще и за деньги, которые он отдал за билет? То еще удовольствие. Так что можно сказать, что Матрица 4 — это не кино про Избранного. Это кино ДЛЯ избранных. И это действительно «тру» и «олдскул» в самом позитивном смысле.

цифровой олимп

Еще одним символом времени у Вачовски становится создатель Матрицы. Если раньше это был бездушный, безэмоциональный Архитектор, которому однако были присущи не только логика и системность, но в определенном смысле честь и порядочность (вспомним их финальный разговор с Пифией), то в 4-й Матрице на смену Архитектору приходит Аналитик. На самом деле, ПсихоАналитик, но суть в переводе не сильно пострадала. Аналитик (которого играет Барни Стинсон, если вы понимаете, о чем я) — это уже не управленец в чистом виде, это «операционный менеджер», который включается во все локальные процессы, да и сам становится одним из персонажей созданной им вселенной. Аналитик разбирается в людях (Архитектору это казалось настолько мелким и ненужным, что он даже не пытался), копается в их мотивах и поведении, ставя эксперименты и получая большое удовольствие от «полевой работы». Аналитик — это недо-Мориарти, недо-злодей, упрощенная и утрированная версия героя тех же комиксов. Да и сам он теперь подчиняется «Им» — неким элитам, которых Архитектор никогда не упоминал. Он стоит на ступень ниже Архитектора в этой иерархической лестнице цифрового Олимпа. И, к тому же, является в какой-то мере компромиссом в игре элит: ведь он смог выторговать у них свое положение шантажом или еще каким-то хитрым способом. Это положение достаточно шаткое, но именно он — главный манипулятор, тактик, кукловод Матрицы, с кем Нео и Тринити начинают свою новую войну.
И хотя война с Аналитиком заканчивается едва ли не сразу же: ресурсов у него в разы меньше, чем были у Архитектора, — в фильме остается еще столько неоконченных сюжетных линий, что хватит явно не на один спин-офф! Например, кто же такие эти «Они», с кем договорился Аналитик? Как Они будут реагировать на разрыв контракта и появление новой силы, завладевшей Матрицей — Нео и Тринити? Ведь в 4-й Матрице Тринити, выстрадавшая через Колесо Сансары себе супер-способности, тоже становится Избранной: теперь они оба — демиурги, способные летать и менять физические законы под себя (и дело совсем не в фем-повестке, которую разглядели в этом повороте некоторые зрители: по мне, так он перекликается как с классическим произведением Ричарда Баха, так и с буддистскими идеями о Карме, одной из основ киноэпопеи). Ляжет ли новый расклад в планы таинственных элит, создавших всё? И если нет, то какая новая война грозит вселенной?

любовь в основе всего

Сама Вачовски, за год с небольшим потерявшая обоих родителей и еще кого-то из близких, без обиняков говорит о том, что главная идея фильма — про всесильную силу любви, которая возрождает к жизни и способна изменить мир. И да, эта сентиментальная линия действительно идет яркой нитью сквозь всю картину, что вызывает недовольство у менее романтичных марвелловских фанов, строчящих недовольные комменты о фильме. «Рой» гудит. Недаром Аналитик приказал Локдауну его запустить. Оценили шуточку, да?..

3

И всё же, любовь Нео и Тринити и в трилогии была главным источником всех происходивших изменений. Любовь была определяющей причиной, если говорить языком Меровингена. Всё остальное – следствия. Неудивительно, что в «мирное время», когда машины и люди перестали воевать, эта Причина и вышла на первый план. Она не взялась ниоткуда, она осталась, прошла сквозь огонь, воду, время, материю и медные трубы. И она же привела к новому взрыву, новому витку эволюции Матрицы и всей вселенной. Какому – узнаем, возможно, в следующей серии.

стеб и сарказм

Лана Вачовски снимала Матрицу 4 с новой командой и без своей сестры. Это очень заметно во многих технических деталях и некоторых перипетиях сюжета. Но это – эволюция, развитие, новый поворот. 18 лет — большой срок, и перемены как в киноязыке, так и в самоощущении Вачовски более чем ожидаемы. В каком-то смысле этот «киноязык» стал отдельным персонажем, что очень украсило картину. Это такое визуальное и интеллектуальное наслаждение: следить за мелкими деталями, тегами, которые расставляет Вачовски в кадре. Да, это совсем не новый ход, но от этого он не становится менее классным. Все эти названия («Симулатте» —чудесно!), отражения в зеркальных поверхностях, отсылки к предыдущим фильмам — весь визуал подобран очень здорово. И хотя длинных философских бесед, которыми славилась трилогия, стало заметно меньше, зато появились стебные сцены с очень смешными и не менее глубокими диалогами. Серьезность была символом 90-х, нынче продается стеб и сарказм. И эти стеб и сарказм очень неплохо вписались в Матрицу.

Я много еще о чем хотел рассказать: и о впечатлениях, и о символах, и о каких-то интересных фактах о фильме и его создании. Но, кажется, хватит многабукав, главное я, надеюсь, передал: фильм посмотреть стоит! Его хватит и на развлечение, и на игры разума. А если он вам не понравится, то ничего в этом страшного нет. Вот от слова совсем! Скорее всего, вы любите другие продукты кинематографа — марвелла, «звездные войны», «три биллборда» или «интерстеллар». Угадал?

 

Оригинал в Facebook автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

83719 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

317301 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

318401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6629101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх